Следует ли корректировать налоговую базу по товарам (работам, услугам) в случае предоставления скидки (п. 1 ст. 154 НК РФ)?
Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.
По данному вопросу есть две точки зрения.
Согласно официальной позиции налоговую базу следует откорректировать с учетом предоставленной скидки. Есть судебная практика и работы авторов, подтверждающие данный подход.
Другие авторы отмечают, что если скидка не оформлена документально, то оснований для корректировки базы нет. Кроме того, есть мнение автора, согласно которому налоговая база не корректируется, если предоставленная скидка не изменяет цену ранее отгруженной продукции.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Скидка уменьшает налоговую базу
Письмо УФНС России по Московской области от 30.03.2005 N 21-27/26431 "О налоге на добавленную стоимость при предоставлении покупателям (дилерам) скидок"
Разъясняется порядок корректировки налоговой базы по НДС в связи с уменьшением цены договора на сумму скидки, а также порядок налогообложения в случае, если покупатель, приобретая тот или иной товар, получает подарок или дополнительную партию приобретаемого товара бесплатно.
Письмо УФНС России по г. Москве от 28.05.2008 N 19-11/051071
Поясняется, что при изменении цены проданного товара на сумму скидки продавцу следует откорректировать ранее выписанные счета-фактуры. При этом налогоплательщику необходимо подать уточненную декларацию с учетом цены, которая уменьшилась на сумму скидок.
Аналогичные выводы содержит:
Письмо УФНС России по г. Москве от 21.11.2006 N 19-11/101863
Постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 11175/09 по делу N А44-109/2008
Суд указал, независимо от того, каким образом налогоплательщик предоставляет скидку: путем возможного уменьшения цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса - дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) налоговая база по НДС подлежит определению с учетом скидок.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2010 по делу N А44-2914/2009
Суд отметил, что скидки, предоставленные налогоплательщиком дистрибьюторам товаров, неразрывно связаны с их реализацией. В связи с этим налоговая база была правомерно уменьшена на их величину.
Постановление ФАС Московского округа от 30.09.2009 N КА-А41/9832-09 по делу N А41-17728/08
Суд указал, что при предоставлении скидок уменьшается стоимость реализуемого товара и, соответственно, налоговая база по НДС.
Статья: Система скидок и налоговые риски ("Финансы", 2007, N 3)
Для снижения налоговых рисков при предоставлении скидки автор советует организациям отразить систему скидок в положении о маркетинговой политике. Кроме того, такие операции должны быть отражены в первичных учетных документах.
Статья: Особенности учета оптовой продажи товаров со скидками ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N N 6, 7)
Автор рассматривает порядок налогообложения и учета, различные варианты предоставления скидок: предоставление скидки в момент реализации товаров; предоставление скидки после реализации товаров; предоставление бонусных скидок; предоставление скидок, не предусмотренных в договоре.
Статья: Кому нужны запоздалые скидки? ("Налоговые споры", 2005, N 10)
В статье представлены позиции по вопросу о том, как квалифицировать предоставление скидки на товары: как изменение цены на товары или как дарение.
Статья: Торговые скидки: учет и налогообложение ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 9)
Автор рассматривает порядок оформления и учета скидок, предоставляемых по ранее проданным товарам, и скидок, предоставляемых еще до того, как право собственности на товар перешло к покупателю.
Статья: Скидки покупателю после отгрузки товара ("Финансовая газета", 2005, N 6)
Автор поддерживает позицию, согласно которой предоставляемые покупателям скидки, оформленные надлежащим образом, уменьшают базу для исчисления НДС. Если предоставленная покупателю скидка не оформлена надлежащим образом (не предусмотрена договором, маркетинговой политикой организации), то предоставление такой скидки может квалифицироваться налоговыми органами как безвозмездная передача части товаров (работ, услуг). В этом случае у продавца товаров (работ, услуг) дополнительно возникает объект обложения НДС в размере суммы предоставленной скидки.
Позиция 2. При предоставлении скидки налоговая база не корректируется
Статья: Скидка как прощение долга ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2008, N 14)
Автор поддерживает позицию о том, что одностороннее решение продавца по предоставлению покупателю скидки, не предусмотренной договором, - это прощение ему части долга.
Консультация эксперта, 2006
Автор разъяснил, что при предоставлении ретробонусной скидки (установленного вознаграждения (премии) для ранее заявленной категории товара или категории покупателей, исполнивших условия для его получения, выплачиваемого путем перечисления средств либо списания части дебиторской задолженности (не изменяя цену ранее отгруженной покупателю продукции)) налоговая база не корректируется. Предоставляемые покупателям ретробонусы не изменяют цену ранее отгруженной покупателю продукции, поэтому у организации нет оснований для внесения изменения в ранее выписанные счета-фактуры и накладные. Кроме того, при предоставлении продавцом покупателю установленного договором ретробонуса у продавца отсутствует база для начисления НДС по данной операции, так как ее предоставление не обусловлено реализацией товаров (работ, услуг).