Порядок присвоения порядковых номеров юридическим делам

При открытии банковского счета (нескольких банковских счетов) клиенту Юридический департамент Банка/филиала формирует Юридическое дело клиента и присваивает ему номер, который имеет следующий вид: 03-14/Х…. – год, где:

03-14 –Документы по открытию банковских счетов (номенклатурный номер, утвержденный локальным актом Банка);

Х… - порядковый номер Юридического дела клиента сформированного в текущем году;

Год – текущий год, в котором сформировано Юридическое дело клиента.

Реестр номеров Юридических дел ведется Юридическим департаментом Банка/филиала на бумажном носителе.

Номер, присвоенный Юридическому делу клиента подлежит отражению в «Книге открытия счетов» (в данном журнале номер сформированного Юридического дела клиента указывается в графе «№ Ю/д»).

Пример: В 2009 году Банком было сформировано 20 дел, новому сформированному Юридическому делу клиента будет присвоен следующий номер: 03-14/21-2009.

3.4 Порядок закрытия счетов.

Порядок закрытия банковского счета (кроме накопительного счета):

Клиент вправе в любое время расторгнуть Договор банковского счета. Расторжение Договора банковского счета является основанием для закрытия счета. Закрытие банковского счета осуществляется на основании заявления клиента (Приложение 5.)

При закрытии банковских счетов уполномоченный сотрудник предварительно проверяет наличие дополнительных обязательств Клиента перед Банком/филиалом. В данном случае заявление на закрытие счета визируется подразделением Банка, ответственным за исполнение данных обязательств (уполномоченные сотрудники Кредитного департамента, Департамента банковских карт, осуществляют проверку наличия обязательств непосредственно, в момент обращения уполномоченного сотрудника Отдела открытия счетов). Отсутствие положительных виз вышеуказанных подразделений не является основанием для отказа в закрытии счета. Далее заявление визируется операционистом отдела РКО юридических лиц, обслуживающего данного клиента и передается на рассмотрение в Юридический департамент.

После подписания заявления Юридическим департаментом Банка/филиала, уполномоченный сотрудник закрывает банковский счет и передает заявление клиента на подпись уполномоченному на подписание такого заявления сотруднику Банка/филиала.

После закрытия счета все экземпляры Карточек передаются уполномоченным сотрудником Отдела открытия счетов в Юридический департамент для формирования юридического дела клиента и для направления в уполномоченный государственный орган уведомления о закрытии счета. Документы, подтверждающие факт закрытия, в том числе уведомление о закрытии счета в соответствующие контролирующие органы, отражаются в описи, на которой ставится отметка «счет закрыт «__» _____________ г.», оставшееся свободное место прочеркивается. После этого юридическое дело клиента передается в архив.

При наличии картотеки неоплаченных расчетных документов (Картотека №2) к закрываемому счету, уполномоченный сотрудник Отдела РКО юридических лиц передает по описи документы, хранящиеся в Картотеке №2, в банк по месту открытия нового счета. В случае отсутствия сведений о наличии счета в другом банке расчетные документы из Картотеки № 2 возвращаются плательщику.

При возврате платежных поручений на перечисление платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды уполномоченный сотрудник Отдела РКО юридических лиц одновременно с возвратом платежных поручений плательщику направляет органам осуществляющим контроль за этими платежами, уведомление о возврате указанных платежных поручений клиентов в связи с закрытием счета.

Расчетные документы, поступившие в Банк в порядке расчетов по инкассо, возвращаются получателям средств (взыскателям) через обслуживающий их Банк с указанием даты закрытия счета. При возврате расчетных документов в регистрационном журнале делается запись с указанием даты и причины возврата.

При возврате Банком принятых, но не исполненных по тем или иным причинам расчетных документов отметки Банка перечеркиваются, а на оборотной стороне первого экземпляра делается отметка о причине возврата, проставляются дата возврата, штамп Банка, а также подписи ответственного исполнителя и контролирующего работника с указанием фамилий. При невозможности возврата расчетных документов в случае отсутствия информации о местонахождении плательщика или получателя средств (взыскателя) они подлежат хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается.

