Оформление дополнительных материалов;
Кафедра Управления качеством
А.Г. Рыбка, А.В. Воронцова
Порядок выполнения, оформления, защиты курсовых и выпускных квалификационных / дипломных работ
Учебно-методический комплекс
Методические рекомендации для студентов специальности «Управление качеством» дневной формы обучения
Тюменский государственный университет
А. Г. Рыбка, А. В. Воронцова. Порядок выполнения, оформления, защиты курсовых и выпускных квалификационных / дипломных работ. Учебно-методический комплекс. Методические рекомендации для студентов дневной формы обучения специальности «Управление качеством». Тюмень, 2008 г., 42 стр.
Методические рекомендации учебно-методического комплекса содержат требования к порядку выполнения исследовательских работ, темам исследования, структуре, содержанию разделов, оформлению, стилю изложения, структуре доклада, дополнительным материалам, процедурам защит работ и критерии оценки их качества.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Порядок выполнения, оформления, защиты курсовых и выпускных квалификационных / дипломных работ [электронный вариант] / Режим доступа: htpp:www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией института, факультета. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета ТюмГУ.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: канд. филолог. наук, доцент
Т.М. Автократова
©ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008
©А.Г. Рыбка, А.В. Воронцова, 2008
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………...4
2. Общие положения ……………………………………………………….5
3. Порядок выполнения …….……………………………………………...7
4. Тема исследования …………………………………………..…………9
5. Структура ………………………………………....……………………..14
6. Содержание разделов ………………..………………...……….…….15
7. Оформление …………………………..….…………………………….28
8. Стиль изложения ……………………………………………………….32
9. Структура доклада к публичной защите работы и оформление иллюстрационного материала …………………….………………...33
10. Дополнительные материалы …………..………………………..…...34
11. Процедура защиты ………………………….………………...….……37
12. Критерии оценки ………………………………….......………………..39
13. Список литературы ………... ………………………………………….41
Пояснительная записка
Цель рекомендаций – оказание методической помощи студентам в организации и успешном выполнении самостоятельных научно-практических работ (курсовые и выпускные квалификационные / дипломные работы), как познавательного процесса, обеспечивающего систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности «Управление качеством» для результативного выполнения профессиональных задач в конкретной области деятельности.
Задачи:
1) Установить единые требования к качеству структуры, содержания, изложения, оформления курсовых и выпускных квалификационных / дипломных работ, а так же необходимых, прилагаемых к ним материалов;
2) Рекомендовать студентам порядок выполнения курсовых и выпускных квалификационных / дипломных работ;
3) Информировать студентов о процедурах защиты курсовых и выпускных квалификационных / дипломных работ;
4) Сориентировать студентов на критерии оценки качества выполнения курсовых и выпускных квалификационных / дипломных работ.
Общие положения.
2.1 В ВУЗ(ах) функционируют разнообразные организационные формы обучения. Процесс обучения сопровождается и завершается различными формами контроля. Курсовая и выпускная квалификационная / дипломная работы являются традиционными формами контроля усвоения студентами учебного материала и относятся к видам научно-исследовательских работ. Они являются результатом самостоятельной творческой деятельности студента и базируются на современных теоретических, прикладных и методических положениях науки, содержат элементы новизны. В научно-исследовательских работах реализуются самостоятельные идеи студентов как в видении более эффективного решения вопросов, так и в развитии перспектив изучаемого направления.
2.2 Курсовая работа является видом промежуточных испытаний подготовки выпускника ВУЗ(а) и представляет собой самостоятельное глубокое и объемное исследование научно-практического характера, завершающее этап изучения актуальных вопросов конкретной учебной дисциплины и получения права доступа к экзамену.
