Завод saturn компании general motors
На заводе Saturn (штат Теннесси) корпорации GM традиционное число (шесть) уровней управления было сокращено до четырех. У каждой рабочей команды (6-15 человек) есть свой выбранный сотрудниками «вожатый». Члены команды имеют право на найм новых сотрудников, распределяют между собой рабочие задания, контролируют работу оборудования, осуществляют закупки сырья и материалов и ведут учет (от бюджетов и графиков производства до доставки комплектующих и качества продукции). Да и на уровне управления заводом решения также принимаются в командах, только входят в них уже менеджеры высшего звена и представители Ассоциации-автопроизводителей.
Принятые на заводе Saturn методы организации труда считаются самыми что ни на есть передовыми; они изучаются и копируются другими компаниями. Качество автомобилей Saturn практически не оставляет шансов зарубежным производителям. В июле 1992 г. был поставлен рекорд дилерских продаж — 22 тыс. машин за месяц, или в среднем по 115 машин на дилера (в два раза больше, чем у ближайшего конкурента, компании Toyota). Успех Saturn, однако, порождает новые проблемы. Производство не поспевает за спросом, чем пользуются некоторые поставщики, взвинчивая цены на комплектующие. Это — еще одна проблема, которую предстоит разрешить командам завода 6.
Характеристики рабочих команд
Эффективная и слаженная работа предполагает наличие определенных командных характеристик. Особое значение имеют размеры команды и распределение ролей между ее членами.
РАЗМЕР
В большинстве случаев идеальный размер команды — 7 человек. Впрочем, число е участников может варьироваться от 5 до 12, что никак не сказывается на результатах. Такие команды достаточно велики, чтобы обладать разнообразными навыками, позволяют членам свободно выражать все свои эмоции (и положительные,
и отрицательные) и агрессивно искать решения проблем. В то же время они достаточно малы, чтобы участники чувствовали особую близость.
Как правило, при увеличении размера команды каждому ее члену становится сложнее общаться и взаимодействовать с остальными. В одном исследовании, посвященном размеру команды, делаются такие выводы.
1. В маленьких командах (2-4 человека) больше согласия, участники активно обмени
ваются мнениями, стремятся приноровиться друг к другу. В маленьких командах
люди получают больше удовольствия от совместного труда, ведут между собой бесе
ды на личные темы. Как правило, такие команды отличаются неформальными взаи
моотношениями, не предъявляют к лидерам особых требований.
2. Для больших команд (12 человек и более) характерны разногласия и различия во
мнениях. В них часто образуются конфликтующие подгруппы (начиная от защиты
интересов и заканчивая выбором сорта кофе для кофеварки). Они предъявляют вы
сокие требования к лидерам, так как принятие решений носит более централизован
ный характер, а участие в этом процессе членов команды ограничено. Кроме того, для
больших команд не характерны дружеские отношения между всеми участниками.
В них выше показатели текучести кадров и абсентеизма (прежде всего в командах
«синих воротничков», т. е. из рабочих). Так как специализация работы и нехватка
нормального общения отрицательно сказываются на уровне удовлетворения от тру
да, у членов команды меньше возможностей для активного участия в процессе управ
ления, они в меньшей степени ощущают себя частью группы 7.
Общее правило таково: в крупных командах сложнее удовлетворить потребности участников, уровень приверженности группе у их членов относительно низок. Наиболее эффективными зарекомендовали себя команды из 5-12 человек. Если число членов команды превышает 20 человек, менеджеры должны разделить команду на подгруппы, у каждой из которых будут свои цели и свои участники.
РОЛИ УЧАСТНИКОВ
Долгосрочная эффективная деятельность команды предполагает необходимость ее формирования таким образом, чтобы ее члены одновременно достигали социального благополучия и хорошо выполняли свои рабочие задания. Как правило, особую роль играют в этом сотрудники, ответственные за решение задач и оказывающие социально-эмоциональную поддержку.
Члены команды, исполняющие роль специалистов по решению задач, направляют всю свою энергию на достижение командных целей. Для них характерны следующие черты.
» Инициатива: предлагают новые решения стоящих перед командой проблем.
* Обмен мнениями: высказывают свое мнение по решению задачи, искренне прислуши
ваются и оценивают предложения других людей.
