Модель организационного поведения, социально - психологические аспекты в управлении
Использование моральных стимулов к труду. В компании «Альянс Полис» используется публичное признание, которое выражается в широком распространении информации о достижениях работников, награждаются особо отличившихся людей специальными грамотами страховой компании. Также публичное признание сопровождается премиями, ценными подарками и т.д. Мотивы деятельности и потребности работников. Потребности работников в компании обеспечиваются тем, что действуют специальные перерывы по 10 – 15 минут, а также обед с 1 - 2 часов. Мотивы, побуждающие сотрудников к труду, заключаются в теории ожидания В. Врума и рассчитываются по следующей формуле:
Результат труда + вознаграждение + удовлетворенность вознаграждением (валентность) = мотивация, (2)
К примеру, менеджеры, непосредственно работающие с клиентами компании, при заключении крупных сделок, получают вознаграждения в виде денежных выплат.
Формы социально – психологического воздействия, используемые в организации. В компании есть менеджер по обучению персонала, которые проводит специально адаптированные для компании тренинги. К примеру, тренинг «Стресс - менеджмент», созданный для сотрудников, которые работают непосредственно с клиентами.
Процедура проведения тренингов. Для проведения подобных мероприятий в компании выделяется специально место – кабинет, конференц – зал и т.д. Менеджер по обучению персонала подготавливает специальный материал по данному тренингу, а также готовит презентацию и подручные средства.
Далее, на самом тренинге приглашаются сотрудники, которые непосредственно связаны с этим тренингом. Например, «Тайм – менеджмент» адаптирован для сотрудников и руководителей, занимающихся сделками и работающие с клиентами и поставщиками, а «Система менеджмента качества» проводилась для всех руководителей структурных подразделений.
В основном, тренинги состоят из трех или четырех занятий.
· На первом занятие, сотрудники знакомятся друг с другом, в игровой форме, а также изучает основы того или иного материала.
· На втором занятие закрепляются пройденный материал.
· Третье и четвертое занятие носит практический характер.
Также создан «Ассессмент – центр», который не только оценивает сотрудника по компетенциям, но и проводится в виде бизнес - игр, адаптированных для страховой деятельности. Для проведения такой оценки, предварительно используется метод оценки 360 градусов. Заранее сотрудникам компании высылаются вопросы, которые включают себя:
· Самооценка
· Оценка руководства
· Оценка коллег по работе
· Подчиненные
«Ассессмент – центр» проводиться в игровой форме, предлагаются различные жизненные ситуации, в данном случае связанные со страхованием. Сотрудники компании делятся на команды, а их ответы оценивает комиссия, созданная из руководства Компании, а также специально приглашенного человека из другой компании, представляющие аналогичные услуги. Такое мероприятие, как минимум занимает целый день, а после его проведения, комиссия подводит итог, с указаниями, какие компетенции сотрудника улучшились, а какие нет. Также разрабатываются рекомендации для каждого сотрудника.
Система управления персоналом в организации, вопросы о мотивации труда и социального развития персонала
В состав кадровой службы компании входят 4 сотрудника, работающие с персоналом (Рисунок 6).
Начальник Отдела по работе с персоналом |
Менеджер по работе с персоналом |
Менеджер по кадровому делопроизводству |
Менеджер по обучению персонала |
Рисунок 6. Структура кадровой службы «Альянс Полис»
Фомы мотивации труда и Положение о премировании работников предприятия, являются коммерческой тайной и не разглашаются вне предела «Альянс Полис».
Кадровая политика АО «СК «Альянс Полис» отражена в следующих бизнес – процессах и документах компании:
· Положение по учету агентов
· Кадровое делопроизводство
· Развитие персонала
· Набор, отбор и адаптация
· Аттестация персонала
· Управление библиотекой
Организация социальной защиты работников компании отражена во всех документах Отдела по работе с персоналом: все положения, кадровая и иная документация составлены и ведутся в полном соответствии с Трудовым Кодексом Республики Казахстан и иных нормативных документов, регламентирующих трудовые отношения.
Процесс работы с персоналом организован и детально разработан: начиная с поиска кандидата на вакантную позицию (Положение о наборе, отборе и адаптации персонала). Первоначально руководитель подразделения составляет заявку с описанием ключевых критериев на данной позиции: уровня образования, знаний, навыков, корпоративных, профессиональных компетенций. По данной заявке менеджер ОРП организует поиск кандидата, проводит первичное и повторное собеседования. После принятия положительного решения о кандидатуре, ему предоставляет список документов, необходимых при приеме на работу. В первые несколько дней после выхода на работу, работника приглашают пройти вводное обучение, на котором он знакомится с Кодексом деловой этики, Правилами трудового распорядка, Организационной структурой компании, Положением о технике безопасности в компании, Положением об оплате труда, должностной инструкцией и Положением о подразделении. Руководитель ставит работнику задачи на испытательный срок, если это предусмотрено трудовым кодексом.
