Вводная часть или резюме проекта (1-4 стр.)
Министерство Образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет)»
Факультет экономики и менеджмента
Методические указания к курсовой работе
по дисциплине: «Планирование на предприятии»
« РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА»
( для студентов специальностей: 06.08.00 – «Экономика и управление на предприятии»)
Санкт- Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
Введение | ||
1. | Роли и задачи бизнес-плана в предпринимательской деятельности …………………………………………………….. | |
2. | Исходная информация для разработки бизнес-плана……… | |
3. | Состав бизнес-плана………………………………………….. | |
3.1 | Вводная часть или резюме проекта ………………………. | |
3.2 | Общее описание компании ……………………………….….. | |
3.3 | Анализ положения дел в отрасли …………………………. | |
3.4 | Анализ рынка ………………………..………………………. | |
3.5 | Существо предлагаемого проекта ………………………… | |
3.6 | План маркетинга ……………………………………………. | |
3.7 | Производственный план …………………………………… | |
3.8 | Организационный план ……………………………………. | |
3.9 | Анализ и оценка рисков ……………….…………………… | |
3.10 | Финансовый план……………………………………………... | |
Требования к оформлению курсовой работы………………. | ||
Приложения……………………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Курсовой проект предполагает разработку бизнес-плана производства продукта (работ, услуг) в любой области хозяйства. При этом студент использует собственные знания, данные и опыт в рассматриваемой области. Цель проекта – оценить и разработать реальные возможности создания производства в существующих условиях хозяйствования. Поэтому состав разделов бизнес-плана носит ориентировочный характер и может быть скорректирован с учётом конкретных условий. Главное – рассчитать эффективность планируемого производства, учитывая весь комплекс факторов в условиях неопределённости по всем основным финансово-экономическим показателям.
Планирование в условиях рыночных отношений — важнейшее и основное условие эффективной деятельности предприятия. Весь управленческий процесс концентрируется вокруг функции планирования, которая является основой маркетинга. Исследования американских и канадских компаний свидетельствуют, что каждая из них регулярно разрабатывает планы своей деятельности, называемые бизнес-планами.
Роль и значение бизнес-плана в предпринимательской
Деятельности
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует (а также на других рынках), составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ, проводимые специализированным научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов могут быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов консалтинговых организаций.
Бизнес- план является кратким, точным, доступным и понятным описанием предполагаемого направления развития предприятия, важнейшим инструментом анализа большого количества различных ситуаций, позволяющим оценивать и выбирать наиболее перспективные решения и определять средства для их достижения .
Основными целями и задачами бизнес-плана являются:
1) обоснование предполагаемого направления развития предприятия и оценка результатов за определенный период времени. В этой связи он может рассматриваться как мерило степени достижения цели;
2) возможность выявить курс действий и управления предприятием. Поэтому его можно представить как руководство для исполнения и контроля;
3) обоснование эффективности бизнеса, необходимое для получения инвестиций. В этом аспекте он служит мощным инструментом финансирования бизнеса;
4) реклама для предполагаемого нового направления развития бизнеса. Создавая деловую репутацию бизнес- план является своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен составляться в строгом соответствии с определенными правилами;
5) предоставление возможности самообучения. В этом аспекте разработка бизнес- плана представляет собой непрерывный процесс выявления сильных и слабых сторон предприятия.
Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала фирмы. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.
Для практической реализации бизнес-планирования представляется важным соблюдение основополагающих принципов:
– гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды в которой функционирует предприятие;
– непрерывности, предполагающей «скользящий» характер планирования;
- коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимосвязано, взаимозависимо);
- итеративности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
- многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
- участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей деятельности;
- адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
Исходная информация для разработки бизнес-плана
Процесс разработки бизнес плана представляет собой достаточно длительный и трудоемкий процесс, который осуществляется при непосредственном участии руководителя предприятия и группы специалистов, и состоит из нескольких последовательных этапов.
На первой стадии разработки бизнес-плана определяются источники необходимой для создания документа информации. Обычно в качестве последних могут выступать:
-исследования рынка предполагаемой продукции, определение основных тенденций его развития;
-исследования сырья, основных и вспомогательных производственных материалов, охватывающие имеющиеся и прогнозируемые запасы сырья и потребляемых ресурсов, необходимых для предприятия, а также имеющиеся и прогнозируемые тенденции в области изменения цен на такие материалы и ресурсы;
-исследование месторасположения предприятия и оценка его воздействия на окружающую среду;
-исследования оптимизации масштабов производства, как часть исследований по выбору технологии;
-исследования, посвященные выбору специализированного оборудования и пр.
Вторым этапом является определение целей разработки бизнес-плана. Цели определяются тем перечнем проблем, которые призван решать бизнес-план, и должны быть ясно и кратко сформулированы. В качестве целей могут, например, выступать, привлечение финансовых средств для запуска в производство технологически новой продукции, увеличение доли потребителей товаров компании среди участников рынка за счет привлечения новых групп покупателей и пр.
На третьем этапе разработки бизнес- плана необходимо определить его целевых читателей, поскольку выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей (например, фирма, ориентированная на финансирование в первую очередь при помощи выпуска и продажи акций должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита в бизнес- плане необходимо указать величину процентов, имея в виду из типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности.)
