Порядок открытия на территории Республики Беларусь расчетно-кредитных учреждений.
36. Банковские операции: виды и содержание. Банковские операции: - привлечение денежных средств ФЛ и ЮЛ на счета и во вклады; - открытие и ведение банковских счетов Ф и Ю лиц; - открытие и ведение счетов в драгоценных металлах; - осуществление расчетного, кассового обслуживания;- валютно-обменные операции; - купля-продажа драгоценных металлов, камней; - выдача банковских гарантий и т.д. Виды банковских операций: Активные - операции, направленные на предоставление денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями. Пассивные - операции, направленные на привлечение денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями. Посреднические - операции, содействующие осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
37. Понятие, принципы и виды банковского кредита, их характеристика. Банковский кредит — основная форма кредита, при которой денежные средства предоставляются банками во временное пользование и за определенную плату. Банковский кредит может быть прямым и косвенным. Прямые кредитные отношения (без посредников) являются преобладающими. Косвенное банковское кредитование, т.е. предоставление ссуды заемщику через посредника, применяется более ограниченно. По длительности использования кредиты могут быть краткосрочными (до года) и долгосрочные (свыше года). Принципы банковского кредитования— это основные исходные положения, на которые опирается теория и практика кредитного процесса. Эти исходные положения обусловлены целями и заданиями, которые стоят перед банками, а также объективными закономерностями развития и функционирования кредитных отношений. Кредитный процесс требует от банков и всех хозяйственных субъектов четкого соблюдения принципов кредитования. Три основных ровных системы принципов банковского кредитования:1) общеэкономические принципы кредитования (соответствие рыночным отношениям, рациональности и эффективности, комплексности, развитию);
2) особенные принципы кредитования, вне которых кредит теряет свое специфическое экономическое содержание (обеспеченности, платности, целевой направленности);
3) частичные, единичные принципы кредитования, или правила кредитования, которые выплывают из каждого особенного принципа и могут по-разному проявляться в конкретных кредитных операциях.
38. Прекращение деятельности расчетно-кредитных учреждений: понятие, порядок осуществления.Прекращение деятельности кредитной организации происходит путем ее реорганизации, т.е. слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, или ликвидации. При реорганизации кредитной организации права и обязанности переходят к правопреемникам. В этом случае в устав и Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносятся необходимые изменения, а все документы с неистекшими сроками хранения передаются в установленном порядке правопреемнику. Ликвидация влечет за собой прекращение деятельности кредитной организации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства. При ликвидации банка общее собрание его акционеров или надлежащий орган, принявшие такое решение, обязаны незамедлительно сообщить письменно об этом Банку РБ, который вносит в Государственный.
39. Правовые основы расчетов в Республике Беларусь. Виды расчетов, их характеристика. Расчеты — это действия, направленные на прекращение или изменение возникшего обязательства, они являются важнейшим элементом возмездных имущественных отношений, т.е. таких отношений, объектом которых становится имущество (материальные блага и имущественные права). Расчёты между гражданами или их участниками могут производится в наличной форме, без ограничения суммы. Между юр. лицами расчёты производятся как правило в безналичной форме. Наличные расчеты - это расчеты, в которых реально участвуют наличные деньги. Произведены они могут быть только в одной единственной форме - путем передачи денежных банкнот и монет одним лицом другому лицу во исполнение какого-либо гражданско-правового обязательства. Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств по счетам в банковских организациях в целях зачетов взаимных требований. В условиях рыночной экономики безналичные расчеты играют важную роль в ускорении оборачиваемости средств, снижении издержек обращения и т.п. Правовые основы безналичных расчетов в РБ закреплены финансовым и гражданским законодательством. К основным источникам правового регулирования безналичного денежного обращения относятся Гражданский кодекс РБ и Банковский кодекс РБ. Основанием для проведения банком расчетов в безналичной форме является заключенный между ним и клиентом договор (договор банковского вклада (депозита), договор текущего (расчетного) банковского счета, договор корреспондентского счета или иной договор).