Уполномоченный сотрудник осуществляет закрытие банковского счета в программном обеспечении, о чем автоматически вносится запись о закрытии соответствующего банковского счета в Книгу регистрации открытых счетов.

Наличие предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации ограничений распоряжением денежными средствами на банковском счете при отсутствии на банковском счете денежных средств не препятствует внесению записи о закрытии соответствующих лицевых счетов в Книгу регистрации открытых счетов.

Запись о закрытии соответствующего лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения соответствующего договора, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

Уведомление о закрытии счета направляется в соответствующий государственный орган уполномоченным сотрудником Юридического департамента (или сотрудником иного уполномоченного структурного подразделения Банка) в порядке, сроки и по форме, утвержденные законодательством Российской Федерации.

Документы, подтверждающие уведомление налогового органа о закрытии счета помещаются в юридическое дело клиента.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.

4.1 Понятие безналичных расчетов, принципы их организации.
Экономика любого государства представляет собой широко-разветвленную сеть различных хозяйствующих субъектов. Основой этих связей являются расчеты и платежи. И именно создания высоко эффективной, надежной платежной системы обеспечивает реализацию их экономических возможностей.
Главные составляющие платежного оборота делят на наличные и безналичные расчеты. Сегодня безналичный денежный оборот постепенно вытесняют налично-денежные расчеты в денежных системах различных стран. Этому способствуют низкие издержки по сравнению с наличными расчетами, быстрота их осуществления, разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии. На сегодняшний день около 80 % платежей приходится на безналичный денежный оборот. Основная доля проведения безналичных расчетов приходится на коммерческие банки. Именно им принадлежит важнейшая расчетно-платежная функция в платежной системе государства.
Термин «безналичные расчеты» может быть определен как «правовые отношения, предпосылкой возникновения которых является право требования владельца счета определенной денежной суммы по указанным реквизитам в определенный срок и за вознаграждение, а также корреспондирующая данному праву обязанность банка».
Система безналичных расчетов в Российской Федерации представляет собой совокупность государственных законов и правил, регулирующих механизм организации расчетов в народном хозяйстве, и совокупность банковских или иных учреждений, обеспечивающих проведение платежей и контроль за их правильным осуществлением. Элементами системы безналичных расчетов являются: принципы организации безналичных расчетов, формы расчетов, способы платежа, инструменты расчетов и соответствующий документооборот.

4.2 Безналичные расчеты.

Любое предприятие совершает денежные расчеты и как покупатель и как продавец. Предприятие осуществляет также денежные расчеты с рабочими и служащими, рассчитывается с бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Значительная часть платежного оборота предприятий осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках.

Принципы осуществления безналичных расчетов:

· Первый принцип — правовой режим осуществления расчетов и платежей.

· Второй принцип — осуществление расчетов по банковским счетам.

· Третий принцип — поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей.

· Четвертый принцип — наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.

· Пятый принцип — принцип срочности платежа.

· Шестой принцип — контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

· Седьмой принцип — имущественная ответственность за соблюдением договорных условий.

Пока расчеты происходят безналичным расчетом т.е деньги списываются с одного счета и зачисляются на другой счет в банке в банках оседают денежные средства становящиеся кредитными ресурсами.
Основа безналичных расчетов - межбанковские расчеты. В настоящее время они строятся на основе системы межфилиальных оборотов и расчетов по корреспондентскимсчетам. Через систему межфилиальных оборотов (МФО) рассчитываются в основном учреждения Ц.Б, которые имеют свой счет МФО. Указывая этот номер на каждом платежном документе, учреждение банка способствует быстрому проведению расчетов. В системе МФО каждая начальная операция дублируется ответной (существует понятие начального МФО и ответного МФО). Учреждение банка, начинающее МФО, посылает другому учреждению поручение на зачисление и списание средств. Это поручение называется авизо. Различают авизо кредитовое (деньги перечисляются) и дебетовое (средство списываются). В учреждении банка получившим авизо, совершается ответный оборот, подтверждающий, что полученное авизо принято к исполнению. Банки регулярно следят за совпадением начальных и ответных оборотов, что достигается их сличением - квитовкой.
Банк гарантирует тайну счетов клиента. Предоставление банком сведений о состоянии счетов и об операциях по ним без согласия клиента не допускается за исключением случаев предусмотренных законодательством.