В процессе выполнения курсовой работы студенты: овладевают методами исследования и моделирования; приобретают навыки работы с научной литературой, нормативными актами, техническими документами; знакомятся с правилами оформления самостоятельных научно-практических работ; развивают умения научно-исследовательского подхода к изучаемым вопросам, анализа результатов, их обобщения и формирования выводов; формируют собственные взгляды на решение рассматриваемых профессиональных задач и творческий подход к изложению исследовательских материалов.
2.3 Выпускная квалификационная / дипломная работа выпускника ВУЗ(а) с квалификацией «дипломированный специалист» является видом итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации, представляет собой законченную разработку научно-исследовательского или научно-производственного характера и является показателем качества подготовки специалиста для дальнейшей научно-профессиональной деятельности.
2.4 Темы курсовых и дипломных работ предлагаются студентам в соответствии с научной тематикой кафедры, или организаций, на базе которых они выполняются, а так же научными интересами студентов.
2.5 Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной / дипломной работы одинаковы. Рекомендуемый для студентов объем: курсовой работы 3-го курса – 20-30 стр. и 4-го – 30-40 стр.; выпускной квалификационной / дипломной работы – 50-60 стр.
2.6 Машинописный вариант курсовой работы сдается на кафедру, выпускная квалификационная / дипломная работа в сброшюрованном виде сдается секретарю ГАК за 3 дня до защиты.
2.7 Отклонения от содержащихся в рекомендациях требований не допускаются.
Порядок выполнения
3.1 Выбор темы (см. разд. 4, с. 9);
3.2 Подтверждение темы заявлением (при выполнении выпускной квалификационной / дипломной работы) (см. разд. 4, с. 9);
3.3 Составление рабочего плана. План – это структурная разработка курсовой и дипломной работы. Все вопросы плана должны быть логически связаны, и, в совокупности, давать ответ на поставленный вопрос, т.е. раскрывать суть темы. Подходы к составлению плана курсовой работы:
- план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, и концентрированно отражать содержание работы;
- план должен предусматривать последовательное, логическое и взаимосвязанное раскрытие результатов исследования;
- в плане не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержатся в предыдущих или последующих разделах работы;
- не вводить вопросы, детализирующие более общий вопрос без предварительного внесения в план данного общего вопроса;
- если какой-то пункт плана должен иметь подпункт, то их должно быть не менее двух;
- план должен быть написан в форме назывных, а не вопросительных предложений;
- в плане указываются сроки выполнения исследовательских работ.
3.4 Согласование рабочего плана. План исследовательской работы, разработанный студентом, подлежит обязательному согласованию с научным руководителем работы. В процессе выполнения исследовательской работы план может корректироваться или уточняться;
3.5 Получение задания по срокам выполнения исследовательской работы у научного руководителя (см. разд. 4, с. 9);
3.6 Поиск и изучение источников литературы, а так же выполнение исследований по теме;
3.7 Написание глав: анализ и обобщение материалов исследования, формулирование основных положений, выводов и рекомендаций;
Оформление дополнительных материалов;
Подготовка доклада.
Примечание: в процессе исследований по мере необходимости консультироваться у научного руководителя темы.
Тема исследования
4.1 Темы курсовых и дипломных работ определяются кафедрой «Управления качеством» в соответствии с её научной тематикой или организацией, на базе которой она выполняется, с учетом обоснованных научных интересов студентов.
4.2 Требования к тематике курсовых и дипломных работ: соответствовать задачам подготовки специалиста; учитывать направления и проблематику современных исследований; приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и кафедра в целом; учитывать разнообразие интересов студентов; тема должна быть актуальна, иметь теоретическое и практическое значение для настоящего времени; позволять использовать материал работы для дальнейшего развития, расширения и углубления выбранной темы в последующих научно- исследовательских работах; учитывать реальные возможности студента собрать необходимые материалы – фактические, исследовательские, документальные, нормативно-правовые, библиографические и др.
4.3 Закрепление за студентами тем курсовых работ. В перечне тем курсовой работы напротив выбранной темы студент лично осуществляет (вносит) проставляет дату, подпись, расшифровку подписи.
