Предоставление гранта школе

В соответствии с п. 2 ст. 78.1 БК РФ в законах о бюджетах различного уровня могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) образовательными учреждениями. Таким образом, частные образовательные учреждения также могут претендовать на получение гранта. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий (так же как и субсидий для бюджетных, автономных и казенных учреждений) из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Прежде чем составлять конкурсную заявку на получение гранта, руководитель образовательной организации должен внимательно изучить порядок предоставления грантов в форме субсидий, утвержденный соответствующим нормативным правовым актом.

Гранты в форме субсидии могут быть выделены только при условии прохождения образовательной организацией конкурсной процедуры. Ее непременным условием является заполнение и подача заявки. В заявке обычно указываются:

· проблема, на решение которой направлен проект, его цель и задачи;

· целевая аудитория;

· кадровое обеспечение;

· этапы и сроки реализации проекта;

· результаты проекта и критерии оценки его эффективности.

В настоящее время единого подхода к формированию критериев отбора проектных заявок на получение гранта, который можно было бы использовать для различных муниципальных образований или субъектов РФ, не существует.

Как правило, заявка оценивается по следующим позициям:

1. Актуальность проблемы, на решение которой направлен проект. Учитываются соответствие уставной деятельности участника конкурса приоритетам социально-экономического развития территории, на которой он осуществляет свою деятельность, а также понимание участником конкурса сути проблемы, которую он собирается решить в процессе реализации проекта.

2. Реалистичность способа достижения цели и решения задач проекта. В данном случае рассматриваются:

· перспектива деятельности участника конкурса после получения гранта школой;

· количество граждан, которые будут принимать активное участие в реализации проекта;

· измеряемость предполагаемых улучшений в уставной деятельности участника конкурса в результате получения гранта (наличие в заявке показателей, позволяющих оценить результаты субсидирования);

· определение краткосрочных и долгосрочных результатов проекта (перспективы деятельности участника конкурса после окончания финансирования по гранту).

3. Надежность участника конкурса.

Рассматриваются:

· результативность деятельности в предыдущие годы;

· наличие квалифицированного персонала и возможностей для привлечения лиц на договорных и других основаниях для реализации проекта;

· возможность вложения в проект собственных средств либо средств, привлеченных из иных источников.

Для оценки заявки может использоваться балльная система. Такая система, например, используется Департаментом образования города Москвы при отборе школ – получателей грантов мэра Москвы. Согласно п. 2.1 Порядка отбора получателей грантов мэра Москвы в сфере образования по итогам 2012/2013 учебного года, утвержденного приказом Департамента образования города Москвы от 19.07.2013 № 367 (далее – Порядок), критерием отбора претендентов на получение гранта мэра Москвы за достижение высоких результатов в образовательной деятельности является суммарный показатель результатов образовательной деятельности, который формируется с учетом:

· рейтинга образовательных учреждений, показавших высокие образовательные результаты;

· результатов дополнительных диагностик (по желанию образовательного учреждения). Результаты дополнительных диагностик при отборе претендентов на получение гранта мэра Москвы учитываются по желанию учреждения и состоят из следующих показателей: результаты образовательной деятельности и итоги участия в общегородских диагностиках по результатам обучения (в 4-х и 7-х классах);

· реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

По результатам дополнительных диагностик начисляются баллы:

· 0,01 балла – по каждому предмету за каждого обучающегося, про- диагностированного по этому предмету в течение 2012/2013 учебного года в 4-х и 7-х классах и преодолевшего установленный порог;

· 0,03 балла – за каждого ребенка, освоившего в данном учреждении в течение 2012/2013 учебного года основную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

Согласно п. 2.7 Порядка гранты присуждаются учреждениям, занявшим первые места по суммарному показателю результатов образовательной деятельности.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. П. 1 ст. 306.4 БК РФ.

При получении гранта школой обычно заключается договор между грантодателем и грантополучателем, в котором определяются его предмет, права, обязанности и ответственность сторон, иные условия. В договоре также может быть указана обязанность грантополучателя предоставить грантодателю в определенный срок отчет об использовании полученных средств. Полученные средства гранта школой должны расходоваться на основании плана доходов и расходов. Проект этого плана, как было отмечено выше, обычно входит в пакет документов, предоставляемых на конкурс. В проекте должна быть обоснована потребность участника конкурса в материальных, трудовых и технических ресурсах, программных средствах и т. д. Кроме того, он должен составляться с учетом условий, определенных порядком предоставления гранта для школы. Например, могут предусматриваться ограничения в процентном отношении от объема выделяемого гранта средств, направляемых на оплату труда исполнителей, накладных расходов и оплату услуг сторонних организаций. В целом грантовую систему финансирования можно рассматривать как механизм стимулирования проектной активности образовательных организаций, который позволяет органам власти различного уровня осуществлять поддержку передовых педагогических коллективов, а образовательным организациям – получать дополнительное финансирования на собственное развитие.

Нормативные документы

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ;

Федеральный закон от 02.07.2013 № 181-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов»;

Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

Письмо Минфина России от 30.08.2013 № 02-13-09/35843 «Об особенностях предоставления грантов в форме субсидий юридическим и физическим лицам»;

Приказ Департамента образования города Москвы от 02.09.2013 № 566 «Об утверждении порядка отбора получателей грантов Правительства Москвы в сфере образования по итогам 2012/2013 учебного года».

Наши рекомендации