В банковской бухгалтерии поступление денег на счет клиента отражается на кредитовой стороне счета, а остаток на каждый данный момент представляет кредитовое сальдо. Расходование средств со счета отражается как дебетовые обороты. Кроме расчетных могут открываться и текущие счета (для филиалов, представительств и т.п.).
4.3 Формы безналичных расчетов.

Расчеты платежными поручениями используются для платежей широкого спектра: с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, уплате банку комиссионных и т.д. Исходя из условий основного договора платежные поручения, могут использоваться для предварительной оплаты товаров (услуг) или для последующей оплате товаров.
По договоренности сторон платежи платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.
Срочный платеж совершается при авансовых платежах, т.е. до отгрузки товара; после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара; либо при частичных платежах при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон. В целях гарантии платежа поставщик может внести в условия сделки акцепт платежного поручения. Поручение акцептуется банком путем депонирования (бронирования) суммы поручения на отдельном балансовом счете. На акцептованном поручении делается соответствующая отметка, подтверждающая депонирование средств для оплаты. Акцептованные платежные поручения принимаются к исполнению только в полной сумме. Получение с них сдачи наличными или обмен на наличные не допускается. Сфера расчетов платежными поручениями, акцептованными банком, в настоящее время ограничена оплатой почтовых, телефонных и телеграфных услуг, разовых операций по перевозке грузов и пассажиров.
Аккредитив - это вид платежа ,при котором банк обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи. Удельный вес аккредитивной формы расчетов в структуре форм безналичных расчетов невелик, так как сфера применения это формы расчетов недостаточно широка.
Каждый аккредитив имеет характерную степень обеспечения и по форме содержит указание на момент принятия риска. Так, должно быть ясно, является ли он отзывным или безотзывным (при отсутствии явного указания аккредитив считается, согласно ГК РФ, отзывным).
Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент банком-эмитентом (по указанию покупателя) без предварительного согласования с поставщиком.
Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициараи ответственных банков, если выполнены условия аккредитива.
Для поставщика наиболее надежным является безотзывный аккредитив, подтвержденный к тому же обслуживающим банком. Кроме того, аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые и непокрытые.

Покрытый аккредитив (депонированный) соответствует предварительному представлению в распоряжение банка получателя покрытия в сумме аккредитива на срок действия обязательств. В этом случае депонирование средств возможно также за счет ссуды покупателя в своем банке. Отметим, что не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств и частично за счет банковской ссуды.
Рассматриваемая форма расчетов в международной практике представлена в основном непокрытыми (гарантированными) аккредитивами, когда платежи поставщику гарантируют банки. С предприятиями-плательщиками, своевременно выполняющими обязательства перед банками и поставщиками, могут заключаться договоры на открытие гарантированных аккредитивов. Банк-эмитент в таком случае предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика со своего корреспондентского счета.
Следует сказать, что применение аккредитивов в России может оказаться вполне перспективным делом. По крайней мере оно выглядит эффективнее по сравнению с предварительной оплатой, которая превратилась по существу в преобладающую форму гарантии платежа. В то же время необходимо учитывать сложность и высокую стоимость аккредитивной формы расчетов.
Преимущества для участвующих в расчетах сторон также достаточно очевидны. Для поставщика речь идет о гарантиях своевременности и полноты получения платежа, а для покупателя – получения заказанной продукции в соответствии с предусмотренными договором условиями.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Инкассовое поручение может быть оформлено как с помощью различных платежных документов (платежное требование, инкассовое поручение) так и иным способом (чек, вексель).
Платежи в порядке инкассо могут исполняться как с акцептом, так и без акцепта плательщика, в случаях предусмотренных законодательством. Если расчеты осуществляются с акцептом плательщика или речь идет только о получении акцепта , то на банк-эмитент возлагаются следующие обязанности:
обеспечить предъявление обязанному лицу требование о совершение платежа и акцепта вместе с соответствующими документами;
обеспечить зачисление средств на счет получателя, соответствующих сумм (или вручить ему акцептованные должником документы, если платеж или совершен плательщиком).