40. Правовое регулирование кредитных операций банков. Банковские операции являются сделками кредитных организаций. Банковские операции- это сделки, систематически проводимые кредитными организациями и Банком РБ (его учреждениями) в соответствии с принципом исключительной правоспособности, объектом которых могут выступать деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы, природные драгоценные камни. Система банковского кредитования представляет ряд связанных между собой элементов процесса кредитования. Она охватывает принципы и объекты кредитования, механизм предоставления и возврата кредита, контроль на различных стадиях кредитного процесса. Предметом кредитного договора выступают денежные средства. Субъекты кредитного договора: законодатель четко определил одну из сторон по договору кредита - кредитодателя (им выступает банк либо небанковская кредитно-финансовая организация). Кредитополучателем может быть любое физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, если у них возникает обоснованная потребность в денежных средствах, а также, если они способны реально исполнить обязательства по их возврату. Правовое регулирование: - предписания о сроке действия кредитного договора; - уточнена дата предоставления кредита, которая исчисляется со дня выдачи кредитополучателю (физическому лицу) наличных денежных средств; - целевое использование кредита перестало быть существенным условием кредитного договора, это условие может быть включено в договор по соглашению сторон; - введено понятие «плата за пользование кредитом», состоящая из комиссионных, страховых сборов и других платежей (ранее устанавливались лишь проценты за пользование кредитом); - установлена очередность взыскания денежных средств по кредитному договору при их недостаточности (в первую очередь погашаются издержки банка по исполнению обязательства, во вторую - основная сумма долга, затем проценты, в третью - иные обязательства); - упрощается процедура заключения межбанковского кредитного договора (не требуются: использование способов обеспечения исполнения обязательств и письменная форма кредитного договора).
41. Кредитование физических лиц: понятие, виды, характеристика. Кредит для физических лиц - займ
, выдаваемый населению на личные нужды, например, на покупку автомобиля, бытовой техники, недвижимости и т.д. Виды кредитов: По целям кредитования: - Кредит на потребительские нужды – это кредитование физических лиц с целью покупки необходимых товаров небольшой стоимости. Кредит этого вида характеризуется высокими процентными ставками и низкими суммами, которые предоставляются в качестве кредита заемщику. - Ипотечное кредитование – займ на покупку жилья (квартира, дом) как на вторичном, так и на первичном рынке. - Нецелевой кредит на потребительские нужды – банк выдает средства заемщику средства на любые цели. Особая разновидность этого банковского продукта - кредитная карта, именной платежно-расчетный документ в виде персонифицированной пластиковой карточки, выдаваемый банком-эмитентом своим клиентам для безналичной оплаты, приобретения ими в кредит товаров и услуг в розничной торговой сети. По способу погашения: - Кредит, погашаемый в рассрочку (например, ипотека) - Кредит, погашаемый единовременно (например, нецелевой экспресс-кредит). По наличию обеспечения: - Беззалоговые кредиты (например, на неотложные нужды). - Кредит, под который банк требует обеспечение (машина, квартира и т.д.).42. Понятие, форма, порядок заключения и основные условия кредитного договора. Кредитный договор является двусторонне обязывающим. Банк обязан предоставить кредит, а заемщик - вернуть полученный кредит и уплатить проценты. Заключение кредитных договоров проходит несколько этапов. 1. Подготовка проекта кредитного договора. Проект кредитного договора составляется на основе заявки клиента-заемщика с указанием вида кредита, суммы, срока, обеспечения. 2. Рассмотрение руководством банка составленного проекта кредитного договора и составление заключения о возможности предоставления кредита. 3. Совместная корректировка проекта кредитного договора клиентом и банком до взаимоприемлемого варианта. 4. Подписание кредитного договора обеими сторонами, т.е. придание ему силы юридического документа. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Суммы кредита является существенного условия кредитного договора Следующим существенным условием кредитного договора являются проценты за пользование кредитом и порядок их уплаты. Процентом по кредитному договору является денежное вознаграждение за возможность использования кредита. Следующим существенным условием кредитного договора является целевое использование кредита. Следующим существенным условием кредитного договора, являются сроки и порядок предоставления и погашения кредита.
43. Понятие денежной системы и ее элементы. Ден. Система РБ – это планомерная организация денежного обращения в стране. Формы денежного обращения: с помощью наличных денег; путём безналичных расчётов. Денежная система РБ включает официальную денежную единицу, виды государственных денежных законов, имеющих законную платёжную силу, порядок наличной и безналичной эмисиии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования. Элементами денежной системы являются: 1). Наименование денежной единицы; 2). Виды государственных денежных знаков, имеющих законную платёжную силу; 3). Порядок выпуска денежных знаков в обращение и его обеспечение; 4). Государственный орган, осуществляющий денежно-кредитное и валютное регулирование. Денежная система РБ имеет конституционный статус. Конституция РБ закрепила за беларуским рублём статус национальной денежной единицы.
