Научно-технические факторы

Тема 1. Теоретические основы маркетинга.

Задание 1. Изучив теоретические основы маркетинга по курсу лекций, дайте ответы на следующие вопросы:

1. Приведите пример какой-либо из человеческих нужд и производных от нее потребностей. Охарактеризуйте факторы, повлиявшие на их формирование.

2. Какое влияние могут оказать такие факторы демографической среды, как снижение рождаемости, старение населения, рост числа работающих женщин, измельчение семейных ячеек на производство продуктов питания, образовательные услуги, предоставление услуг по дому, общественное питание?

3. Используя материалы средств массовой информации, приведите конкретные примеры осуществления маркетинга организаций, отдельных личностей и маркетинга мест. Проанализируйте их с точки зрения элементов комплекса маркетинга.

Задание 2.Изучив приведенный ниже теоретический материал охарактеризуйте маркетинговую среду отдельных видов деятельности: производство одежды, пассажирские автоперевозки, производство с/х продукции. Результаты оформить в виде таблицы:

Маркетинговая среда Виды деятельности
пассажирские автоперевозки производство одежды производство с/х продукции
1. Микросреда   а) внутренняя   б) внешняя   2. Макросреда        

Понятие и составляющие маркетинговой среды фирмы

Положение фирмы на рынке зависит не только от применяемого комплекса маркетинга, но и от тенденций и событий, имеющих место в окружающей среде. Маркетинговая среда фирмы – это совокупность активных субъектов и сил, влияющих на возможности руководства службы маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Она изменчива и неопределенна, она накладывает ограничения и глубоко затрагивает жизнь фирмы. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды.

Микросреда представляется силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям. Например, поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты. Можно рассмотреть внутреннюю микросреду (факторы, действующие внутри фирмы) и внешнюю микросреду (факторы, действующие вне фирмы). Макросреда – это силы более широкого социального плана. Они оказывают влияние на микросреду. Это факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.

При изучении маркетинговой среды фирмы следует дать ответы на следующие основные вопросы, касающиеся отдельных ее составляющих.

Микросреда

Поставщики

1. Каковы перспективы на бесперебойность снабжения основными ресурсами для нужд производства?

2. Какие тенденции имеют место среди поставщиков в отношении схем организации продаж?

Маркетинговые посредники

1. Каковы прогнозы в отношении цен и доступности транспортных услуг?

2. Каковы прогнозы в отношении цен и доступности складских услуг?

3. Каковы прогнозы в отношении цен и доступности финансирования?

4. Сколь эффективно работает рекламное агентство?

5. Что представляют собой основные торговые каналы, посредством которых товары доходят до потребителей?

6. Каковы уровни эффективности и потенциалы роста различных торговых каналов?

Клиентура

1. Каковы взгляды существующих и потенциальных заказчиков на репутацию фирмы и ее конкурентов, на качество предлагаемых товаров и услуг, на торговый аппарат и цены?

2. Каким образом принимают решения о покупке заказчики из разных сегментов?

3. Что происходит с размерами рынков, их ростом, географическим распределением и доходностью?

4. Что представляют собой основные сегменты рынка?

Конкуренты

1. Кто основные конкуренты? Каковы их задачи и стратегии, сильные и слабые стороны, их размеры и показатели занимаемых долей рынка?

2. Какие тенденции скажутся в будущем на конкуренции и распространении заменителей товара?

Контактные аудитории

1. Какие контактные аудитории сулят фирме те или иные возможности или проблемы?

2. Какие меры принимает фирма для обеспечения своей эффективной работы с каждой отдельной контактной группой?

Макросреда

Демографические факторы

1. Какие основные демографические события и тенденции предоставляются для фирмы открывающимися возможностями или опасностями?

2. Какие действия предприняла фирма в ответ на эти события и тенденции?

Экономические факторы

1. какие основные события в сфере доходов, цен, экономии средств и кредитования скажутся на деятельности фирмы?

2. Какие действия предпринимает фирма в ответ на эти события и тенденции?

Природные факторы

1. Каковы прогнозы относительно стоимости и доступности необходимых фирме природных ресурсов и энергии?

2. какие тревоги высказываются по поводу роли фирмы в деле загрязнения или сохранения окружающей среды и какие меры в связи с этим она принимает?

Научно-технические факторы

1. Какие основные изменения претерпевают технологии изготовления товара и технология производства в данной отрасли? Каково положение фирмы с точки зрения этих технологий?

2. За какой деятельностью общегосударственного масштаба, в масштабах штата или на местном уровне необходимо внимательно следить? Что из происходящего в сферах борьбы с загрязнением окружающей среды, обеспечения равенства при найме на работу, обеспечения безопасности товаров, в сферах рекламы, контролянад ценами и т.д. может сказаться на маркетинговой стратегии фирмы?

Наши рекомендации