4.4 Закрепление за студентами тем выпускных квалификационных / дипломных работ. Студент на имя заведующего кафедрой пишет заявление с просьбой об утверждении темы и назначении научного руководителя, на котором научный руководитель подтверждает личной подписью свое согласие о научном руководстве дипломной работой (см. с. 10). По специальным вопросам дипломной работы могут назначаться консультанты.
Образец заявления о закреплении темы выпускной квалификационной / дипломной работы
Зав. кафедрой __________
_______________________
_______________________
от студента специальности
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
заявление
Прошу утвердить тему выпускной квалификационной работы: _______
________________________________________________________ и назначить научным руководителем: ___________________________ ____________________________________________________________
(дата) (подпись студента)
«Согласен» _________________
(подпись научного руководителя)
4.5 Изменение темы осуществляется по решению кафедры на основании заявления студента не позднее истечения 1/3 срока выполнения работы.
4.6 Темы дипломных работ и их изменения, выбранные студентами и научные руководители (профессора, доценты, старшие преподаватели, высококвалифицированные специалисты организаций) работ утверждаются решением кафедры и распоряжением директора.
4.7 Обязанности научного руководителя: выдача задания на дипломную работу (исходные данные, содержание, иллюстрации, календарный план, сроки сдачи), консультации по теме, контроль выполнения работы, отзыв на законченную работу. Оформление задания на выполнение выпускной квалификационной / дипломной работы указано в образце см. с. 12.
Образец задания на выполнение выпускной
квалификационной / дипломной работы
министерство образования и науки российской федерации
федеральное агенство по образованию
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
тюменский государственный университет
международный институт финансов, управления и бизнеса
Утверждаю:
Зав. кафедрой _____________
__________________________
«___»________________200_г.
задание
на выпускную квалификационную работу студента
____________________________________________________________
1. Тема работы:______________________________________________
________________________________________________________
утверждена распоряжением по кафедре от «___»________200_г. №__
2. Срок сдачи студентом законченной работы «___»________200_г.
3. Исходные данные к работе:__________________________________
________________________________________________________
4. Содержание дипломной работы (перечень подлежащих разработке вопросов):_______________________________
5. Перечень графического материала:___________________________
____________________________________________________
6. Календарный план:
№ п/п | Наименование раздела дипломной работы | Срок выполнения |
Введение | ||
Глава 1. …………………………………………………….. ………………………………………………………………… | ||
Глава 2. …………………………………………………….. ………………………………………………………………… | ||
Глава 3. …………………………………………………….. ………………………………………………………………… | ||
Заключение | ||
Оформление аннотации и графического материала | ||
Подготовка к защите (получение отзыва и рецензий) |
7. Дата выдачи задания «___»____________200_г.
Руководитель _______________________________________________
Заявление принял к исполнению студент _________________________
____________________________________________________________
Структура
Структура курсовой и выпускной квалификационной / дипломной работ является логической схемой всей работы. Она включает следующие разделы:
5.1 Титульный лист;
5.2 Реферат (выпускная квалификационная / дипломная работа);
5.3 Оглавление / содержание;
5.4 Список сокращений;
5.5 Введение;
5.6 Обзор литературы;
5.7 Материалы и методы исследования;
5.8 Результаты исследования;
5.9 Обсуждение результатов исследования;
5.10 Выводы;
5.11 Список литературы / библиография;
5.12 Приложение.
Содержание разделов
6.1 Общие положения. Разработка темы должна носить исследовательский характер и предусматривать всестороннюю характеристику объекта исследования, оценку существующего положения и состояние объекта исследования. Необходимо не только найти закономерности, но и дать их количественную и качественную характеристику, и на этой базе спрогнозировать развитие явления или процесса в будущем.