44. Правовые основы наличного денежного обращения. Денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающие круговорот и расчеты. Наличное денежное обращение - непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредствующее оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи. Банки выдают наличные деньги на цели, установленные законодательством РБ, для рационального распределения имеющихся кассовых ресурсов, осуществляют контроль за выдачей наличных денег предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам в соответствии с законодательством РБ. Выдача наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей, частных нотариусов производится в соответствии с законодательством РБ в сроки, определяемые договором между предприятием, предпринимателем, частным нотариусом, с одной стороны, и банком - с другой стороны. Банки при определении в договоре конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца для обеспечения удовлетворения обоснованных требований предприятий, предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах.
45. Понятие эмиссионного права. Эмиссионные правоотношения, их особенности. Эмиссия - выпуск денег в обращение. Эмиссионное право- есть совокупность юридических норм, которые регламентируют общественные отношения в сфере эмиссионной деятельности государства, направленные на выпуск денег и организацию денежного обращения в стране. Эмиссионное правоотношения – это урегулированное нормами эмиссионного права общественные отношения складывающиеся в сфере эмиссионной деятельности и предпологающее взаимные права и обязанности сторон. Эмиссионное правоотношение можно подразделить на регулятивные и охраняемые, вертикальные и горизонтальные, материально-правовые и процессуальные.
46. Понятие ценных бумаг и их виды. Ценные бумаги - это права на ресурсы, которые отвечают следующим требованиям: обращаемость, доступность для гражданского оборота, стандартность и серийность, документальность, регулирование и признание государством, рыночность, ликвидность, риск от приобретения. Используются следующие виды ценных бумаг: 1. Акции акционерных обществ - любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на долю в собственных средствах акционерного общества, на получение дохода от его деятельности и, как правило, на участие в управлении этим обществом. 2. Облигации - любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа между их владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим документ (должником). - жилищные сертификаты - особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющей право их собственника на приобретение жилья при условии покупки пакета жилищных сертификатов или выполнения других условий эмиссии.
47. Понятие, методы и органы валютного регулирования.Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование -регламентация государством международных расчетов и порядка проведении валютных операций. Осуществляемые в РБ меры по валютному регулированию и осуществлению валютных операций направлены на поддержание внешней устойчивости белорусской денежной единицы. В этих целях государством установлен ряд правил, закрепленных в национальном валютным законодательстве. Регулирование внутреннего валютного рынка осуществляется следующим образом. Законодательство устанавливает, что все сделки по покупке и продаже иностранной валюты за рубли между резидентами, а также между резидентами и нерезидентами, осуществляемые, минуя уполномоченные банки, являются недействительными. Юридические лица-резиденты могут приобретать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке только для осуществления расчетов с нерезидентами. Расчеты между белорусскими предприятиями с использованием иностранной валюты допускаются в ограниченных случаях.
48. Государственные органы, осуществляющие валютный контроль в Республике Беларусь, их компетенция. Валютный контроль - деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства РБ. Органами валютного контроля в РБ являются Совет Министров РБ, Национальный банк, Комитет государственного контроля РБ, Государственный таможенный комитет РБ. Совет Министров РБкак орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством. Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством. Комитет государственного контроля как орган валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.
49. Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь в области финансового контроля. Комитет государственного контроля - высший специализированный орган финансового контроля. Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитеты государственного контроля областей и города Минска (по решению Президента РБ могут создаваться комитеты госконтроля районов и городов республики). Комитет государственного контроля возглавляется Председателем Комитет государственного контроля РБ, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач. Комитет государственного контроля полномочия: - · получать от государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей информацию, необходимую для проведения проверки; · получать от Национального банка РБ и иных банков отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, необходимую для проведения проверок, сведения об операциях, состоянии счетов; · безвозмездно пользоваться информационными базами данных государственных органов, иных организаций государственной формы деятельности; · проводить проверки деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей; · привлекать к участию в проверках представителей правоохранительных, контролирующих органов, а также специалистов иных государственных органов, независимости от подчиненности и форм собственности; · выносить в пределах своей компетенции обязательные для исполнения решения о взыскании в бюджет невнесенных платежей, экономических санкций(штрафов); об устранении выявленных нарушений, а также в иных случаях предусмотренных законодательством; · направлять материалы проверок в государственные органы принятия мер; · обращаться в компетентные органы с предоставлением о возбуждении дела о ликвидации организаций либо об аннулировании лицензий; · осуществлять контроль за проведением валютных операций; · принимать иные меры предусмотренные законодательством меры в пределах своей компетенции, направленные на выявление и устранение нарушений законодательства РБ.