Основными видами инкассовых операций являются простое (чистое) инкассо и документарное (коммерческое). В первом случае банк обязуется получить деньги с третьего лица на основании платежного требования, не сопровождаемого коммерческими документами, а во втором - банк должен предъявить полученные от своего клиента коммерческие документы. К числу коммерческих документов относятся счета, транспортные и страховые документы, документы о праве собственности и любые иные документы, не являющиеся финансовыми.

Вообще, расчеты в форме инкассо распространены в международных платежах достаточно широко. Платежи по контрактам осуществляются на условиях коммерческого кредита, и зарубежные банки принимают на инкассо различные документы, в том числе акции, облигации и другие.

Российская практика инкассовых операций представлена формами расчетов платежными требованиями. Здесь кредитор выставляет на инкассо после отгрузки товара товарораспределительные документы в обслуживающий его банк. Значение безналичных расчетов в условиях глобализации финансовых рынков, ускорении оборачиваемости денежных средств имеет больше значение для современной экономики так как: 1) безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования; 2) безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве; 3) четкое разграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота. Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения.
Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт.
Ещё одной формы безналичных расчетов определенной Гражданским Кодексом Российской Федерации, являются чеки, векселя и банковские карты. Рассмотрим особенности расчетов с их помощью.

Чековая форма расчетов. Расчеты чеками производятся с помощью расчетных, дорожных и других чеков. Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную сумму. Чаще всего различают денежные чеки и расчетные чеки.
Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы и т.д.

Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов.
Расчетный чек - документ, содержащий безусловный письменный приказ владельца текущего счета (чекодателя) банку о выплате указанной в нем суммы определенному или предъявителю (чекодержателю). В настоящее время использование в платежном обороте России расчетных чеков регламентируется Положением о чеках от 1 марта 1992г., Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 1 июля 1992г., а также поступающими дополнительными указаниями Центрально банка.

Расчетные чеки с грифом «Россия» могут быть покрытыми и непокрытыми. Покрытием чека в банке чекодателя могут быть: средства, депонированные чекодателем на отдельном счете; средства на соответствующем счете чекодателя, но не свыше суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодателем при выдаче чеков. В этом случае банк может гарантировать чекодателю при временном отсутствии средств на его счету оплату чеков за счет средств банка.
Вместе с чеками банк выдает клиенту идентификационную карточку
(чековую карточку). Чековая карточка выдается в одном экземпляре при выдаче клиенту чеков независимо от их количества, и идентифицируют чекодателя по каждому выданному чеку.
Чек бывает именной (выписанный на определенное лицо), предъявительский (выписанный на предъявителя) и ордерный. Ордерный чек выписывается в пользу определенного лица или по его приказу, т.е. чекодатель может передать его новому владельцу с помощью индоссамента. Кроме того чек может быть кроссированным. Кроссированием называется проведение на лицевой стороне чека двух параллельных линий. Кроссирование в свою очередь может быть как общим, так и специальным. Чек, имеющий общее кроссирование (без пометки «банк» между линиями), может быть оплачен плательщиком только банку или своему клиенту. Держатель чека, имеющего специальное кроссирование, может предъявить его лишь банку, наименование которого указано между линиями.
Чек, выписанный в другом иностранном государстве, подлежит оплате на территории Российской Федерации в течении 70 дней, а чек, выписанный на территории государств-членов СНГ - в течении 20 дней.
В последнее время в России большое внимание стали уделять проблемам чекового обращения. Некоторые ведущие экономисты страны заявляют, что чековый оборот исключительно благоприятен для валютно-финансовой системы любой страны из-за: сокращения объема наличной валюты, находящейся в обращении (для России это актуально как в отношении рублевой массы, так и относительно огромного количества долларов США и другой свободно- конвертируемой валюты); достижения максимальных физической быстроты в расчетах и сближения во времени встречного движения товара и денег, в результате чего появляется очень мощный источник кредитных ресурсов (пока чеки в пути, деньги находятся на счетах у клиентов и являются кредитными ресурсами банков, в том числе и Центрально банка страны); кроме того чеки позволяют рассчитываться во всех тех случаях, где невозможно рассчитаться с помощью других платежных инструментов, включая пластиковые карты и валюту.
Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.