В целом, к объему разных видов самостоятельных научно-практических работ требования следующие:
Показатель | Курсовые работы | Дипломные работы | |
3 курс | 4 курс | 5 курс | |
Количество страниц | 20-30 | 30-40 | 50-60 |
Количество литературных источников | не менее | не менее | не менее |
Рекомендуемый объем основных разделов:
№ | Наименование разделов | % от общего объема работы |
Введение | 4-6 % | |
Обзор литературы | 20-25 % | |
Материалы и методы исследования | 10-12 % | |
Результаты исследования | 35-45 % | |
Обсуждение результатов исследования | 8-12 % |
6.2 Титульный лист оформляется с учетом следующих требований:
6.2.1 вверху указывается название учебного заведения, в котором выполнена работа, его структурного подразделения, выпускающей кафедры;
6.2.2 ниже справа сведения о допуске к защите в ГАК;
6.2.3 в середине листа – тема с указанием вида работы (курсовая / дипломная), ниже справа - фамилия, имя, отчество научного руководителя с указанием ученой степени и должности; фамилия, имя, отчество, курс и группа студента;
6.2.4 внизу указывается место и год выполнения работы;
6.2.5 титул также должен содержать подписи научного руководителя, автора работы, и запись заведующего кафедрой о допуске работы к защите;
6.2.6 на оборотной стороне титула (для выпускной квалификационной / дипломной работы) имеются сведения о специальности и специализации, дате защиты в ГАК на оценку за подписью секретаря.
Оформление титула смотреть в образце (с. 17).
Примечание: при выполнении титула курсовой работы п. 6.2.2. исключается.
Образец оформления титульного листа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Международный институт финансов, управления и бизнеса
Кафедра «Управления качеством»
Допущен(а) к защите в ГАК
И.о. зав. кафедрой, доцент _____________ А.Г. Рыбка
СТАНДАРТИЗАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
(дипломная работа / курсовая работа)
Научный руководитель:
_______________________
подпись
к.б.н., доцент И.И. Иванов
Автор работы:
Студент __ курса __ группы
_______________________
подпись
Н.Н. Иванова
Тюмень, 2008
Образец оформления
оборотной стороны титульного листа
Работа выполнена на кафедре управления качеством по специальности – «Управление качеством»
специализации – управление качеством в производственно-технологических системах (или управление качеством в социально-экономических системах, или управление качеством в экологических системах)
Защита в ГАК
«___» ________200_ г.
на оценку__________
секретарь__________
6.3 Реферат (в выпускных квалификационных / дипломных работах). Реферат предназначен для публикации в информационных журналах, бюллетенях, сборнике аннотаций выпускных квалификационных работ. Объем реферата 0,5-1 с. В верхней части страницы заголовок «Реферат», ниже, через строку, приводятся данные дипломной работы (количество страниц, рисунков, таблиц, источников литературы). Далее, излагаются сведения об объекте исследования, основные результаты и выводы. В конце реферата перечень ключевых слов, характеризующих содержание работы. Ключевые слова приводятся в именительном падеже, в строку, через запятые и прописными буквами. Реферат повторяется на следующей странице на английском языке.
Образец оформления реферата
РЕФЕРАТ
с. 60, рис. 7, табл. 6, библ. 40.
Изучены физико-химические показатели продукции легкой промышленности в зависимости от применяемых технологий производства продукции. Показано, что применение инновационных технологий производства продукции повышает качество потребительских свойств выпускаемых изделий.
Ключевые слова: физико-химические показатели, продукция легкой промышленности, инновационные технологии, потребительские свойства.
6.4 Оглавление/содержание. Представляет собой перечень разделов и подразделов работы. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый раздел или подраздел. Названия рубрик должны точно соответствовать заголовкам, приведенным в тексте работ.
Образец оформления содержания.