Четвертым этапом является установление общей структуры документа. В настоящее время не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Однако, как правило, в нем предусматриваются достаточно традиционные разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворение им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.
Пятым этапом является непосредственно сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана.
Шестой этап - непосредственное написание бизнес-плана.
Состав бизнес-плана
Бизнес-план включает следующие разделы:
1. Резюме (вводная часть).
2. Общее описание компании.
3. Анализ положения дел в отрасли
4. Анализ рынка.
5. Существо предлагаемого проекта (характеристика производимого продукта (работ, услуг)).
6. План маркетинга.
7. Производственный план.
8. Организационный план.
9. Анализ рисков.
10. Финансовый план.
11. Приложения
Вводная часть или резюме проекта (1-4 стр.)
Это характеристика проекта, раскрывающая цели проекта и доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, назвать преимущества продукции (услуг) в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, указать объем ожидаемого спроса на продукцию, потребность в инвестициях и срок возврата заемных средств. (таблица 1)
Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.), то указать их.
Таблица 1 - Структура резюме
№ п/п | Ключевые вопросы | Комментарии |
1. | Наименование проекта | |
2. | Инициатор проекта | Краткие сведения об инициаторе проекта. Указываются: - организационно-правовая форма предприятия, - юридический и фактический адрес, - контактные линии: телефон/факс, e-mail и др. |
3. | Местонахождение проекта | |
4. | Организационно-правовая форма реализации проекта | |
5. | Сущность проекта: 5.1.Цели 5.2.Способы их достижения 5.3.Бизнес-идея 5.4.Тип проекта | Указываются: - основные цели проекта (объем производства и реализации продукции/услуг; планируемая доля рынка сбыта) и способы их достижения; - описание бизнес-идеи; - тип проекта |
6. | Результаты проекта: | Приводятся основные показатели проекта: - объем производства и реализации продукции; - планируемая доля рынка сбыта; -выручка от реализации продукции, чистая прибыль, сумма накопленной амортизации за период и др. |
7. | Общая сумма инвестиций: | Указывается общая сумма инвестиций в проект (в т.ч. на внеоборотные активы и оборотные средства) |
8. | Оценки эффективности проекта: 8.1.период окупаемости; 8.2.используемая ставка дисконтирования; 8.3.чистый дисконтированный доход; 8.4.внутренняя норма доходности проекта | Приводятся показатели по проекту: - период окупаемости; - используемая ставка дисконтирования; - чистый дисконтированный доход (за 3 года); - внутренняя норма доходности проекта (за 3 года). |
9. | Сумма средств, инвестируемых инициатором проекта: | Указывается сумма собственных средств, вкладываемых инициатором проекта (в т.ч. в %) |
10. | Необходимое финансирование по проекту: 10.1.Сумма инвестиционного кредита 10.2.Процентная ставка 10.3. Срок и график кредитования 10.4.Срок возврата заемных средств 10.5.Гарантии по возврату кредита | Указываются: - необходимая сумма заемных средств для осуществления проекта (в т.ч. в %) - процентная ставка; - срок и график предоставления кредита; - срок возврата суммы и % за кредит; - гарантии возврата кредита (залог, поручительство) |
11. | Сроки осуществления проекта | Указывается дата начала проекта, период планирования, дата актуальности данных по проекту. |
Общее описание компании
Цель этого подраздела – дать общее описание компании и помочь потенциальному инвестору или партнеру получить ясное представление об интересующей его компании как объекте инвестирования или как о возможном партнере по бизнесу.
Объем этого раздела не должен превышать 1-2 страницы.
Таблица 2 - Структура подраздела «Общее описание компании»
Ключевые вопросы | Комментарии |
1. Предыстория бизнеса компании | |
1.1. Основные данные о компании | Указываются: полное наименование, - организационно-правовая форма, - форма собственности, - структура собственности, - месторасположение и юридический адрес компании, - почтовый адрес, электронный адрес, интернет-сайт, - профиль и основные виды деятельности компании; - характеристика юридических документов, требуемых для рассматриваемых видов деятельности (необходимые лицензии, разрешения, кем и когда выданы, сроки их действия, затраты на их получение). |
1.2. История создания компании | Указываются: - дата основания, - основные этапы, - имеющиеся достижения за последний период и их значение для бизнеса, - стадия развития бизнеса в настоящий момент. |
1.3. Текущая организация бизнеса | Описываются: - состав членов управленческой команды, их доли участия в капитале, - размер уставного капитала компании |
1.4. Краткая характеристика инфраструктуры бизнеса | Указываются: - основные здания и помещения, - производственные мощности, - активы компании. |
2. Отличительные компетенции компании | |
2.1.Главные факторы, которые приведут компанию к успеху. | Например, в числе потенциальных отличительных компетенций могут быть: 1. Способы удовлетворения потребностей основных потребителей (ноу-хау) 2. Эффективные системы сбыта продуктов/услуг 3. Квалифицированный персонал, уникальные специалисты 4. Географическое месторасположение и другие. |
Отличительные компетенции компании представляют собой набор уникальных характеристик или способностей, которые создают особую ценность для потребителя.
Именно отличительные компетенции отличают компанию в глазах клиентов от ее конкурентов, обеспечивая компании получение значительной прибыли.