Охарактеризуйте понятие субъектов малого предпринимательства ,их роль в развитии экономики .
В Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209 « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» дано определение понятия «малые и средние предприятия»
Субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр:
- юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Роль малого предпринимательства в развитии экономики:
Вклад малого предпринимательства в создание ВНП России составляет около 12%, а доля занятых не превышает 10% экономически активного населения. Как показывает опыт, малые предприятия эффективны в потребительской сфере, производстве отдельных узлов и полуфабрикатов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям, в определенных случаях в наукоемких видах производства. Поэтому в настоящее время развитие малого предпринимательства в России рассматривается как один из основополагающих факторов на государственном уровне, что отражено в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, Федеральной программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ («Президентская инициатива») и ряде других документов.
Говоря о роли малого предпринимательства и опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод о том, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
– формирования конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
– расширения ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малые предприятия способствуют повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
– приближению производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
– содействию структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
– привлечению личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
– созданию дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
– более эффективному использованию творческих способностей людей, раскрытию их талантов, освоению различных видов ремесел, народных промыслов;
– вовлечению в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
– формированию специального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
– активизации научно-технического прогресса;
– освоению и использованию местных источников сырья и отходов крупных производств;
– содействию деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплек-тующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
– освобождению государства от малорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.