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ……………………………………………………. 3
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………… 8
1.1. ………………………………………………………………………. 8
1.2. ……………………………………………………………………... 16
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………. 22
2.1 Материалы исследования ……………………………………. 22
2.2 Методы исследования ………………………………………… 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………….. 29
3.1. …………………………………………………………………….. 29
3.2. …………………………………………………………………….. 39
ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ……….. 49
4.1. …………………………………………………………………….. 49
4.2. …………………………………………………………………….. 52
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………… 55
РЕКОМЕНДАЦИИ ……………………………………………………………. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….……… 57
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….……… 60
Примечание:В случае выполнения теоретической курсовой или выпускной квалификационной / дипломной работы необходимо ориентироваться на следующее содержание основной части:
Глава «Обзор литературы»:
- сущность исследуемого вопроса/явления, его природы;
- предыдущий опыт и организация процесса управления изучаемым явлением в существующей практике.
Глава «Результаты исследования»:
- существующие способы обеспечения вопроса в исследуемой области, степень проработанности вопроса, возможности других путей его решения;
- обоснование принципов подхода к решению вопроса, предложение новых методов (или их совокупности, комбинации) для применения на практике;
- практическое решение вопроса по достижению цели научно-исследовательской работы.
Глава «Заключение»:
- краткое подведение итогов работы;
- описание значимости исследованных вопросов и полученных результатов для фундаментальных знаний, практического применения и перспектив развития направления.
6.5 Список сокращений. Список сокращений представляет собой перечень использованных в работе аббревиатур и сокращений, с их полной расшифровкой (за исключением общепринятых) в алфавитном порядке, сначала на русском языке, затем на иностранном (см. образец).
Образец оформления списка сокращений
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
СМК – система менеджмента качества
СЭМ – система экологического менеджмента
TQM – всеобщий менеджмент качества
6.6 Введение – это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен в этом небольшом разделе показать: актуальность темы; объект, предмет, цель, задачи, защищаемые положения, материалы, методы исследования; новизну результатов, теоретическую и практическую значимость.
Введение целесообразно писать после того, как исследование полностью выполнено и написана первая, вторая и третья главы, так как в них характеризуются все элементы научного исследования.
Кратко о содержании частей введения.
6.6.1 Актуальность темы исследования – степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретных задач. Освещение актуальности должно быть кратким. При раскрытии актуальности темы исследования необходимо показать главное, исходя из двух направлений её характеристики:
неизученность выбранной темы (определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведение исследования направлено на устранение этих пробелов);
решение определенной практической задачи на основе полученных в процессе исследования данных;
основные характеристики курсовой / дипломной работы.
Вопрос (явление) исследования стоит на границе известного и неизвестного. Поставить вопрос исследования – значит найти эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. Следовательно, научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая решения.
6.6.2 Объект исследования (что рассматривается) – это процесс или явление, которое дает проблемную ситуацию для изучения.
6.6.3 Предмет исследования (как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование). Варианты определения предмета и объекта исследования:
- объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное;
- предмет – это то, что находится в границах объекта;
- предмет исследования определяет тему исследования.
6.6.4 Цели исследования – это то, что мы хотим получить в результате исследования.
6.6.5 Задачи работы (что нужно сделать, чтобы цель была достигнута) – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели: решения вопроса проверки гипотезы исследования.
6.6.6 Защищаемые положения (гипотеза) – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто, то есть – предполагаемое решение проблемы. Они определяют направление научного поиска, являются основным методологическим инструментом, который организует весь процесс исследования. Требования к защищаемым положениям:
- не должны содержать понятий, которые не уточнены;
- должны быть проверяемы при помощи доступных методик.
6.6.7 Материалы и методы исследования – краткая информация по количеству материалов и перечисление методов, при помощи которых выполнено исследование.
6.6.8 Научная новизна. Для исследовательской работы научная новизна может иметь субъективный характер (определяться по отношению к исследователю), то есть моделирование известных науке решений закономерностей распространяются на новую выборку.