50. Полномочия Министерства финансов Республики Беларусь и его органов в области финансового контроля. Основные полномочия Мин. Финансов РБ: 1. Требовать и получать от республиканских органов госуд. упр. и организаций информации об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования; бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнения государственной финансовой дисциплины. 2. Взыскивать в бесспорном порядке в республиканский бюджет средства из местных бюджетов областей, города Минска в соответствии с законодательными актами. 3. Взыскивать в бесспорном порядке в республиканский бюджет средства, необоснованно полученные либо используемые не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность организаций по бюджетным займам, бюджетным ссудам. 4. Давать обязательные для выполнения всеми банками республики указаний о предоставлении расчетов по банковским счетам распорядителей средств республиканского бюджета и государственным целевым бюджетным и внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства. В области финансового контроля большое значение имеет деятельность следующих структурных подразделений Министерства финансов РБ:1. Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Беларусь.2. Главное государственное казначейство РБ и его территориальные органы. Главного контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РБОсуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предпринимателями, организациями , учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе и в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово- хозяйственных операций. И др.
51. Полномочия Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) и его инспекций в области финансового контроля. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусьявляются органами специальной компетенции, проводящими в пределах своей компетенции государственную политику и осуществляющими регулирование и управление в сфере налогообложения, а также координирующими деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. Полномочия Министерства по налогам и сборам: - проведение в установленном законодательством порядке налоговых проверок; - проведение в установленном законодательством порядке в организациях и у граждан проверок документов, связанных с исчислением и уплатой налогов; - проведение с соблюдением законодательства личного досмотра нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве, а также досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств; - в случаях, предусмотренных законодательством, проведение изъятие документов, вещей и товарно-материальных ценностей налогоплательщиков, которые являются объектами нарушения налогового законодательства; - в случаях, предусмотренных законодательством, приостановление операций налогоплательщиков по их счетам и вкладам в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях.
52. Понятие налогового права. Налоговые правоотношения и их особенности. НАЛОГОВОЕ ПРАВО - отрасль законодательства РБ, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения. Правоотношение является результатом воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Структура правоотношения включает в себя следующие элементы: - содержание правоотношения; - субъекты правоотношения; - объект правоотношения. В содержании правоотношения выделяют две стороны -материальную и юридическую. Материальную сторону содержания правоотношения составляет само фактическое поведение его субъектов, их действия и поступки, связанные с реализацией принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Юридическую сторону содержания правоотношения составляют сами субъективные права и обязанности. Субъективное право и юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера возможного и должного поведения участников конкретных правоотношений.
53. Субъекты налогового права, их характеристика. Субъект налогового права – это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога, а также основополагающий элемент, по отношению, к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все функциональные последующие элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и пр.) используются с учетом возможностей конкретного плательщика. «плательщиками налогов, - признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. Под организациями понимаются:- юридические лица РБ; - иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами; - простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); - хозяйственные группы. Под физическими лицами понимаются: - граждане РБ; - граждане либо подданные иностранного государства.
54. Налоговое обязательство и его исполнение. Налоговое обязательство – обязанность плательщика при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством уплатить определенный налог, сбор, пошлину. Налоговое обязательство возлагается на плательщика с момента возникновении обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, а конкретно юридических фактов, например в виде обладания лица объектом налогообложения, в результате чего лицо получает статус налогоплательщика. Налоговое обязательство прекращается его исполнением плательщиком либо с возникновением обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налогового обязательства. Исполнение налогового обязательства – уплата налога, которая осуществляется непосредственно плательщиком. Уплата налогов производится как в наличном, так и в безналичном порядке. Налог не признается уплаченным в случае отзыва плательщиком или возврата банком платежного поручения, а также если нет необходимых средств на счете. Налог уплачивается независимо от меры ответственности.