» Поиск информации: просят предоставить им факты, имеющие отношение к задаче. » Подведение итогов: связывают предлагаемые идеи с возможностями решения проблемы; собирают их воедино для создания общей перспективы.
* Энергия: побуждают членов команды к труду (особенно в трудные моменты).
Члены команды, роль которых заключается в социально-эмоциональной под
держке,отвечают за удовлетворение эмоциональных потребностей участников труп-
572_____________________ Часть 5. Лидерство
пы, помогают им укрепить свое социальное состояние. Для них характерны следующие черты.
» Воодушевляют: восприимчивы к идеям других участников, не скупятся на похвалы побуждают членов команды к высказыванию новых предложений.
* Создают гармонию: улаживают конфликты в группе, помогают конфликтующим сторонам прийти к соглашению.
» Снижают напряженность: различными способами (анекдоты, шутки) снимают эмоциональное напряжение.
» Стремятся всегда шагать «в ногу к как правило, соглашаются с предложениями других членов команды.
» Готовы к компромиссам: способны поступиться собственным мнением ради поддержания гармонии в команде.
Значение этих ролей наглядно представлено на рис. 18.3. Если большинство членов команды склонны к исполнению социальных ролей, команда становится социально ориентированной. Как правило, ее члены избегают необоснованной критики, стремятся к согласию друг с другом, не навязывают другим свое мнение и не особо стремятся к выполнению задач команды, потому что главное для них — гармония взаимоотношений в команде. Участники таких команд получают высокое индивидуальное удовлетворение, но, как правило, за счет снижения производительности. Другой крайний случай — команда, состоящая преимущественно из «специалистов». В ней все подчинено одной цели - результату. Такая команда очень эффективна в течение непродолжительного периода времени, но в долгосрочной перспективе степень удовлетворения от труда ее участников снижается. «Спецы» обычно не проявляют особых эмоций, избегают оказывать или принимать поддержку коллег, игно-
Глава 18. Работа в командах__________________________________ д / о
пируют эмоциональные и социальные потребности участников команды. В ней абсолютно может отсутствовать юмор и, как следствие, уровень удовлетворения от труда
снижается.
Как видно из рис. 18.3, некоторые члены команды могут играть двойную роль, т. е. одновременно работают и над поставленной задачей и удовлетворяют эмоциональные потребности других участников. Они вполне могут стать лидерами команды, потому что на них, удовлетворяющих оба типа потребностей, равняются все члены группы. Наконец, есть еще одна роль — роль стороннего наблюдателя, который не перетруждается ни в решении командных задач, ни в удовлетворении социальных потребностей участников. Обычно такие члены команды не пользуются уважением участников.
Менеджеры не должны забывать, что в хорошей команде должны присутствовать как «специалисты», так и социально-эмоциональная поддержка. Юмор и забота о человеке в не меньшей степени определяют эффективность группы, чем аналитические способности и умение находить решения проблем. Нельзя забывать и о том, что многим людям лучше дается какая-то одна роль: одни склонны решать социальные вопросы, другие — производственные проблемы. Команда должна быть хорошо сбалансирована, и тогда она с успехом просуществует очень долго, ее участники будут получать удовлетворение от труда, а компании — высокие результаты.
Командные процессы
Теперь рассмотрим происходящие в командах внутренние процессы. К командным процессам относятся изменяющиеся во времени динамические силы, на которые может оказывать влияние лидер. В этом разделе мы рассмотрим такие процессы, как развитие команд, их внутренние связи и нормы. Четвертому процессу — конфликтам — посвящен следующий раздел.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОМАНДЫ
Итак, команда создана. Теперь ей предстоит пройти через определенные стадии своего развития. Новая команда имеет множество отличий от зрелой. Вспомните то время, когда вы сами были членом новой команды: какого-нибудь комитета или небольшой группы, совместно работающей над учебным проектом. Со временем в вашей команде происходили существенные изменения. Вначале её участники знакомились друг с другом, определяли нормы и роли, делили обязанности и обсуждали цели совместной деятельности. Постепенно формируются их взаимосвязи, командные действия начинают напоминать работу отлаженного механизма. Вот тут-то и кроется ловушка для лидеров: они должны идентифицировать стадии развития команды и принимать соответствующие им воздействия, облегающие функционирование группы.
