Державний кредит, його роль та значення
Государственный кредит является вторым по значению источником финансирования государственных затрат.Гос-ый кредит – это система фин-ых отношений возникающая в следствии привлечения государства на добровольных началах для временного пользования свободными средствами юр. и физ лиц.
Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным спором между величиной этих потребностей и возможностями государства относительно их удовлетворения за счёт бюджетных фондов. Регулирование экономики, социальная политика государства, исполнение ней своих функций относительно их обороны страны и управления требуют постоянного увеличения бюджетных расходов.
Функции гос. кредита:
- распределительная
- фискальная
- регулирующая
- контрольная
Распределительная функция гос.кредита обеспечивает формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на
принципах срочности, платности и возвратности.
Регулирующая функция гос. Кредита проявляется в том, что входя в кредитные отношения государство влияет на состояние денежного оборота, уровень процентных ставок на денежном рынке и рынке капиталов, на производство и занятость.
Контрольная функция 1)тесно связана с деятельность государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку гос.кредит предусматривает возвращение полученных средств;3)совершается не только финансовыми структурами, а и кредитными учреждениями.
19.Фінансове планування: сутність та методи.
Финансовое планирование – это деятельность государства по формированию и использованию целевых централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов общественного назначения. Средства этих фондов идут на расширенное воспроизводство и удовлетворение общественных потребностей.
Финансовое планирование в организационном плане строится на принципах: отраслевой, ведомственной, территориальной, предметно-целевой.
За соответствующей практикой все финансовые планы делятся на две большие группы-сводные и индивидуальные.В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйствующих объединений(промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциаций и т.д) и территориальные. Индивидуальные-это финансовые планы отдельных субъектов хозяйствования.
По продолжительности действия различают:
- перспективные финансовые планы (составляются на период более 1-го года)
- текущие (на 1-ин год)
- оперативные (на квартал, месяц)
Различают такие методы:
1) Нормативный метод финансового планирования сущность его лежит в том, что во время расчета финансовых показателей за основу берутся финансовые нормы и нормативы, к которым принадлежат нормы амортизационных отчислений, рентабельности отдельных видов товаров, работ и услуг, оборотных средств, ставки зарплаты, нормы затрат средств в бюджетных учреждениях, нормы отчислений в фонды социального предназначения. Нормативный метод будет эффективным за условием, что нормы и нормативы отвечают таким требованиям:
- они должны быть научно обоснованными
- прогрессивными
- длительного действия
- стабильными.
2) Расчетно-аналитический метод финансового планирования обосновывается на фактических показателях финансовой деятельности в предыдущие отчетные периоды. На основе анализа финансовых показателей за прошлые года и период, кот. предшествовал предплановому году, устанавливается исходная база планирования. Потом определяются факторы, которые могут повлиять на финансовую деятельность в плановый период, рассчитываются индексы и коэф. их влияния. На основании базовых показателей, а также коэф., кот. характеризуют изменения условий деятельности, рассчитываются финансовые показатели на плановый период.
3) Балансовый метод в финансовом планировании предусматривает ответственность расходов источникам их покрытия и увязки всех разделений финансового плана, финансовых и производственных показателей, вследствие чего достигается сбалансированность плана.
4) Метод экономико-математического моделирования основывается на разработки математической модели финансовой деятельности предприятия или государства в плановом периоде. Этот метод дает возможность рассчитать несколько вариантов плана с помощью измененных входных показателей и находить оптимальные решения.