6.6.9 Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость – значение работы в области фундаментальных знаний. Практическая значимость заключается в возможности:
- решения на основе полученных результатов той или иной практической задачи;
- проведения дальнейших научных исследований;
- использование полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов.
6.7 Глава «Обзор литературы» может содержать несколько подглав. В главе кратко рассматривается история вопроса и степень его изученности, анализируется современное состояние исследуемой проблемы. Содержание главы должно соответствовать теме исследования. Число цитируемых литературных источников (отечественных и зарубежных) должно быть достаточным для полного освещения вопроса. При описании литературных данных могут быть использованы рисунки и таблицы со ссылкой на источник.
При поиске источников научной литературы по теме использовать все виды изданий. Поиск осуществлять через каталоги, картотеки и библиографические указатели библиотек, а так же поисковые системы «Интернет».
6.8 Глава «Материалы и методы исследования». Данный раздел должен содержать информацию о времени, месте и объекте исследования, объеме материала, методике и технике исследования, методах математической и статистической обработки данных с указанием использованного программного обеспечения. Описание стандартных методик может быть сокращено до изложения принципа метода, его краткого описания со ссылкой на литературный источник, в котором данная методика описана полностью. Формулы для расчета показателей, относящихся к результатам исследования, должны быть пронумерованы. Номер проставляется с правой стороны на следующей после формулы строке в круглых скобках арабскими цифрами (см. образец). Нумерация формул сквозная по ходу всей работы (пример: (1), (2), (3) и т.д.). Глава может быть дополнена фотографиями использованных приборов с описанием их основных характеристик, местности проведения исследований и др.
Образец оформления формулы
М | = | å Х | ,
| ||
N |
где М – средняя арифметическая, Х – каждое индивидуальное наблюдение, å - процесс суммирования, N – число наблюдений.
6.9 Глава «Результаты исследования». Здесь приводятся результаты исследований и наблюдений, выполненных непосредственно исполнителем. Статистически обработанные данные могут быть представлены в виде таблиц и рисунков (диаграмм, графиков, схем, фотографий и т.д.). В данном разделе результаты собственных исследований анализируются и комментируются. На основании анализа выявляются закономерности.
6.10 Глава «Обсуждение результатов». В этой главе приводится сопоставление полученных результатов с данными других исследователей, изученных по литературным источникам, а так же на основании собственных взглядов и литературных источников объясняются выявленные закономерности.
В указанном разделе целесообразно подвести итог проведенного исследования, включая теоретическую и практическую части, а так же отразить перспективы проведения дальнейших исследований.
Глава заканчивается «Резюме» - краткое заключение по обсуждаемым результатам исследования, из положений которого будут сформулированы выводы. Резюме должно корреспондироваться с «Защищаемыми положениями».
6.11 Выводы. Формулируются на основании поставленных задач и кратко отражают наиболее важные результаты работы. Выводы должны быть представлены в виде нумерованного списка, состоящего из 3 и более пунктов.
6.12 Список литературы. Представляет собой перечень всех литературных источников, использованных при выполнении работы. Источники располагаются в едином алфавитном порядке. Список литературы должен включать не менее 20 % источников, изданных за последние 5 лет, не менее 30 % источников периодических изданий (журнальные статьи и др.). Использование Интернет-ресурсов в объеме, не превышающем 10 % от общего количества источников. Список литературы должен быть оформлен единообразно с соблюдением государственного стандарта на библиографическое описание документа (ГОСТ 7.1.-2003).
Образец оформления библиографического описания литературных источников
1 Книги одного, двух, трех авторов:
1.1 Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2007. – 390 с.
1.2 Гембрис, Свен. Управление качеством / Свен Гембрис, Йоахим Германн; [перевод с нем. М.Н. Терёхиной]. – М.: Издательство «Омега-Л»: СмартБук, 2008. – 128 с.
1.3 Бой, Ж. Лучшее пособие от ведущих мировых компаний по проектному менеджменту / Ж. Бой, К. Дудек, С. Кушель; [перевод с нем. А.В. Давыдова]. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 140 с.
