Пример написания выводов по социометрии
Методические Указания по выполнению задания к зачету
По дисциплине
«Методология и методы исследований в менеджменте»
Выполнение письменной работы является составной частью учебного процесса, позволяющей закрепить знания теоретических основ и практических методов по изучаемой дисциплине.
В тексте письменной работы выделяются:
· титульный лист;
· оглавление;
· теоретическое задание (введение; основная часть; заключение)
· расчетное задание;
· библиографический список;
· приложения.
На титульном листе указываются:
· название университета, факультета, кафедры;
· наименование вида работы (письменная работа);
· название учебной дисциплины;
· номер студенческой группы, курс и, фамилия, имя, отчество студента;
· фамилия, инициалы, должность, ученая степень, ученое звание преподавателя(лей);
· дата выполнения работы.
Оглавление представляет собой перечень вошедших в работу разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых они расположены.
Теоретическая часть письменной работы должна состоять из введения; основной части; заключения.
Во введении необходимо сформулировать актуальность темы работы, определить объект, предмет, а также цель и задачи исследования. Под объектом исследования в управлении и экономике подразумевают предприятия, организации, средства и факторы производства и т. п. Предмет изучения – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Примерный объем – 1(1,5) страница(ы).
При выполнении основной части студент выбирает в прилагаемом списке тему (Приложение 1) и раскрывает её теоретические основы и положения. Примерный объем первой главы – 10(12) страниц.
В «Заключении» необходимо еще раз сделать вывод об актуальности тематики работы, сформулировать выводы по основной части работы. В данном разделе студент определяет результаты, достигнутые в ходе написания работы, насколько выполнены цели и решены задачи исследования.
При выполнении проектного задания письменной работы необходимо на примере конкретной организации выполнить следующие задания:
а) изучить межличностные отношения с помощью социометрического метода (Приложение 2);
б) построить дерево целей для решения управленческой проблемы (проблему согласовать с ведущим преподавателем). Дерево должно содержать в себе не менее двух уровней, на каждом уровне целей не менее трех подпунктов;
в) проанализировать стратегическое положение и оцените действия организации методом «SPACE» (Приложение 4).
Примерный объем – 10(12) страниц. При выполнении письменной работы следует ознакомиться с материалами учебников, учебных пособий, монографий, специальной литературой, статьями, опубликованными в журналах и в другой периодической отечественной и зарубежной печати.
В конце письменной работы необходимо дать список использованной литературы с указанием фамилии авторов, название книг, брошюр, учебных пособий, места издания, наименования издательства, года выпуска. При использовании периодической печати – название журнала (год, номер, название статьи) или газеты (год, номер и число). Библиографический список должен включать нормативно-правовые акты РФ, а также ссылки тематических сайтов Интернета. ПОЖАЛУЙСТА, не пользуйтесь устаревшими источниками, а именно старше 5 лет. Например, сейчас 2015 год: значит, в библиографическом списке должны быть источники, выпущенные не ранее 2010 года. Количество источников в списке не менее 10.
Текст письменной работы необходимо дополнять иллюстрациями, таблицами, схемами, графиками, примерами организационно-распорядительной документации. В приложениях содержатся иллюстрации, таблицы, схемы, графики, документы объемом более одной страницы.
Письменную работу студент представляет для поверки в установленный графиком срок (на последнее аудиторное занятие). При невыполнении требований, предъявляемых к письменной работе, она возвращается студенту на доработку.
Приложение 1
Тематика заданий теоретической части письменной работы по дисциплине «Методология и методы исследований в менеджменте»
ФИО студента | Тематика |
Формы организации исследования менеджмента. | |
Менеджер исследовательского типа: профессиональные и личностные особенности, факторы мотивирования и ограничения исследовательской деятельности. | |
Практическая формула диалектического подхода к исследованиям в менеджменте. | |
Система управления как объект исследования. | |
Преимущества и трудности использования системного подхода в практике исследования. | |
Планирование исследования менеджмента: организационная значимость программы и плана исследования. | |
Суть диагностической деятельности и ее роль в развитии управления. | |
Роль результатов диагностики в прогнозировании кризисного явления. | |
Различия технологии индивидуального и коллективного исследования. | |
Использование метода Мэтча в практическом исследовании. | |
Методы интуитивного поиска в исследовании менеджмента и стратегии интуитивного поиска решений. | |
Метод мозгового штурма: проблемное поле, технологические схемы использования, особенности подбора участников. | |
Метод синектики в исследовании менеджмента: содержание, особенности, условия эффективности. | |
Методы проектирования концепций: дивергенция, трансформация и конвергенция. | |
Разновидности проблем в социально-экономических системах (организациях) и выбор подходов к исследованию. | |
Моделирование социально-экономических процессов: границы возможного и факторы эффективности. | |
Полемика как метод исследования в менеджменте. | |
Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем. | |
Общенаучные методы исследования: система, комплексное использование, ограничения, эффективность. | |
Классификация операций процесса исследования в менеджменте. | |
Специфические методы исследования в менеджменте: система, комплексное использование, ограничения, эффективность. | |
Правила классификации, декомпозиции, стратификации и типологии. | |
Параметрическое исследование в менеджменте. | |
Качество исследования: в чем оно проявляется и как оценивается. |
Приложение 2
Задание 1. Изучение межличностных отношений с помощью социометрического метода
Социометрия (социальное измерение), метод разработанный Дж.Морено является разновидностью метода опроса, который позволяет исследовать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы за счет получения данных об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий.
Для проведения исследования необходимо сформулировать по два вопроса к сотрудникам из деловой сферы и сферы досуга (при составлении вопросов используйте опорный конспект, посвященный типам опросов).
