Тема 2. Организация бухгалтерского учета на предприятии

1. Требования к организации бухгалтерского учёта на предприятии

2. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера руководителя за организацию учета на предприятии

3. Порядок приема - передачи дел при смене главного бухгалтера

4. Учетная политика организации

Организация бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях слагается из ряда элементов (Рисунок 1).

Тема 2. Организация бухгалтерского учета на предприятии - student2.ru

Организация непрерывно ведет бухгалтерский учет с момента ее создания до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Бухгалтерский учет субъектов хозяйствования в зависимости от их организационной структуры, подчиненности, объема учетной работы и других факторов может быть организован в виде:

Тема 2. Организация бухгалтерского учета на предприятии - student2.ru самостоятельного структурного подразделения бухгалтерского учета под руководством главного бухгалтера;

Тема 2. Организация бухгалтерского учета на предприятии - student2.ru передачи на договорных условиях ведения бухгалтерского учета специализированной организации или централизованной бухгалтерии;

Тема 2. Организация бухгалтерского учета на предприятии - student2.ru использования услуг внештатного специалиста-бухгалтера, который является индивидуальным предпринимателем .

2.

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер. В соответствии с Законом Республики Бела­русь «О бухгалтерском учете и отчетности» главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами (ст. 7).

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководите­лю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представ­ление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Подчине­ние главного бухгалтера руководителю организации предопре­деляет статус бухгалтерии как самостоятельного структурного подразделения организации. С главным бухгалтером согласовыва­ются назначение, увольнение и перемещение материально-ответ­ственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.).

Руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения.

Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.

Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

Тема 2. Организация бухгалтерского учета на предприятии - student2.ru создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

Тема 2. Организация бухгалтерского учета на предприятии - student2.ru ввести в штат должность бухгалтера;

Тема 2. Организация бухгалтерского учета на предприятии - student2.ru передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухучета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;

Тема 2. Организация бухгалтерского учета на предприятии - student2.ru вести учет лично в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-ХII «О бухгалтерском учете и отчетности» или иными законодательными актами Республики Беларусь.

Главный бухгалтер организации является управленческим звеном, дающим информацию руководителю о необходимости или целесообразности принятия тех или иных мер.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях - лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет.

В соответствии с действующим законодательством Респуб­лики Беларусь, главный бухгалтер организации имеет право:

- устанавливать служебные обязанности для подчиненныхему работников;

- требовать от материально ответственных лиц обеспече­ния сохранности имущества, ведения его аналитического учета, своевременного представления отчетов в бухгалтерию;

- участвовать в назначении, увольнении и перемещении материально ответственных лиц;

- визировать договоры по хозяйственным и трудовым воп­росам, приказы по оплате труда работников;

- разрабатывать нормы расходования трудовых, матери­альных и финансовых ресурсов;

- контролировать качество работы бухгалтеров и МОЛ, выполнение договоров, норм, нормативов;

- организовать системный контроль за соблюдением законодательства по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-ХII «О бухгалтерском учете и отчетности» в должностные обязанности главного бух­галтера входят:

ü организация и ведение бухгалтерского учета деятельности организации и контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью имущества организации;

ü обеспечение своевременного формирования и предоставления отчетности;

ü формирование учетной политики организации;

ü составление и своевременное представление бухгалтерской отчетности;

ü организация учета финансовых, расчетных и кредитных операций.

Обеспечение контроля:

ü за сохранностью, своевременностью и правильностью оформле­ния документов;

ü за расчетами по заработной плате с работниками организации;

ü за правильным начислением и перечислением платежей в бюджет, внебюджетные фонды, взносов на государственное социальное стра­хование и т. д.;

ü за погашением в установленные сроки задолженности по кредитам;

ü за созданием фондов и резервов;

ü за проведением анализа хозяйственно-финансо­вой деятельности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;

ü за соблюдением штатной, финансовой, расчетной и кассовой дисциплины, сохранности бухгалтерских документов, а также оформлением и сдачей их в архив;

за организацией внедрения средств автоматизации учетно-вычислительных работ.

В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.

3.

При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) производит­ся сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (бухгалтеру), в процессе которой проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответ­ствующего акта, утверждаемого руководителем организации. Основанием для передачи дел является приказ руково­дителя организации. В приказе обязательно должны быть оговорены следующие моменты:

причина передачи дел; сроки проведения приема и передачи дел; лицо, ответственное за сдачу документов;

лицо, ответственное за прием дел;

порядок документального оформления приема и передачи дел.

Порядок приема и передачи дел во многом зависит от того, есть ли у главного бухгалтера преемник. При его наличии передача дел осуществляется непосредственно ему.

Если же преемника нет, то руководитель организации должен определить, кто будет принимать дела у уходящего главного бух­галтера. Принимать дела у главного бухгал­тера может, например, его заместитель или другой бухгалтер, что должно быть указано в приказе руководителя организации.

Если же дела принимает кто-либо другой, уполномоченный на это приказом руководителя, то передача дел будет проходить в два этапа: сначала посредник при­мет дела от главного бухгалтера, оформив это соответствующим актом, а затем он передает их новому главному бухгалтеру и состав­ляет второй акт.

Прием и передача дел обязательно осуществляются в присут­ствии комиссии, назначенной приказом руководителя организа­ции. В состав комиссии, как правило, входят заместитель руково­дителя, два бухгалтера.

Необходимо, чтобы передача дел включала в себя тщательную проверку состояния учета и отчетности за несколько по­следних месяцев работы прежнего бухгалтера.

Проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности, нало­гового учета чаще всего выполняется непосредственно новым бухгалтером. Поскольку ему предстоит нести ответственность за правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, состав­ление и представление бухгалтерской, налоговой и иной отчетнос­ти, желательно до приема на должность, если это возможно, про­извести проверку по следующим позициям, представленным в таблице

Объект проверки Как проверяет
Оформление пер­вичных учетных документов Обычно выборочно за определенный период време­ни, например за месяц. При этом следует проверить документы на предмет их соответствия обязательным реквизитам, предусмотренным в ст. 9 Закона № 3321-XII, наличие подписей предыдущего главно­го бухгалтера в первичных учетных документах, оформленных за время его работы или хотя бы за ка­кое-то время до его увольнения. Отсутствие такой подписи может привести при проверке контролирую­щими органами к непризнанию факта документаль­ного оформления ряда хозяйственных операций
Полнота и свое­временность отра­жения в бухгалтер­ском учете всех фактов хозяйствен­ной деятельности за выбранный пе­риод Выборочно или сплошным методом по какому-либо участку бухгалтерской работы за определенный срок
Тождество дан­ных аналитическо­го учета оборотам и остаткам по сче­там синтетическо­го учета на отчетную дату Целесообразно сверить остатки по счетам главной книги или оборотно-сальдовой ведомости с остатка­ми по журналам-ордерам, карточкам счетов, оборот-но-сальдовым ведомостям по счетам, а также сальдо по счетам оборотно-сальдовой ведомости, главной книги с данными бухгалтерского баланса
Проверка пра­вильности ведения налогового учета Необходимо проверить соответствие показателей регистров налогового учета показателям налоговых деклараций

Главный бухгалтер несет ответственность не только за досто­верное составление бухгалтерской отчетности, но и за правильное исчисление налогов и сборов, поэтому в интересах заказчика включить соответствующие вопросы в задание.

В ходе приема-передачи дел следует передать те документы, за которые отвечает главный бухгалтер.. Необходимо передать положение (приказ) об учетной политике, первичные учетные документы, бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность, регистры бухгалтерского и налогового учета, журналы регистрации доверенностей, приход­ных и расходных кассовых ордеров и т.д.

Особое внимание следует уделить передаче бланков строгой отчетности, если они хранятся у главного бухгалтера. Лицо, кото­рому они передаются, должно быть указано руководителем в при­казе о приеме-передаче дел или в отдельном приказе.

При передаче регистров бухгалтерского и налогового учета они должны иметься в наличии не только в электронном виде в случае применения автоматизированной формы учета, но и на бумажных носителях. Правильность же отражения операций в регистрах обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Таким образом, в интересах нового главного бухгалтера на­стоять на распечатке регистров бухгалтерского учета со всеми пред­усмотренными законодательством реквизитами. В противном слу­чае доказать, что в них за предыдущие периоды не были внесены коррективы, будет сложно.

Главный бухгалтер при наличии у него печатей должен их передать вновь назначенному лицу или руководителю.

После завершения процедуры передачи дел составляется акт приема-передачи дел, в котором следует указать существенные моменты, характеризующие состояние дел на момент передачи.

Акт оформляется в произвольной форме и должен содержать название документа, дату и место составления, а также наименова­ния, даты, номера и другие реквизиты передаваемых документов.

В акте необходимо отразить дату передачи документов и те документы, которые отсутствуют. Если имеются замечания по оформлению дел, то они также заносятся в акт.

Если какие-либо документы утеряны, не оформлялись либо велись с нарушениями, которые были выявлены при приеме-пере­даче дел, такая информация показывается в акте.

Акт подписывают все стороны, принимавшие участие в проце­дуре приема-передачи дел, как минимум, лица, передающие и при­нимающие дела, а если создавалась комиссия, то и члены этой комиссии. Затем он утверждается руководителем организации. Такой акт лучше составить в трех экземплярах: по одному для но­вого и прежнего главного бухгалтера и один для организации.

4.

Ведение бухгалтерского учета ворганизации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62 «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "учетная политика организации"», устанавливающее порядок организации, форма и способы ведения бухгалтерского учета на основании действующих в стране соответствующих нормативно-правовых документов.

Предприятие, руководствуясь законодательством Республики Беларусь, формирует свою учетную политику учитывая структуру управления, специфику производства и реализации продукции и другие особенности производственной деятельности.

Учетная политика предприятия - установленная совокупность методов, приемов и способов ведения и организации бухгалтерского учета, не противоречащих законодательству.

Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в организации.

Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя организации.

В современных условиях хозяйствования и в соответствии с действующим в настоящее время законодательством она должна формироваться в трех направлениях:

1)учетная политика для целей бухгалтерского учета;

2)учетная политика для целей налогообложения;

В учетной политике для целей бухгалтерского учета определяются:

-рабочий план счетов бухгалтерского учета;

-формы первичных учетных документов;

-порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

-методы оценки активов и обязательств;

-правила документооборота и технология обработки учетной информации;

-порядок контроля хозяйственных операций;

-другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики, относятся способы начисления амортизации основных средств, оценки материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

Учетная политика для целей налогового учетадолжна формироваться исходя из требований налогового законодательства Республики Беларусь, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:

-порядок формирования суммы доходов и расходов;

-сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

-порядок формирования сумм создаваемых резервов;

-сумму задолженности по расчетам с бюджетом.

Бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных операций ведется в белорусских рублях. Документирование активов, обязательств и хозяйственных операций, ведение регистров бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности осуществляются на русском или белорусском языке.

Наши рекомендации