Исследования показывают, что развитие команды происходит не случайным образом, а проходит через определенные стадии. Существует несколько моделей раз-
Часть 5. Лидерство
Глава 18. Работа в командах
вития команд, одна из них представлена на рис. 18.4. Она включает в себя пять стадий, которые обычно следуют друг за другом в определенном порядке. В командах, испытывающих на себе давление или существующих всего несколько дней, смена стадий происходит очень быстро. И на каждой из них лидера и участников команды поджидают новые трудности и новые проблемы.
ФОРМИРОВАНИЕ.Стадия формированиякоманды - это период ориентации и знакомства ее членов друг с другом. Между участниками тает лед недоверия, они проверяют друг друга на возможность завязывания дружеских отношений. В то же время каждый из них определяет, какие виды поведения являются приемлемыми для остальных. На этой стадии велика неопределенность, участники обычно принимают на себя любые полномочия, какие им предложат формальные или неформальные лидеры. Они зависят от команды и будут зависеть от нее до тех пор, пока не уяснят для себя, какие тут приняты правила игры и что от них ожидается. Членов
группы волнуют вопросы: «Чего от меня ждут?», «Что можно, а что нельзя?», «Подойду ли я им?». На стадии формирования лидер команды должен дать участникам время познакомиться, побуждать их к участию в неформальном общении.
СМЯТЕНИЕ.Затем наступает стадия смятения, когда проявляются личностные качества членов команды. Они утверждаются в своих ролях, демонстрируют, чего от них можно ждать. Здесь возникают конфликты и разногласия. Члены труппы могут по-разному воспринимать миссию команды, их позиции могут изменяться, создаются коалиции-подгруппы. Например, одна половина участников может не соглашаться с другой по поводу основной цели команды и способов ее достижения. Команда еще не является единым целым, ей явно не хватает единства, общности. И пока группа не преодолеет разногласия, ее производительность находится на низком уровне. В это время лидер команды должен побуждать всех ее членов к участию в управлении. Сами участники должны предлагать идеи, обсуждать все возможные варианты решений, прорабатывать все спорные вопросы, особенно в отношении командных целей.
НОРМИРОВАНИЕ.На стадии нормированияконфликты находят свое решение, в команде воцаряется гармония, ее члены испытывают чувство общности. Участники приходят к консенсусу относительно распределения ролей, они начинают понимать и принимать друг друга. Различия между ними уже не столь остры, формируются внутренние взаимосвязи. Обычно эта стадия проходит очень быстро. На стадии нормирования лидер должен подчеркивать открытость, оказывать членам группы помощь в определении командных норм и ценностей.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.На стадии выполнения работыосновное внимание уделяется разрешению возникающих в процессе труда проблем и достижению установленных показателей. Члены команды делают все для выполнения ее миссии. Они координируют свои усилия, осознанно устраняют возникающие разногласия, проблемы разрешаются в интересах общего дела. Между участниками происходит активное прямое общение. На этой стадии лидер команды концентрируется на достижении максимально возможных результатов труда. В этот период возрастает значение как «специалистов», так и социально-эмоциональной поддержки.
РАСФОРМИРОВАНИЕ.Комитеты, специальные группы и имеющие ограниченный набор задач команды по выполнении своих задач вступают в стадию расформирования.Выполнение рабочих заданий уже не является приоритетным. Участники команды могут переживать эмоциональный подъем, ощущение привязанности, депрессию или даже горько сожалеть о том, что все заканчивается. Они могут быть рады, что миссия команды выполнена, и огорчены предстоящим расставанием с друзьями и коллегами. В этот момент лидер может официально заявить о прекращении деятельности команды: провести торжественную церемонию, раздать награды или памятные значки.
СПЛОЧЕННОСТЬ КОМАНДЫ
Командная сплоченность—это степень, в которой команда привлекает к себе участников, уровень их мотивации оставаться в группе. В командах с высокой сплоченностью их члены целиком и полностью привержены своей работе, стараются не про-
Часть 5. Л идерство
Глава 18. Работа в командах
пускать совместных встреч, воспринимают командные успехи как свои собственные. Низкая сплоченность команды означает, что ее «игроков» не особенно волнуют результаты. Высокая сплоченность рассматривается как положительная характеристика любой команды.