Выбор должен ограничиваться 3 фамилиями коллег. Желательно чтобы в исследовании приняли участие все члены коллектива. Если какие-то сотрудники отсутствуют, то выбирать их присутствующим при опросе не разрешается. О чем стоит испытуемых предупредить перед проведением опроса. Если участник сообщает, что не может ограничиться только тремя коллегами, а выбрал бы больше и в карточке пишет более трех фамилий, то для исследования берутся только три первых фамилии.
На основе полученных данных делается вывод о положении каждого члена коллектива в среде коллег.
Для придания социометрическим данным наглядности и упрощения подсчета результатов и получения на их основе выводов, данные сначала сводятся в социоматрицу (таблицу), а затем на их основе выстраиваются социограммы групповые и индивидуальные.
Социоматрица составляется следующим образом:
1. Члены группы обозначаются буквами алфавита или порядковыми номерами, которые расставляются по вертикали (кто выбирает) и горизонтали (кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.
2. В рядах отмечаются выборы сделанные испытуемыми какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.
3. Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива.
4. Далее в социоматрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социоматрице можно выделять кружками соединенными попарно чертой перпендикулярной диагонали. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.
5. На каждый вопрос составляется отдельная социоматрица.
Пример социоматрицы:
кто выбирает | кого выбирают | ∑в | ∑в.в. | |||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||
∑в | ||||||||||||||||||||||
∑в.в. |
Далее по каждой социоматрице выстраиваются социограммы.
Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей. В центре которой помещаются обозначения членов коллектива, набравших половину возможных выборов (которая рассчитывается по формуле: , где n – количество членов коллектива).
Во втором круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.
В третьем круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива набравших 1-2 выбора.
В четвертом круге размещаются условные обозначения членов коллектива, не получивших ни одного выбора.
Традиционно мужчин обозначают треугольником, женщин – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут букву или цифру, обозначающую испытуемого.
На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного коллектива. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или о том, что в целом разобщенном коллектива имеется сплоченное «ядро».
Более точно сплоченность коллектива можно узнать, подсчитав коэффициент групповой сплоченности по формуле:
Коэффициент взаимности (КВ) = . 100%
По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности:
I – 15-20% (низкий уровень), II – 21-30% (средний уровень), III – 31-40% (высокий уровень), IV – 40% и выше (сверхвысокий уровень). К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.
Чем с большим числом коллег связывает сотрудника взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.
Коэффициент удовлетворенности (КУ) = . 100%
Так как максимальное количество выборов ограничено 3, то и взаимных выборов может быть тоже только 3, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или сотрудник может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.
Число выборов, полученных каждым членом коллектива, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.
Социометрический статус (СС) = . 100%
По социометрическому статусу сотрудники могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий: «популярные», «предпочитаемые», «принятые», «изолированные». Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого в группе, то есть насколько желанен сотрудник в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого работающего.
Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%. Величина этого индекса – показатель успешности работы по командообразованию.
На самых популярных сотрудников составляются инидивидуальные социограммы.
Сначала на рисунке в центр помещают тех, кто получил наибольшее число выборов, далее стрелками изображают те предпочтения, которые они сделали, и тех, кто их выбрал, постепенно переходят ко всем оставшимся элементам групповой структуры. Как правило, в группе не бывает одного общепризнанного лидера, к которому тяготели бы все члены, на социограмме должно быть в наглядной форме показано расположение полюсов притяжения в группе. А также хорошо просматриваются группировки и микрогруппы: диады, триады, тетрады:
При анализе полученных социограмм делаются выводы о межличностных предпочтениях в коллективе, популярности отдельных сотрудников и их окружения, взаимности выборов, наличии или отстутствии группировок, наличии или отсутствии связей между группировками.
На основании проведенного исследования пишутся общие выводы по социометрическому исследованию (пример написания выводов см. в Приложении 3). Результатом проведённого анализа является общий вывод о характере межличностных отношений в данном коллективе с указанием лидеров (референтной группы), количества сотрудников, находящихся в том или ином социометрическом статусе, с характеристикой взаимных выборов. Полученные результаты используются при составлении характеристики коллектива.
Итоговым документом, выполняемым студентом по результатам проведённых исследований, является морально-психологическая характеристика коллектива, отражающая особенности межличностных отношений сотрудников, характер их мотивационной направленности и интересов. Примерный план для составления характеристики коллектива включает в себя следующее:
1. Общие сведения о коллективе (кол-во сотрудников, из них – мужчин и женщин, были ли слияния с другими подразделениями, смена руководителей и т.д.)
2. Характер межличностных отношений в коллективе по данным социометрии.
Приложение 3
Пример написания выводов по социометрии
На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
1. КВ =…. Следовательно, данный коллектив можно считать … (сплоченным, достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным, разобщенным)
2. Радиальная социограмма показывает, что в целом, коллектив:
- имеет сплоченное «ядро»,
- частично сплочен, частично разобщен,
- половина коллектива сплочена, половина разобщена,
- в коллективе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами (микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.
3. Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных сотрудника, это № х и № у
№ х получил максимальное количество выборов равное =
№ у получил количество выборов равное =
КУ № х=100%, СС=…% - следовательно, данный сотрудник имеет достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим положением, все его выборы оказались взаимными.
Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из … человек (это номера: №, №, …, №) и еще … человек (№, №,…, №) хотели бы войти в данную группировку).
4. Самые популярные сотрудники состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром коллектива, его активом. (Самые популярные сотрудники состоят в двух разных группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в коллективе имеются два ядра, два актива).
5. Полученная социоматрица показывает так же, что в колеективе имеется … изолированных, непопулярных сотрудника с нулевым социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.
Приложение 4
Метод SPACE(Strategic Position and Action Evaluation)