Литературное редактирование

Практическое занятие № 3

Стилистическая окрашенность языковых средств

Теоретическая часть:

1. Понятие стилистической окрашенности. Стилистическое значение. Соотношение стилистической окраски и стилистического значения. Разные точки зрения исследователей на данный вопрос. Нейтральные языковые средства.

2. Стилистические пометы в словарях (см. Стилистический энциклопедический словарь).

Литература

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – 34-46.

Десяева Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского языка. – М., 2008.

Романова Н. Н., Филиппов А.В. Стилистика и стили: уч. пособие, словарь. – М.: «Флинта», 2009. – С.33-44.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2000. – С. 249 – 250, 444- 446 453-456.

Практическая часть:

1. Сгруппируйте слова по типу функционально-стилевой окраски (разг., нейтр., книжн.). Докажите правильность вашего ответа. Среди книжных отметьте слова, относящиеся к научному и официально-деловому стилю, а также средства, являющиеся общекнижными.

Десять, десяток, дочка, акустический, социальные, огнь, обезьянничать, четверо, четыре, четверка, воспроизводить, просфора, книга, осциллограмма, проявление, воздействовать, исполнить, весьма, строфа, сущность, книжка, парцелляция, свойство, книжонка, глупый, глупыш, неоглобализм , боевики, уведомление, чертог, литургия, неявка, младой, мазня, достичь, тангенс, хапуга.

2. Сгруппируйте приведенные слова следующим образом: 1) слова, имеющие функциональную окраску и нейтральные в эмоционально-экспрессивном плане; 2) слова, нейтральные с обеих точек зрения; 3) нейтральные в функциональном плане и при этом эмоционально-экспрессивные; 4) слова, обладающие стилистической окраской обоих типов. Дополните каждую группу 2-3 своими примерами.

Надеяться, трепетать, демократизация, чаять, докладывать, стенать, читать, забыться, чавкать, бандформирования, маяться, чаевничать, претендовать, возликовать, миряне, санкционированный, всепобедный, благовест, апелляция, постриг (сущ.), коалиционный, военщина, акростих, судьбоносный, деньжищи, экспроприация, амвон.

3. Какие языковые единицы (среди приведенных ниже) можно считать эмоционально окрашенными? Опишите окраску этих слов, каковы средства ее выражения. Какие из данных ниже слов нейтральны? (обоснуйте ответ)

Радость, радешенек, страх, страшила, благодарность, враждебный, вражина, согласие, соглашательский, несогласование, веселье, веселуха, весельчак, веселиться, развеселый, уныние, кручина, печаль.

4. Какие слова разрушают общую стилистическую окрашенность контекста? 1) замените их на слова соответствующей окраски; 2) измените контекст предложения на нейтральный.

Руководителя этой шайки все знают как облупленного. С севера на юг направились несметные полчища этих зверей. Наш сотрудник с семьей живет за городом. Врач тут же на наших глазах оказал больному необходимую медицинскую помощь.

5. Подберите к словам стилистические синонимы или варианты, определите вид окраски.

Беспорядок, шуметь, картофель, печь (сущ.), дочь, мечты, упасть, поцеловать, надеяться, сторонник.

6. Найдите ошибки. Определите, какие из них являются стилистическими и почему. Внесите в предложения необходимую правку.

Он организовал и руководил своей фирмой. Пастух встает рано поутру и идет будить своего соратника – подпаска Ванюшу. Она выглядит более не менее здоровой. Уже был составлен план о ходе работ. Большой вклад в развитие малых народов Севера внес этот рассадник просвещения. Это мнение не имеет под собой никакого обоснования. Они росли, как на грибах. В двухтысяче пятом году планируется перейти на такой способ контроля проездных документов на всех линиях городского транспорта. Этот закон приняли скрипя сердцем.

Стилистика 4 курс, филфак

Практическое занятие № 4

Литературное редактирование

Теоретические вопросы

1. Литературное редактирование и правка текста. Знаки правки. Оформление библиографических описаний и ссылок на источники.

2. Виды правки (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка).

Литература

1. Гужова И.К., Молибоженко Р.А. и др. Литературное редактирование. – М., 2000. – С. 5-20, 142-152.

2. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. – М., 1980.

3. Накорякова К.М. Литературное редактирование информационных заметок. – М., 1990.

4. Накорякова К.М. Литературное редактирование материалов массовой информации. – М., 1994.

5. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. – М., 1980.

6. Сикорский Н.М., Абдуллин Р.Г. Редактирование // Книговедение: Энциклопедический словарь. _ М., 1982.

Практическая часть

1. Проведите правку-сокращение. Сократите текст на ¼. Предложите другой заголовок.

Чей это силуэт?

Известно ли вам происхождение слова “силуэт”?

Более двухсот лет назад во Франции жил некто Этьен де Силуэт, которому покровительствовала небезызвестная маркиза де Помпадур. С ее помощью он был назначен генеральным контролером финансов. Де Силуэт проявил себя на этом посту энергичным и компетентным специалистом. Однако стоило ему при наведении порядка в финансах затронуть некоторые привилегии дворянского сословия, как против него началась подлинная травля. В светских салонах его имя стало синонимом ругательства, а стены домов покрылись карикатурными изображениями его профиля. В дальнейшем слово “силуэт” и связанные с ним графические изображения постепенно лишились бранного содержания. Французская академия официально допустила включение этого слова в лексикон в 1835 году. История этого и еще более 250 происшедших от имен собственных и широко употребляемых ныне слов описывается в вышедшем во французском издательстве “Анкар” “Словаре незнакомцев с нарицательными именами”.

Наши рекомендации