2 Книги четырех и более авторов:
2.1 Микробиологические основы ХАСП при производстве пищевых продуктов: Учебное пособие / В.А. Галынкин [и др.]. – Спб.: Проспект науки, 2007. – 288 с.
3 Сборники статей:
3.1 Метрология и стандартизация: сб. ст. / [отв. ред. А.Т. Хуснутдинова, А.В. Воронцова]. – Киев: Наукова думка, 2008. – 120 с.
3.2 Управление качеством на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности: тез. док. конф., Новосибирск, 24-25 июня 2008 г. – Новосибирск: ПГУ, 2007. – 150 с.
4 Статьи из журналов, газет, книги.
4.1 Воскресенская Н.И. Управление качеством продукции / Н.И. Воскресенская // Стандарты и качество. – 2006. – Т.З., №7. – с. 20-27. (доп. пр-р: - Т.З., вып. 5. - ).
Примечание: требования к перечислению авторов аналогично предыдущим примерам.
4.2 Шелехова, Т.М. Результативность системы экологического менеджмента / Т.Н. Шелехова // Коммерсант. – 2007. - №7. – с. 5-7.
4.3 Косолапова, В.А. Принципы всеобщего менеджмента качества // Менеджмент качества в ХХI веке: сб. наун. тр. (доп. пр-р: Тезисы Докл. Междун. Научн.-практ. конф. Ч. 2 - ) М.: наука. – Вып. 12. – с. 35-37 (примеч.: тез. доклада – Вып. не указ-я).
5 Электронные ресурсы:
5.1 Исследовано в России [электронный ресурс]: многопредметный научный журнал / Екатеринбургский институт управления качеством. – Екатеринбург: ЕИУК, 2008. – Режим доступа: htpp://zhurnal.mipt.rssi.ru.
6 Стандарты:
6.1 ГОСТ Р 51705.1-2001 Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП.
6.13 Приложение. В этом разделе дается материал вспомогательного характера: анкеты, бланки, формы других документов; расчетные материалы, отражающие технику расчетов; результатов измерений; дополнительные иллюстрационные материалы (таблицы, графики, карты и т.д.). Приложения оформляются на последних страницах работы и не входят в её объем.
Оформление
7.1 Текст работы создается на компьютере в текстовом редакторе Word на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210*297 мм). Шрифт Times New Roman, кегль-14 (придерживаться в работе одного выбранного размера) с междустрочным интервалом – 1,5. Не допускается использование шрифтов «полужирный» и «курсив» (за исключением написания видовых названий на латинском языке). Поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм. Отступ первой строки абзаца – 12,5 мм. Выравнивание основного текста «по ширине», заголовков – «по центру». Страницы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу. Титульный лист работы не нумеруется, следующему за ним листу присваивается номер 2.
7.2 Заголовки структурных элементов оформляются при помощи функции «стиль»: заголовки первого уровня Times New Roman 14, верхний регистр (заглавными буквами), заголовки второго и третьего уровней - Times New Roman 14, обычный регистр. Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются, переносы слов в заголовках исключаются.
7.3 Главы и подглавы. Каждая начинается на новой странице. Заголовки и подзаголовки отделяются от текста сверху и снизу с интервалом 3,0. Порядковая нумерация глав осуществляется арабскими цифрами с точкой: Глава 1., Глава 2. Подглавы нумеруются в пределах нумерации главы: 1.1., 1.2., 2.1., 2.2. соответственно главам.
7.4 Иллюстрационный материал. Систематизированный цифровой и текстовый материал оформляется в виде таблиц. Все графические материалы (диаграммы, графики и т.д.), фотографии, схемы, карты оформляются как рисунки.
