Проблемы государственных финансов Тверской области

Говоря об эффективности бюджетных расходов, отметим, что на основании мониторинга качества финансового менеджмента в исполнительных ораганах государственной власти, были выявлены проблемы, касающиеся организации и эффективности государственных финансов Тверского региона. Среди них выделяют: низкое качество кассового планирования расходов областного бюджета; наличие оплаченных за счет средств областного бюджета Тверской области исковых требований, предъявленных в соответствии с судебными решениями к исполнительным ораганам государственной власти; отсутствие порядков расчета сумм и распределения между муниципальными образованиями межбюджетных трансфертов предусмотренных в областном бюджете; не соблюдение срока представления в Министерство финансов Тверской области информации о невыясненных поступлениях, установленных Постановлением Администрации Тверской области и др. Отметим, что для решения существующих проблем ежегодно проводятся мониторинги качества финансового менеджмента в исполнительных органах государственной власти в целом, и в министерстве финансов Тверской области в частности. Исполнительным органам присуждается определенный рейтинг, а также производится оценка по балльной системе. Так, министерство финансов по состоянию на 2014 год улучшило свои показатели по сравнению с 2013 г. и заняло более высокую строчку рейтинга, что говорит о совершенствовании и повышении качества работы данного органа государственной власти.

Среди выделенных проблем стоит еще раз отметить проблему роста государственного долга Тверской области. По абсолютной величине государственного долга в 2013 году (26 млрд.руб.) Тверская область находилась на 4 месте среди всех регионов Центрального федерального округа. В 2008-2013 гг. объем госдолга ежегодно возрастал на 38%. Наибольший скачок размера государственного долга произошел в период мирового финансово-экономического кризиса. Таким образом, очевидной становится необходимость совершенствования управления региональным долгом.

Общеизвестно, что появление государственного долга напрямую связано с наличием дефицита бюджета. За период с 2008 по 2013 гг. дефицит областного бюджета вырос в 7 раз. Обусловлено это следующими причинами.

Во-первых, сложившаяся практика предусматривает планирование объемов заимствований в привязке к показателям дефицита бюджета на этот же период. Опыт показывает, что размеры дефицита, определенные законами Тверской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в процессе исполнения бюджета неоднократно корректируются, в то время как запланированные объемы займов и кредитов остаются неизменными. Таким образом, зачастую возникает ситуация, когда сумма обязательств, сформированных для покрытия дефицита, значительно превышает его размер.

Еще одна причина нарастания долговых обязательств состоит в следующем. В результате решений, ежегодно принимаемых на федеральном уровне, субъектам РФ делегируются дополнительные полномочия. Собственно, расходы областного бюджета возрастают за счет переданных расходных обязательств. Однако, субвенции, предоставляемые из федерального бюджета для их финансового обеспечения, не в полной мере покрывают указанные затраты. Часть этих расходов осуществляется за счет доходов областного бюджета, часть - обеспечивается за счет привлечения заемных средств.

Наращивание размера государственного долга приводит к отвлечениям бюджетных средств на его обслуживание. Дополнительным фактором роста данных расходов является сложившаяся в Тверской области структура обязательств по государственному долгу, соотношение между объемами межбюджетных кредитов, кредитов коммерческих банков, а также займов, полученных путем размещения на фондовом рынке долговых ценных бумаг. Отметим, что в последние годы значительно возросла роль кредитов коммерческих банков, однако, очевидно, что заимствование средства на кредитном рынке обходится бюджету значительно дороже, чем из других источников. Именно поэтому в последние годы осуществляется привлечение кредитных ресурсов на конкурсной основе.

По состоянию на 1.01.2016 государственный долг Тверской области составляет 28 018,9 млн. руб. Большую долю занимают кредиты кредитных организаций (12 550,0 млн. руб. или 44,8 %), далее бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (12 468,9 млн. руб. или 44,5 %); долг по государственным ценным бумагам (3 000,0 млн. руб. или 10,7 %).

Таким образом, для совершенствования управления госдолгом Тверской области представляется необходимым определение наиболее оптимального размера дефицита областного бюджета и государственного долга, а также увеличение доходной базы бюджета и уменьшение расходов, что приведет к снижению объемов новых заимствований и расходов по обслуживанию долговых обязательств.

Наши рекомендации