Тема 8. Бюджетный процесс в Российской Федерации
Понятие бюджетного процесса и его участники. Стадии бюджетного процесса. Разграничение компетенции законодательных (представительных) и исполнительных органов власти в бюджетном процессе. Реестры участников бюджетного процесса. Правовой статус главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств. Правовой статус администраторов доходов бюджетов. Правовой статус получателя бюджетных средств. Участие Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций в бюджетном процессе. Правовые основы составления, рассмотрения и утверждения бюджетов. Временное управление бюджетом. Правовые основы исполнения бюджетов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Исполнение бюджетов по доходам. Исполнение бюджетов по расходам. Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взысканий на средства бюджетов. Бюджетная отчетность.
Семинары.
Задачи.
1.Управлением Федерального казначейства по одному из субъектов РФ в отделении Сбербанка РФ были открыты единые счета для зачисления доходов и осуществления расходов бюджета соответствующего субъекта РФ, а также зачисления доходов и осуществления расходов местных бюджетов. В то же время на территории субъекта РФ имелся расчетно-кассовый центр ГУ ЦБ РФ по соответствующему субъекту РФ.
Оцените правомерность действий органа Федерального казначейства.
При каких условиях допустимо обслуживание счетов бюджетов кредитными организациями?
2. Организация ошибочно уплачивала единый налог на вмененный доход в бюджет одного из муниципальных районов, в то время как соответствующие платежи должны были поступать в бюджет другого муниципального района. Администрация района, не получившего причитающиеся суммы налога, обратилась к Администрации района, в бюджет которого ошибочно поступали соответствующие платежи, с иском о возврате неосновательно полученных платежей.
Правомерны ли заявленные требования?
Кто из участников бюджетного процесса уполномочен принимать меры по обеспечению надлежащего исполнения бюджетов в части поступления доходов от уплаты единого налога на вмененный доход?
Каким образом могут быть восполнены имущественные потери муниципального района, не получившего причитающиеся ему суммы дохода?
3. Организация перечислила в бюджет субъекта РФ денежные средства во исполнение обязательств по заключенному ею с Комитетом по управлению государственным имуществом договору купли-продажи объекта собственности субъекта РФ, подлежащего реконструкции. Однако поскольку в установленные договором сроки реконструкция объекта не была произведена, договор был расторгнут в судебном порядке, в связи с чем организация обратилась в Комитет по управлению имуществом за возвратом внесенных ею в бюджет денежных средств. Однако Комитет усомнился в возможности осуществления такого возврата иначе как по судебному акту, поскольку соответствующие расходы не были предусмотрены ему как главному распорядителю средств бюджета субъекта РФ доведенными до него лимитами бюджетных обязательств.
Дайте правовую оценку ситуации.
Определите бюджетный статус участников возникших отношений.
В каком порядке организации могут быть возвращены денежные средства?
4. Организация обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения с муниципального образования, в бюджет которого поступили излишне уплаченные арендные платежи за аренду земельных участков, поскольку Комитет по управлению муниципальным имуществом в возврате соответствующих сумм организации – арендатору отказал. В суде Комитет право организации на возврат спорных сумм признал, однако против удовлетворения требований о взыскании неосновательного обогащения возражал, поскольку это, по его мнению, приведет к нарушению установленного законодательством порядка возврата излишне поступивших в бюджет доходов.
Дайте правовую оценку ситуации.
Охарактеризуйте систему складывающихся в приведенной ситуации правоотношений и определите пределы влияния бюджетного законодательства на ее разрешение.
5. Муниципальное казенное учреждение заключило муниципальный контракт на закупку компьютеров. Однако уменьшение учреждению главным распорядителем бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств привело к невозможности исполнения этим учреждением обязательств по контракту. В сложившейся ситуации учреждение обратилось к контрагенту с предложением о согласовании новых сроков и условий контракта. Контрагент учреждения от согласования новых условий контракта отказался и обратился в арбитражный суд с иском о возмещении причиненного ему ущерба, включая упущенную выгоду.
Дайте правовую оценку ситуацию.
Какие положения Бюджетного кодекса РФ должны быть приняты во внимание при ее разрешении?
6. По соглашению с исполнительным органом государственной власти одного из субъектов РФ предполагалось передать ему полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, расположенных на его территории. Однако субъект РФ настаивал на том, что такая передача может иметь место только при условии выделения ему из федерального бюджета субвенций в целях финансового обеспечения переданных полномочий.
Дайте правовую оценку ситуации с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ по соответствующему вопросу.
Какие нормы подлежат применению при разрешении предложенной ситуации?
7. Казенное учреждение субъекта РФ заключило гражданско-правовой договор, цена которого определена в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. При заключении договора его цена в пересчете на рубли не превышала установленных учреждению главным распорядителем лимитов бюджетных обязательств. Однако в связи с резким ростом курса иностранной валюты, к которой была привязана цена договора, возникла опасность превышения лимита на момент осуществления расчетов по договору. В связи с этим главный распорядитель оспорил бюджетных полномочий учреждения.
Дайте правовую оценку ситуации.
Исключает ли Бюджетный кодекс РФ заключение казенными учреждениями договоров (контрактов) с определением цены в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте?
Имеются ли основания для признания договора в предложенной ситуации недействительным полностью либо в какой-то части?
Нормативно-правовые акты:
1.Бюджетный кодекс РФ. Часть 3.
2.Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
3.Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
4.Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»
5.Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
6. Приказ Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений»
7.Приказ Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета»
8.Приказ Минфина РФ от 05.09.2008 N 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»
9.Приказ Казначейства РФ от 07.10.2008 N 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами»
10.Приказ Казначейства РФ от 10.10.2008 N 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов»
11.Приказ Минфина РФ от 16.07.2010 N 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»
12.Приказ Казначейства РФ от 29.10.2010 N 16н «О Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений»
13.Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2007 N 371-77 «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге»
Акты Конституционного Суда РФ:
1.Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия»
2.Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти" в связи с жалобами граждан Э.Д. Жуховицкого, И.Г. Пойма, А.В. Понятовского, А.Е. Чеславского и ОАО «Хабаровскэнерго»
3.Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2006 N 10-П «По делу о проверке конституционности положений частей четвертой, пятой и шестой статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»