В исследовательской работе содержатся рисунки, таблицы, графики. Все цифровые данные должны быть проанализированы и тесно увязаны с излагаемым материалом. Если они естественно вписываются в текст и не велики по объему, то располагать их можно на той же странице, где они описываются.
7.4.1 Таблицы. Над тематическим заголовком каждой таблицы в верхнем правом углу пишется слово «Таблица» без кавычек и проставляется её номер арабскими цифрами, точка после номера не ставится (номер: первая цифра – номер главы, вторая – номер подглавы, третья – порядковый номер таблицы в главе). Заголовки столбцов и строк пишутся с заглавной буквы, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовками, и с заглавных, если они самостоятельны. В заголовках столбцов пишутся названия приводимых величин и единицы их измерения (в системе СИ, сокращения стандартные). Продолжение таблицы на следующей странице предусматривается с повторением заголовков всей верхней части таблицы и указанием справа в верхней части листа «Продолжение таблицы» без кавычек с указанием номера без названия. Таблица может сопровождаться примечанием, в котором расшифровываются использованные сокращения. Условные обозначения уровней значимости достоверных различий. Использованные в таблице сокращения не вносятся в список сокращений.
7.4.2 Рисунки. Название рисунка (графика, диаграммы, схемы, фотографии и т.д.) располагают под рисунком. Выравнивание, как и в основном тексте «по ширине». С красной строки пишется: Рис., номер арабской цифрой, точка, далее название с заглавной буквы, в конце ставится точка. Нумерация рисунков сквозная во всей работе и не зависит от нумерации таблиц. Примечание к рисунку оформляется аналогично примечанию к таблице. Если рисунок заимствован из литературы, то после названия рисунка необходимо указать источник в виде номерной ссылки. На графиках все оси должны быть подписаны с указанием единиц измерения представленных величин. Шкалы на графиках должны начинаться с нулевого значения.
7.5 Оформление ссылок. При написании работы возникает необходимость ссылаться на литературные источники, иллюстрационный материал, формулы.
7.5.1 Ссылки на литературу. В случае обращения к литературным данным используют номерные ссылки. По каждому литературному источнику, приведенному в тексте, указывается номер его расположения в списке использованной литературы, который помещается в квадратных скобках. При обращении к нескольким источникам перечисляют их номера через запятую.
Образец оформления списка на литературу
Ряд авторов [1,2] указывает на то, что …
Известно, что исследования Н.М. Артемовой [51] свидетельствуют об изменении условий …
7.5.2 Ссылки на иллюстрационный материал располагаются в конце предложения в круглых скобках с использованием общепринятых сокращений: табл. – «таблица», рис. – «рисунок», прил. – «приложение» с указанием номера. Пример: в таблице 5 представлены результаты исследования … или Результаты определения физико-химических показателей продукции (табл. 7) позволяют сделать выводы, что …
Ссылки на формулы даются по ходу текста с указанием порядкового номера формулы в круглых скобках. Пример: Расчет показателя проводили по формуле (1).
7.6 Оформление приложения.Каждое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» без кавычек с указанием порядкового номера арабскими цифрами (без знака №) и должно иметь тематический заголовок. Нумерация страниц сквозная (продолжает нумерацию страниц основного текста). Страницы приложения в общий объем работы не включаются.
Стиль изложения
У каждого автора вырабатывается собственный литературный стиль изложения мысли. В этом отношении единых правил нет. Однако, существуют общепринятые нормы современного литературного языка, которых необходимо придерживаться в курсовых и дипломных работах. В работе не принято вести изложение от первого лица с употреблением местоимений «я», «мы», «мне» и выражений «по моему мнению». Следует писать: «автор курсовой (дипломной, настоящей) работы». Допускается использование выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению».
Абзац начинается с красной строки и как часть текста, объединенная одной микротемой, должен состоять из нескольких предложений.
В научной работе должны гармонично сочетаться высокий уровень научных исследований с качеством оформления работы, стилем изложения материала, орфографической и стилистической грамотностью.