Цели предпринимательской деятельности
Цели предприятия традиционно трактуются как желаемые результаты функционирования предприятия в будущем. Результаты деятельности предприятия можно рассматривать в различных аспектах. Например, производственным результатом функционирования предприятия является выпуск определенного количества продукции, финансовым результатом - прибыль, инновационным – создание нового вида продукции и т.п. В связи с этим в отношении предприятия следует говорить не об одной цели его функционирования, а о системе целей. Данная система имеет иерархическую структуру, которая зависит от организационной структуры предприятия и в тоже время оказывает влияние на последнюю.
Классификация целей функционирования предприятия представлена в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Классификация целей функционирования предприятия
Классификационный признак | Цели предприятия |
По видам деятельности | Экономические, социальные, экологические |
По направленности на удовлетворение требований заинтересованных групп | Цели, направленные на удовлетворение требований собственников; потребителей работников; кредиторов, инвесторов государства и местного сообщества; общества в целом и т.п. Компромиссные цели |
По отношению к уровню управления | Цели предприятия в целом, цели подразделений, цели субподразделений, цели рабочих мест |
Продолжение табл. 3.1
Функциональная принадлежность | Научно-технические, маркетинговые, производственные, кадровые, финансовые, административные |
Уровень в иерархии планирования | Стратегические Тактические Оперативные |
Горизонт планирования | Долгосрочные Среднесрочные Краткосрочные |
Реальность осуществления | Предназначенные для реальной реализации и декларативные (предназначенные для общественности) |
Приоритетность | Особо приоритетные, приоритетные, прочие |
Повторяемость | Повторяющиеся, разовые |
Состав целей и ранжирование их по приоритетам не одинаковы на разных предприятиях. Усиление влияния той или иной заинтересованной группы, уровень ее мотивационного класса, а также другие факторы внутренней и внешней среды существенно влияют на цели предприятия.
С определенной долей упрощения цели предпринимательской деятельности можно представить в виде пирамиды, отраженной на рис. 3.1.
В основе иерархии целей коммерческого предприятия лежит прибыль. Пока данная цель не достигнута, другие цели отодвигаются на второй план. В связи с этим, для отечественных предприятий, ведущих убыточную деятельность, по-прежнему приоритетной целью деятельности является получение прибыли (причем не бухгалтерской, а экономической). В то же время данные предприятия обязаны соблюдать интересы и потребителей, и наемных работников, и кредиторов, и общества в целом в минимально необходимом для функционирования предприятия объеме, который, как правило, оговаривается в правовых документах.
Рис. 3.1. Пирамида целей предпринимательской деятельности
После того, как проблема получения краткосрочной прибыли решена, на первое место выдвигаются цели, связанные с обеспечением финансовой устойчивости функционирования предприятия. Если потребности и в прибыльности, и в обеспечении финансовой устойчивости удовлетворены, они утрачивают свою доминирующую роль и предприятия концентрируют свое внимание на экономическом росте. Важным фактором экономического роста является создание, расширение и развитие клиентской базы. Таким образом, «создание потребителя» является не самоцелью, а «средством» реализации целей, обеспечивающих экономических рост в будущем. На высших уровнях развития крупные успешно функционирующие предприятия в качестве приоритетных целей функционирования объявляют удовлетворение потребностей трудового коллектива и общества в целом, активно финансируя программы, направленные на сохранение окружающей среды, социальное обеспечение работников, осуществление благотворительной деятельности.
На рис. 3.2 представлена эволюция теоретических взглядов на приоритетные цели функционирования предприятия в рыночной экономике.
Рис. 3.2. Эволюция теоретических взглядов на высшие цели
функционирования предприятия в рыночной экономике /20/
Приоритетные цели функционирования предприятия оказывают существенное влияние на содержание и методы планирования его деятельности. В связи с этим, в зависимости от целевой ориентации можно выделить пять моделей планирования: модель максимизации прибыли, модель максимизации объема продаж, модель максимизации экономического роста, стоимостно-ориентированное планирование и стейкхолдерская модель планирования (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Целевые модели планирования предпринимательской
деятельности
Модели планирования | Главная цель | Важнейшие плановые показатели |
Модель максимизации прибыли | Максимизация прибыли | Операционная прибыль. Себестоимость. Выручка. Чистая прибыль |
Модель максимизации дохода от продаж | Максимизации дохода от продаж | Рост объемов продаж и выручки Рост доли рынка. Показатели рентабельности |
Модель экономического роста | Максимизации экономического роста | Рост активов Коэффициент устойчивого роста Свободный денежный поток Финансовый цикл |
Стоимостно-ориентированное планирование | Максимизация стоимости компании | Рыночная добавленная стоимость или рыночная стоимость собственного капитала. Экономическая добавленная стоимость |
Стейкхолдерская модель планирования | Сбалансированное удовлетворение требований заинтересованных групп | Показатели удовлетворенности заинтересованных сторон: собственников, потребителей, работников и т.д. |
Рассмотрим результаты анализа целевой ориентации крупных промышленных предприятий Воронежской области (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Цели деятельности предприятий
Цели | Удельный вес предприятий ставящих эти цели, % | Удельный вес предприятий, определяющих цель в качестве основной, % |
Рост объемов производства и реализации | ||
Прибыльность | ||
Качество продуктов и услуг | ||
Финансовая устойчивость | ||
Ресурсная стабильность | ||
Рост собственного капитала | ||
Благосостояние наемных работников | ||
Сохранение занятости наемных работников | ||
Сохранение окружающей среды | ||
Увеличение доли рынка | ||
Научно-технический прогресс | ||
Расширение номенклатуры продукции | ||
Благосостояние региона |
Анализируя данные табл. 3.3 можно сделать вывод, что практически все исследуемые предприятия ставят перед собой множественные цели. В качестве основной цели наиболее часто сотрудники планово-экономических отделов называли прибыльность и рост объемов производства и реализации продукции. Выбор данных приоритетов достаточно обоснован, так как практически все предприятия, на которых проводились исследования, или убыточны или работают с минимальной рентабельностью.
Требования к формированию целей предпринимательской деятельности: учет требований заинтересованных сторон, конкретность, множественность, иерархичность, согласованность, документальное оформление, использование глагольных оборотов, определение не более 4-5 стратегических целей.
На современном этапе развития экономики система целей предприятия должна отражать интересы акционеров, потребителей, работников, поставщиков и общества в целом. В составе целей наряду с финансовыми и производственными, должны найти отражение цели в области качества, охраны труда, экологии и цели взаимодействия с заинтересованными сторонами. |
Ключевые плановые показатели