ДЕТЕРМИНАНТЫ КОМАНДНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ.Уровень сплоченности во многом определяется характеристиками ее структуры и внешней среды. Прежде всего имеются в виду командные взаимодействия. Чем больше контактов происходит между участниками и чем больше времени они проводят вместе, тем более слаженной является команда. Активное общение позволяет людям хорошо узнать друг друга, повышается их приверженность команде. Вторым немаловажным фактором является концепция общих целей. Если все члены команды согласны с ее целями, они становятся более сплоченными. Третий фактор — привлекательность команды для каждого ее члена: если в команде собрались люди со схожими ценностями и отношениями, им интересно работать вместе.
Теперь что касается среды. Во-первых, на сплоченность команды влияет уровень конкуренции. Когда между командами происходит умеренное соперничество, связи внутри них укрепляются, так как каждая стремится одержать верх в соревновании. Неважно, в чем заключается конкуренция: в том, кто добьется большего объема продаж, или у минимальных показателей брака. В любом случае конкуренция смособствует развитию солидарности и укреплению сплоченности. Есть и еще один фактор: успех работы команды и одобрение со стороны. Когда команда добивается успеха и добивается признания со стороны других сотрудников организации, самооценка ее членов повышается, возрастает их приверженность коллективу.
Chaparral Steel, на удивление успешная сталелитейная компания из штата Техас, задалась целью создать у себя суперкоманды, в которых каждый участник будет видеть, как его работа соотносится с деятельностью организации в целом и способствует достижению ее целей. Цель команд в Chaparral Steel — укрепление сплоченности и повышение рациональности производства. Порой они добиваются совершенно потрясающих результатов. Например, приобретение нового заводского оборудования — весьма сложная задача для любого предприятия. Калибровка и точная настройка линии может занять годы. А в Chaparral команда из четырех человек отбирает поставщика, закупает, организует доставку и устанавливает оборудование всего за один год8.
ЧТО ДАЕТ КОМАНДНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ?Преимущества высокой сплоченности (и недостатки низкой) можно разделить на две категории: моральные и производственные. В большинстве случаев сплоченные команды характеризуются прекрасным моральным климатом, в них царит дружественная атмосфера, участники совместно работают, совместно принимают решения и вообще привержены коллективу. Практически всегда высокая сплоченность команды означает отличное настроение у ее членов.
Что касается результатов деятельности сплоченных команд, то тут исследования не дают однозначного ответа. Можно сказать только, что высокая сплоченность вызывает ряд эффектов. Во-первых, в слаженной команде производительность труда участников оказывается более или менее одинаковой. Различия в производительности невелики потому, что в таких командах все стремятся к равенству. В командах
же с низкой сплоченностью разные участники, как правило, показывают различные результаты от очень высоких, до весьма низких.
Что касается производительности команды в целом, исследования говорят о том, что сплоченные команды обладают высоким потенциалом, но уровень реальных результатов определяется взаимоотношениями между командой и менеджментом фирмы. Так что высокая сплоченность отнюдь не гарантирует больших успехов в работе. В поддержку этого вывода говорит и одно из исследований. В нем было изучено более 200 рабочих команд и определена взаимозависимость между результатами работы и внутренней сплоченностью. Команды с высокой сплоченностью демонстрировали высокую производительность в тех случаях, когда их участники ощущали поддержку руководства, и меньшую, когда со стороны менеджеров ощущались враждебность, негативное отношение. В последнем случае в сплоченных командах негласно устанавливаются низкие цели и нормы работы9.
Взаимосвязи между результатами деятельности и сплоченностью команд иллюстрирует рис. 18.5. Наибольшая производительность достигается тогда, когда команда, во-первых, слажена, а во-вторых, имеет высокие нормы труда. Последние, как мы упоминали, являются следствием хороших отношений с менеджментом. Умеренная производительность наблюдается в случае, когда имеет место низкая сплоченность и заинтересованность членов команды в достижении общих целей. Но самую низкую производительность демонстрируют сплоченные команды, руководствующиеся низкими нормами труда. Компании Southwest Лг'г/шехудалось добиться того, что ее сплоченные команды показывают и высокую производительность.