55. Понятие и виды способов обеспечения исполнения налогового обязательства. Способы обеспечения исполнения налогового обязательства представляют собой правовые средства, стимулирующие добросовестную уплаты налогоплательщиком налоговым платежей либо позволяющие налоговому органу осуществить принудительное взыскание налога. Перечень способов обеспечения исполнения налогового обязательства: - залог имущества; - поручительство; - пени; - приостановление операций по счетам в банке; - арест имущества. Универсальным способом обеспечения исполнения налогового обязательства является пеня, так как применяется вне зависимости от использования других способов обеспечения обязательств, а также независимо от вины налогоплательщика. Пеня может применяться одновременно с любым из других способов обеспечения. Арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа по ограничению имущественных прав плательщика (иного обязанного лица) в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
56. Принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней.В соответствии НК взысканием налога, сбора (пошлины), пени признается принудительное исполнение налогового обязательства, уплаты пеней в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней. Изыскание задолженности производится со всех счетов плательщика-должника, за исключением ссудных, спецссудных и корреспондентских счетов плательщика (иного обязанного лица) - организации, а также счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов. Решение о взыскании налога, пени за счет наличных денежных средств выносится в форме постановления об их взыскании и должно содержать обязательное указание па сумму, подлежащую взысканию, и сумму фактически взысканных денежных средств. При этом сумма фактически взысканных денежных средств не должна превышать сумму, подлежащую взысканию. Универсальным способом обеспечения исполнения налогового обязательства является пеня, так как применяется вне зависимости от использования других способов обеспечения обязательств, а также независимо от вины налогоплательщика.
57. Порядок и сроки обжалования решений налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц.Жалоба на решение по результатам проверки подается в письменной форме. К жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемых решения налогового органа или действий его должностных лиц. Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу не позднее одного месяца со дня ее получения. Обжалование решения о применении экономических санкций в течение 5 рабочих дней со дня его получения приостанавливает исполнение решения по акту проверки. Повторные жалобы по одному и тому же основанию, по которым получен ответ и не имеются вновь открывшиеся обстоятельства, не рассматриваются. В этом случае плательщик в 30-дневный срок уведомляется об отказе в рассмотрении жалобы и о прекращении дальнейшей переписки со стороны налоговых органов по данному вопросу.
58. Правовое регулирование уплаты налогов физическими лицами в Республике Беларусь: налог на недвижимость, земельный налог.Физ. лица, которым принадлежат на праве собственности жилые помещения, расположенные на территории РБ, признаются плательщиками налога на недвижимость. Исчисление налога на недвижимость производится налоговым органом, следовательно, уплата налога производится на основании извещения налогового органа. Извещение может быть вручено физ. лицу лично под роспись или путем направления его по почте заказным письмом. В случае направления по почте заказным письмом извещение считается врученным по истечении 10 календарных дней со дня направления заказного письма.В случае если плательщику извещение о подлежащей уплате сумме налога на недвижимость вручено налоговым органом по истечении срока уплаты, налог на недвижимость уплачивается не позднее 30 дней со дня вручения указанного извещения. Плательщиками земельного налога признаются физ. лица, у которых земельные участки на территории РБ находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности. Основанием для исчисления земельного налога являются: гос. акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство о государственной регистрации. Земельный налог исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным гос. органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок. Уплата налога на недвижимость и земельного налога производится физическими лицами не позднее 15 ноября.
59. Особые режимы налогообложения, их характеристика. Особые режимы налогообложения: 1. Налогообложение доходов, полученных в отдельных сферах деятельности. 2. Налогообложение в свободных экономических зонах, на приобретение автотранспортных средств. Налогообложение доходов, полученных в отдельных сферах деятельности: - Плательщиками являются банки, небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, а также иные организации, Объект налогообложения: — для банков и страховых организаций — общая сумма доходов, полученная в налоговом периоде;
— для иных организаций, осуществляющих операции с ценными бумагами, — общая сумма доходов от реализации (погашения) ценных бумаг в налоговом периоде. Налогообложение в свободных экономических зонах: Плательщиками признаютсяорганизации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством, в качестве резидентов свободной экономической зоны (СЭЗ) на территории РБ. Плательщики — резиденты СЭЗ в отношении налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых в рамках системы налогообложения, пользуются правами и несут обязанности, установленные законодательством, регламентирующим деятельность СЭЗ. Объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговые льготы, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налогов, сборов (пошлин), действующих в рамках системы налогообложения, определяются для каждой конкретной свободной экономической зоны и действуют в период функционирования этой СЭЗ.
60. Понятие налогового контроля, методы и формы его осуществления. Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборок. В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых проверок уполномоченными органами. Два уровня методов налогового контроля: общенаучные и специально-правовые методы. Общенаучныеметоды, такие, как анализ и синтез, статистические методы применяются при осуществлении любого вида деятельности, в то время как применение специально-правовых методов характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность. Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов. Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля: налоговые проверки; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; другие формы.