Международная ассоциация развития науки
Образования и культуры России (Италия)
НОУ ВПО «Институт управления»
(г. Архангельск)
Ярославский филиал
Кафедра учета и управления
УТВЕРЖДЕНО
Протоколом
заседания
УМС ЯФ
«Институт управления»
(г. Ярославль)
от __________ № ____
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Бизнес планирование»
(наименование дисциплины)
По направлению
080200 «Менеджмент»
Профиль «Финансовый менеджмент»
(код, наименование специальности)
Ярославль
2013 г.
Программа составлена Андрияновой Людмилой Алексеевной в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного «__» _________20__ г. № __ .
ПРОГРАММА:
Одобрена на заседании кафедры
______________________________________
Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г.
Зав. кафедрой _________________________
Согласована с кафедрами:
______________________________________
Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г.
Зав. кафедрой _________________________
______________________________________
Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г.
Зав. кафедрой _________________________
______________________________________
Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г.
Зав. кафедрой _________________________
Утверждена к изданию учебно-методическим советом ЯФ НОУ ВПО «Институт управления»
Протокол № __ от «__» _________ 201__ г.
Председатель учебно-методического совета А.Е. Кальсин
4.1 Цели изучения дисциплины и ее место в учебном процессе
(пояснительная записка)
Планирование является важнейшей функцией управления, связанной с предвидением целей фирмы, результатов ее деятельности, путей и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. В связи с этим курс по бизнес планированию входит в число основных при подготовке современных экономистов и менеджеров. Однако литература по проблематике внутрифирменного планирования на русском языке при всем ее разнообразии посвящена, за редким исключением, рассмотрению проблемы бизнес-планирования, стратегического планирования и бюджетирования. Поэтому существует потребность в систематизации материала, осмыслении содержания курса.
Бизнес планирование представляет собой обширную область прикладной аналитической деятельности экономиста, включающую в качестве основного направления анализ хозяйственной деятельности компании, оценку возможностей внешней среды, формирование прогнозных показателей с использованием экономико-математических моделей, форматов плановых заданий, опирающихся на планово-нормативную базу компании. Результатом такой деятельности является система внутрифирменных планов, направленных на повышение эффективности функционирования компании как самостоятельного хозяйствующего субъекта в рыночной среде.
Курс «Бизнес планирование» ориентирован на ознакомление с методологией планирования деятельности компании в условиях рынка. Сложившаяся на сегодняшний день в России среда бизнеса определяет необходимость подготовки специалистов, способных выявлять и анализировать сильные и слабые стороны компании с учетом тенденций развития отраслевых рынков, оценивать экономические последствия планируемых решений, способствуя тем самым оптимизации процесса принятия управленческих решений. В курсе обобщаются современные технологии планирования, начиная от стратегического планирования и до календарного планирования работ, логистических потоков и финансовых показателей; формируется представление об уровнях внутрифирменного планирования – компания, бизнес-единицы, функциональные подразделения; систематизируются подходы к организации процесса планирования в российских и зарубежных компаниях.
Основная цель курса– познакомить студентов с теоретическими основами, методикой и организацией бизнес планирования на предприятиях в условиях формирующихся в России рыночных отношений и, в итоге, сделать вклад в формирование у студентов системного видения, а также методологического аппарата анализа и планирования деятельности компании. Выполнение этой цели означает создание основы для развития навыков бизнес планирования в современной рыночной среде, не зависимо от отраслевой принадлежности компаний, уровней и типов внутрифирменных планов.
В соответствии с поставленной целью курс ориентирован на решение следующих учебных задач:
- показать суть экономических и организационно-социальных изменений, которые происходят в отечественных компаниях: смещение акцентов с производственного на маркетинговые принципы планирования и управления;
- сфокусировать концепцию преподавания проблематики бизнес планирования на методических принципах планирования, включая философию планирования, технологию и этапы планирования;
- продемонстрировать взаимосвязь данного курса со смежными курсами подготовки экономистов;
- построить методический аппарат курса с учетом необходимости получения знаний и развития навыков принятия управленческих решений в области бизнес планирования.
Методическая новизна курса заключается в сквозном, интегрированном представлении системы бизнес планирования во временном, пространственном и функциональном срезах с акцентом на потребности рынка, с описанием инструментария и организационного оформления данного процесса.
Важным методическим приемом преподавания, направленным на развитие навыков выполнения аналитической работы при подготовке управленческий решений в сфере бизнес планирования, является анализ и обсуждение конкретных ситуаций из практики российских и зарубежных компаний.