До окончания испытательного срока руководитель проводит оценку результатов и принимает решение о прохождении/ не прохождении испытательного срока на основании установленных критериев.
Вся деятельность работника сопровождается документированием согласно Инструкции по кадровому делопроизводству: переводы, перемещения, ежегодные трудовые и иные отпуска, командировки и т.п.
Проверка соответствия работника квалификационным требованиям осуществляется на основании Инструкции о проведении аттестации работников.
Мотивация работников осуществляется согласно Положения о мотивации персонала компании, в котором отражены правила предоставления социальных льгот и компенсаций работникам, а также методы нематериальной мотивации (условия медицинского страхования, участие в корпоративных мероприятиях и т.д.).
Процедура планирования, организации и оценки эффективности развития персонала (стажировки, наставничество, внешнее и внутреннее обучение) регламентирована Положением о развитии персонала. Отдельное положение об управлении библиотекой позволяет пополнять перечень профессиональной литературы с учетом потребностей работников, описывает процедуру выдачи книг библиотеки компании.
В настоящее время открытых вакансий в компании нет.
Организация труда работников отражена в соответствующих документах о подразделении, должностных инструкциях, и иной внутренней документации (положениях, правилах, бизнес – процессах, инструкциях).
Оплата труда осуществляется согласно Положения об оплате труда работников компании.
При исследовании трудовых ресурсов определяющее значение имеет анализ численности работающих. Полученная в результате анализа информация необходима для правильной расстановки приоритетов в формировании кадровой политики.
Анализ численности работающих включает исследование следующих показателей:
- численность работников, в том числе состав, пол, возраст, специальность, должность, уровень образования и квалификации; обеспеченность предприятия кадрами;
-формы, динамика и причины движения рабочей силы, коэффициенты стабильности и текучести, направления и интенсивность перемещений внутри предприятия, состояние дисциплины труда;
- количество работников, занятых ручным и малоквалифицированным трудом, тяжелым ручным трудом в динамике;
Уровень обеспеченности предприятия персоналом определяется сравнением фактического количества работников по категориям и специальностям с плановой потребностью. Особое внимание уделяется при этом обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных для производства специальностей.
Анализ численности работников в страховой компании «Альянс Полис» (Рисунок 7).
Рисунок 7. Динамика численности работников за 2007 по 2011 г.г.
За последние пять лет в компании персонал увеличился на 203 человека, при этом количество служащих увеличилось на 188 человек, а руководителей на 15. Стоит отметить, что одной из причин увеличения руководящих позиций послужило внедрения Системы менеджмента качества, после которой в компании появились новые отделы и департаменты. Также появились специалисты, проводящие аттестации сотрудников непосредственно по системе менеджмента качества в компании. На основе анализа, можно увидеть тенденцию текучести кадров в компании - ежегодно снижается и по итогам 2011 года не превышает допустимой нормы.
Необходимо анализировать также качественный состав персонала по уровню квалификации. Соответствие квалификации производственного персонала выполняемым работам оценивается с помощью тарифных разрядов. Фактический средний тарифный разряд рабочих напрямую связан с качеством выпускаемой продукции. Следовательно, указанное исследование дает возможность установить, насколько правильно подобран и расставлен производственный персонал по участкам и соответствует ли трудовой вклад работников заработной плате.
В целом аудит трудовых показателей позволяет оценить экономическую эффективность труда на уровне предприятия и его структурных подразделений.
Для характеристики движения рабочей силы исчисляют и анализируют в динамике следующие показатели.
1. Коэффициент оборота по приему персонала (Кпр):
Кпр = , (3)
где: Кпп – количество принятого на работу персонала за рассматриваемый период времени, чел.;
Чр - среднесписочная численность персонала за этот же период, чел.
2. Коэффициент оборота по выбытию персонала (Кв):
Кв = , (4)
где: Кур – количество уволившихся работников за рассматриваемый период времени, чел.;
Чр - среднесписочная численность персонала за этот же период, чел.
3. Коэффициент текучести кадров (Ктк):
Ктк = , (5)
где: Куржд – количество уволившихся работников по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины за рассматриваемый период времени, чел.;
Чр - среднесписочная численность персонала за этот же период, чел.
