Положения и основные принципы бюджетного устройства
Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимается внутреннее строение организации, деление его на составные части и систему взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между ними. По форме государственного устройства страны подразделяются на 2 группы: простые унитарные и сложные федерации.
Простое унитарное государство – это единое централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев и т.д.), не имеющих в своем составе др. государств или государственных образований.
Рассмотрим особенности унитарных государств:
1) структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области, и др. административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной: централизованные (Франция) и децентрализованные (Италия);
2) существует единая для всей страны представительная, судебная, исполнительная власть.
Особенности федеративного государства:
1) состоит из различных территориальных образований, является субъектами федерации и, имеющие свое собственное административно-территориальное деление;
2) предполагается существование 2-ух административных систем (федерального органа и соответствующих органы членов государства);
3) субъект может иметь свою Конституцию, судебную систему, при этом запрещается создавать свои вооруженные силы и валюту;
4) государственное управление осуществляется с помощью 2-ух палатного местного парламента;
5) федерации могут строиться по 2-ум признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному;
6) 3-ех уровневая бюджетная система;
7) все бюджетные органы самостоятельны.
За бюджетами закрепились свои источники доходов.
Бюджет – есть форма образования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Взаимосвязь отдельных звеньев бюджетной системы, организация, принципы ее построения принято называть бюджетным устройством. Бюджетное устройство находит выражение в принципах, зафиксированных в бюджетном кодексе РФ.
Принципы:
1) единство бюджетной системы;
2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (у каждого бюджета свои источники дохода);
3) самостоятельность бюджетов;
4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов;
5) эффективность, экономность использования бюджетных средств,
6) общее совокупное покрытие расходов бюджета;
7) гласность, достоверность, адресность, целевой характер использования денежных средств.
Реализация вышеперечисленных принципов означает единый порядок финансирования расходов всех бюджетов и ведение бухгалтерского учета.
Бюджетная система страны
Согласно бюджетному кодексу РФ имеет 3-х уровневую систему (федеральный, региональный, местный бюджеты).
Федеральный бюджет (предлагает, исполняет, рассматривает – Правительство, утверждает – ГД).
Региональный бюджет (краевой, областной, бюджет автономных образований, бюджет Москвы и СПб).
Местные бюджеты (городской/муниципальный, районный, сельский, поселковый).
Бюджетный процесс – утвержденная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, использованию бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование (частичное перераспределение финансов между уровнями бюджетной системы). Эти средства могут выделяться в виде ассигнований (субвенций, субсидий, дотаций) или могут предоставляться в виде части федерального налога, который будет поступать в нижестоящий субъект. В структуре бюджетной классификации выделяют функциональную структуру расходов бюджета, ведомственную структуру бюджета и экономическая структура расходов бюджета.
Функциональная структура выполняет задачу целевого и адресного распределения средств
Ведомственная структура определяет кому и сколько, и на что выделяются средства из федерального бюджета.
Экономическая структура определяется по статьям расходов (зарплата, оборотные средства).
Структура доходов и расходов каждого уровня бюджета позволяет судить о их устойчивости и отражает степень реализации финансово-экономической политики и приоритетных направлений.
Консолидированный бюджет – это сводный бюджет ко всей стране. Такой бюджет не утверждается законодательными органами.