Правовое регулирование собраний.
В соответствии со ст. 31 Конституции РФ “граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование”. Реализация гражданами РФ этого неотъемлемого права регулируется нормами ФЗ № 54 от 19.06.2004 “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”. С принятием данного закона в России появилась единая правовая база, регулирующая вопросы проведения мирных массовых акций на всей территории страны.
Работники имеют право в установленном законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки (ч. 8 ст. 401 ТК РФ). Но не следует трактовать эту норму так, что при отсутствии коллективного трудового спора работники не вправе организовывать массовые акции. Данное положение ТК РФ прямо разрешает работникам проводить массовые акции с целью благоприятного разрешения коллективного трудового спора. Однако если процедура коллективного трудового спора не инициировалась, но работники имеют претензии к работодателю, то они вправе - на общих основаниях - организовать массовые акции (за повышение зарплаты, улучшение условий труда и т.п.).
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Данные определения достаточно емко характеризуют отдельные формы публичных мероприятий, устанавливают признаки, по которым можно отнести то или иное мероприятие к конкретной его форме, определенной законом.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Организация любого публичного мероприятия включает следующие действия:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача
уведомления о его проведении в соответствующий орган исполнительной власти
субъекта РФ или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирования - гражданин РФ, достигший 18 лет; митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные или религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по его организации и проведению. То есть профсоюзы, их первички, относящиеся к общественным объединениям (ст. 3 ФЗ № 10 от 12.01.1996 “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”), наделены правом выступать организаторами публичных мероприятий.
Необходимо учитывать, что согласно п. 2 ст. 5 ФЗ № 54 не могут быть организаторами публичного мероприятия:
- лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
- политическая партия, другое общественное или религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
Как профсоюзной организации правильно принять и документально оформить решение о проведении публичного мероприятия? Возьмем в качестве примера первичку. Решение о проведении публичного мероприятия принимается ее выборным коллегиальным органом - профкомом в том же порядке, что и любые другие решения: назначается заседание профкома; до членов профкома доводится информация о времени, месте и повестке дня заседания, в которую обязательно включается вопрос об организации и проведении публичного мероприятия; при наличии кворума профком принимает решение об организации и проведении публичного мероприятия, определяя при этом его форму (митинг, демонстрация, шествие, пикетирование), цель (“в поддержку требований трудового коллектива к работодателю”, “за выполнение работодателем условий колдоговора”, “за повышение оплаты труда” и т.п.), время и место проведения, предполагаемое количество участников. Профком должен также уполномочить конкретных лиц для выполнения распорядительных функций по организации и проведению публичного мероприятия. На заседании профкома обязательно ведется протокол, в который должны быть включены решения, принятые по всем перечисленным вопросам.
При выборе места проведения публичного мероприятия необходимо учитывать требования ст. 8 ФЗ № 54, которая устанавливает следующее. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для его целей местах, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
- территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
- путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
- территории, непосредственно прилегающие к резиденциям президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.