4. Коэффициент замещения (Кз):
Кз = , (6)
где: Кпп - количество принятого на работу персонала за рассматриваемый период времени, чел.;
Кур - количество уволившихся работников за рассматриваемый период времени, чел.;
Чр - среднесписочная численность персонала за этот же период, чел.
5. Коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кпс):
Кпс = , (7)
где: Крг - количество работников, проработавших весь год, чел.;
Чр - среднесписочная численность персонала за этот же период, чел.
Данные расчеты указаны на основе исследования Отдела по работе с персоналом не только по городам и регионам Республики Казахстан, но также был проведен анализ движения персонала в головном офисе и филиалах «Альянс Полис» (Таблица 11).
Таблица 11
Анализ движения персонала
№ п/п | Показатели | 2007 г. | 2008г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2011 г. к 2009 г., % |
Списочная численность на начало года, чел | 132,7 | ||||||
Принято в течение года | 78,57 | ||||||
Выбыло в течение года | 83,07 | ||||||
В т.ч. уволено по собственному желанию и т.д. | 65,57 | ||||||
Списочная численность на конец года, чел. | 231,82 | ||||||
Среднесписочная численность за год, чел. | 265,8 | 278,9 | 319,7 | 403,5 | 360,0 | 135,44 | |
Коэффициент оборота по приему | 0,737 | 0,724 | 0,738 | 0,879 | 0,427 | 57,94 | |
Коэффициент оборота по выбытию | 0,711 | 0,703 | 0,741 | 0,795 | 0,436 | 61,32 | |
Коэффициент текучести | 0,688 | 0,685 | 0,735 | 0,781 | 0,333 | 48,41 | |
Коэффициент замещения | 0,026 | 0,021 | -0,003 | 0,084 | -0,008 | -30,77 | |
Коэффициент постоянства состава персонала предприятия | 0,579 | 0,580 | 0,628 | 0,684 | 0,992 | 171,33 |
Как видно из таблицы 11 в среднем, в компанию за год принимаются на работу более двухсот человек. Однако также прослеживается тенденция выбытия сотрудников эквивалентная принятию работников. Главные причины выбытия персонала является низкая заработная плата, а также не прохождение испытательного срока и специальной аттестации. Коэффициент замещения меньше единицы, следовательно, имеет место сокращение числа занятых сотрудников. В компании естественная текучесть кадров, т.к. частой причиной ухода сотрудников из компании является квалификация сотрудника - работники низшей квалификации чаще меняют работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прохождение преддипломной практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста в области менеджмента.
Во время её прохождения были применены полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике.
Подводя итог, может сказать, что компания развивается и находиться в десятке лидирующих страховых организаций в Республике Казахстан. Главными особенностями компании является ориентация на потребителя, а также внедрение Системы менеджмента качества в организацию.
Основные компоненты внешней среды, влияющие на деятельность страховой компании: клиенты компании; поставщики и конкуренты компании.
Элементы внутренней среды являются поддержание благоприятного климата в организации, предусмотрен деловой стиль сотрудников, а также существуют ритуалы и традиции организации.
Анализ финансово – экономических показателей, показывает, что уставный капитал компании «Альянс Полис» составляет 3 млрд.050 млн. тенге. Собственный капитал на 01.01.2012 г. составляет более 7 млрд. 6 млн. тенге. Такой объем средств обеспечивает стабильное финансовое положение страховой компании и позволяет гарантировать выплаты по обязательствам перед клиентами.
Постановка целей в организации осуществляется Департаментом PR и маркетинга, совместно с Председателем Правления, стратегическое планирование проводиться пошагово, предусматривает доработки и корректировки.
При изучении организационной структуры были рассмотренны осуществление деятельности каждого Отдела и Депарамента.
Рассмотрены количественные и качественные показатели компании.
Мотивы, побуждающие сотрудников к труду, заключаются в теории ожидания В. Врума, а формы социально – психологического воздействия на сотрудников организации проводятся с помощью тренингов, проводимые менеджером по обучению персонала
При изучении системы управления персоналом были изучены инструкции по набору, отбору и адаптации персонала, а также был проведен анализ движения персонала. К 2011 году текучесть кадров снизилась и не превышает допустимой нормы. Также составлена динамика численности персонала, в 2011 году количество сотрудников составляет 328 человек.
За время прохождения были получены навыки в Отделе по работе с персоналом, а поставленные задачи рассмотрены и выполнены.