Архитектура информационной системы
В качестве базовой платформы для реализации Корпоративной Информационной Системы (КИС) предлагается использовать конфигурацию «1С: Управление Производственным Предприятием» ред.1.3 (УПП), с внесением дополнений и изменений в базовую конфигурацию в соответствии с данной концепцией и разработанными на ее основании Техническими заданиями на отдельные подсистемы.
В качестве дополнительного решения для консолидации данных, бюджетного управления и получения детализированных управленческих отчетов предлагается использовать конфигурацию «1С: Консолидация», права на которую уже приобретены. Данная конфигурация изначально ориентирована на удовлетворение потребностей предприятия в бюджетном и казначейском управлении, имеет развитую систему построителей отчетов, в том числе произвольных отчетов, ориентированных на различные уровни управления, и интегрированные средства доступа к данным других конфигураций 1С.
Представляется правильным выделить в группу «Оперативный учет» подсистемы, информация из которых является исходными данными для остальных подсистем, и основными владельцами и пользователями которых будут являться функциональные подразделения.
Такая группировка подсистем, за счет использования общих регистров оперативного учета, позволит значительно уменьшить затраты на взаимодействие между подсистемами блока «Оперативного учет».
Логика построения и внедрения подобной Корпоративной информационной системы, направленной на информационное обеспечение принятия управленческих решений любого уровня требует, чтобы сотрудники функциональных подразделений, не только исполняли свои обязанности по осуществлению операций и оформлению документов, но и непосредственно отражали и несли ответственность за информацию, порождаемую их деятельностью, в информационной системе.
Финансово–экономическая служба компании помимо отражения в КИС операций, связанных с исполнением своих функциональных обязанностей, должна поднять свой статус и получить необходимые полномочия для осуществления контроля, внесенной в КИС информации:
§ Планово–аналитический отдел за соблюдением нормативов потребления ресурсов, корректным формированием себестоимости, больше уделять внимание анализу деятельности;
§ Финансовый отдел – бюджетный контроль расходования денежных средств, контроль взаиморасчетов и своевременности получения выручки, графиков платежей поставщикам;
§ Бухгалтерия – контроль правильности оформления документов и своевременности их предоставления. Помимо этого, сохранят за собой функцию отражения в системе документов общего назначения, например, авансовых отчетов.
§ Разработка структуры нормативно – справочной информации (классификаторов и справочников), владельцем и ответственным за которую, выступает данное подразделение;
§ Первоначальное заполнение нормативно – справочной информации в системе;
§ Изменение бизнес – процессов подразделения в соответствии с процессами, реализованными в типовой конфигурации;
§ Описание бизнес – процессов, не реализованных в типовой конфигурации;
§ Приобретение навыков работы в КИС, так как это станет обязательным требованием к персоналу.
Таким образом, общая архитектура КИС должна выглядеть следующим образом (Рисунок 2.3.1.):
· Подсистемы на базе «1С – Управление Производственным предприятием»:
o Блок «Оперативный учет», в составе следующих подсистем:
§ Управление запасами
§ Управление производством работ и продукции
§ Управление автотранспортом и механизмами
§ Управление имуществом
§ Управление ремонтами
§ Управление договорами
§ Управление финансами
§ Управление закупками
§ Управление продажами
o Заработная плата и управление персоналом
o Бухгалтерский и налоговый учет
· Подсистемы на платформе «1С – Консолидация»:
o Бюджетное управление.
Предлагаемая архитектура КИС позволит максимально использовать развитые базовые функциональные возможности конфигураций-доноров.
В результате, разработка КИС в рамках данной архитектуры потребует меньшего количества трудовых затрат и, соответственно, снизит время и финансовые затраты на разработку и внедрение системы [4].
1С - Управление производственным предприятием |
Заработная плата и управление персоналом |
Бухгалтерский и налоговый учет |
Оперативный учет |
Управление запасами |
Управление закупками |
Управление имуществом |
Управление ремонтами |
Управление финансами |
Управление продажами |
Управление договорами |
Управление автотранспортом и механизмами |
Управление производством работ и продукции |
Рисунок 2.3.1-Архитектура и схема взаимодействия функциональных блоков и подсистем КИС
Бизнес процессы
В настоящее время существует множество определений или интерпретаций понятия бизнес-процесс (БП). В зависимости от задач внимание авторов акцентируется лишь на одном или нескольких его ключевых свойствах. Например:
- Бизнес-процесс как целевая организационная деятельность (действия )
- Поставка продукта (услуги /товара) внешнему потребителю
- Формирование прибавочной и /или потребительной стоимости и т .д .
«Ключевые» свойства, используемые для определения отличий понятия «бизнес-процесс» от понятия «процесс» зависят от решаемых задач и после их детального изучения оказываются необоснованными.
Примеры определений бизнес-процесса
Бизнес-процесс как деятельность:
- работа «от начала до конца»
- поток работы, проходящий от одного специалиста к другому или от одного отдела к другому (в зависимости от уровня рассмотрения )
- взаимозависимый компонент производственной системы, преобразующие вход в один или несколько выходов в соответствии с предварительно установленными правилами
- одна или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило в рамках организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения
Бизнес-процесс как создание продукта /услуги:
- множество внутренних шагов деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту
- связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и /или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с определенными критериями
Бизнес-процесс как формирование прибавочной и /или потребительной стоимости:
совокупность различных видов деятельности, в рамках которой “на входе” используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности “на выходе” реализуется товар, представляющий ценность для потребителя
В профессиональной деятельности мне более близко использование термина бизнес процесс как одна или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило в рамках организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения[5]
В данной курсовой работе мы рассмотрим один из реально существовавших бизнес процессов в ОАО “Дорожная служба Иркутской области”. В дальнейшем, этот бизнес процесс будет подвергнут реинжинирингу и автоматизирован, в рамках создания ERP системы предприятия.