Вексель — это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные.(Приложение 8)
Простой вексель (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.
Переводной вексель (тратта) — это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу. В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица: векселедатель (трассант), выдающий вексель; плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю; векселедержатель (ремитент) — получатель платежа по векселю. Переводный вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедатель простого векселя, является главным вексельным должником, он несет ответственность за оплату векселя в установленный срок. Положение о простом и переводном векселе предусматривает, что платеж по акцептованному плательщиком векселю может быть дополнительно гарантирован посредством выдачи поручительства (аваля). Такое поручительство дается третьим лицом (обычно банком) как за первоначального плательщика, так и за каждого другого обязанного по векселю лица. Авалист и лицо, за которое он поручился, несут солидарную ответственность за платеж по векселю. В случае оплаты векселя авалистом к нему переходят все права, вытекающие из векселя.
Действующее вексельное законодательство предусматривает возможность передачи векселя из рук в руки в качестве орудия платежа с помощью передаточной надписи (индоссамента). Передача векселя по индоссаменту означает передачу вместе с векселем другому лицу и права на получение им платежа по данному векселю. Лицо, передающее вексель по индоссаменту, называется индоссаментом. Лицо, получающее вексель по индоссаменту, — индоссатом. К индоссату переходят все права и обязательства по векселю. Закон предусматривает, что все зачеркнутые индоссаменты считаются ненаписанными и не имеют юридической силы. По векселю, оформленному передаточными надписями, все участвующие в нем лица несут солидарную ответственность за платежи.

Расчетная сеть Банка России представляет собой совокупность расчетно-кассовых центров (РКЦ), на которые возложены функции обеспечения проведения платежей в банковской системе. Каждый коммерческий банк должен иметь корреспондентский счет в каком-либо РКЦ. Расчетно-кассовые центры являются посредниками при проведении расчетных операций между банками. Кроме проведения расчетов РКЦ занимаются кредитованием банков, кассовым обслуживанием, финансированием инвестиций за счет бюджетных средств и др.

Расчеты между самими коммерческими банками фиксируются по их корреспондентским счетам, открытым в РКЦ.

Если счета плательщика и получателя открыты в разных банках, обслуживаемых одним РКЦ, то банк списывает сумму со счета плательщика и дает поручение РКЦ о списании средств со своего счета для зачисления их на счет банка предприятия-поставщика.

Наиболее сложной является ситуация, при которой банки предприятия-поставщика и предприятия-плательщика обслуживаются разными расчетно-кассовыми центрами. В этом случае используется система счетов межфилиальных оборотов (МФО), в которой РКЦ присваиваются определенные номера счетов по МФО, по которым фиксируются расчетные операции с клиентами, обслуживаемыми в других РКЦ.

Расчеты по межфилиальным оборотам осуществляются посредством авизо по МФО, которые составляются и отправляются расчетно-кассовыми центрами в адрес других РКЦ для завершения межфилиальной операции. РКЦ, принимающие авизо, в свою очередь дают ответные проводки на всю сумму адресованных им авизо, за исключением дефектных. В случае отсутствия принадлежности авизо к определенному корсчету, его сумма отражается по счету средств, подлежащих выяснению.

После проверки неправильно адресованные авизо возвращаются в РКЦ, откуда они поступили.

Средства зачисляются на счета предприятий и организаций лишь при условии проведения данных операций по корреспондентским счетам их банков в обслуживающих их РКЦ. Осуществление расчетных операций по корсчетам ежедневно подтверждается выписками по ним со стороны расчетно-кассовых центров. Таким образом, не исключена ситуация, когда клиент банка, располагая необходимыми ресурсами на своем расчетном счете, не может осуществить платеж из-за недостатка средств на корсчете кредитного учреждения. Чтобы исключить задержку расчетов клиента, банки должны обеспечивать своевременное поступление необходимых средств на свои корреспондентские счета, поддерживать сумму средств на счетах в размере, необходимом для бесперебойной работы по расчетам с другими банками.

Наши рекомендации