Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями.

Финансы.

13 вопрос: Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями.

бюджетная система- представляет собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных формирований каждого государства.

Типы государственного устройства. Выделяют 3 формы:

1) унитарное – единое. Деление на области, но государство единое.
2) федерация – деление на субъекты федерации и каждый субъект федерации имеет ограниченную власть. Может быть двойное гражданство, несколько основных языков. Управлять сложнее, чем унитарным государством.

3) конфедерация – добровольный союз независимых государств. Европейское экономическое сообщество. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, структура бюджетной системы нашего государства состоит из трех уровней:

- 1 уровень составляют Федеральный Бюджет и государственные внебюджетные фонды РФ.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

- 2 уровень составляют бюджеты Субъектов федерации и государственные территориальные внебюджетные фонды.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

- 3 уровень представляют местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Функционирование бюджетной системы основано на следующих основополагающих принципах:
Принцип единства бюджетной системы РФ — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.


Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Принцип полноты отражения доходов и расходов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.


Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны показываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

Принцип достоверности бюджета – это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов расходов и доходов бюджета.


Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов

Принцип гласности

14 вопрос: Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

§ федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

§ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

§ государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

§ доходов от использования имущества;

§ доходов от продажи имущества;

§ части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

§ прибыль Банка России;

§ доходы от внешнеэкономической деятельности;

§ доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

§ обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

§ функционирование федеральной судебной системы;

§ осуществление международной деятельности;

§ национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

§ фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

§ государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

§ государственная поддержка атомной энергетики;

§ ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

§ исследование и использование космического пространства;

§ формирование федеральной собственности;

§ обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

§ компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

§ федеральная инвестиционная программа;

§ официальный статистический учет.

Классификация расходов бюджета:

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей.

Капитальные расходыпредставляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов.

При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп:

финансирование промышленного производства;

финансирование социально-культурных мероприятий;

финансирование науки;

финансирование обороны;

содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

расходы по внешнеэкономической деятельности;

создание резервных фондов;

расходы по обслуживанию государственного долга;

прочие расходы и выплаты.

Бюджетное финансирование, как и финансирование в це­лом, осуществляется на основе следующих единых принципов:

  1. безвозвратности;
  2. целенаправленности, т.е. целевого использования средств;
  3. финансирования по мере выполнения работ, услуг;
  4. соблюдения финансовой дисциплины (ст. 28 БК РФ).

Основные задачи в области бюджетных расходов:
· сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
· снизить расходы на содержание государственного аппарата;
· продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику го-сударственно-коммерческого финансирования проектов;
· повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
· снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
· усилить контроль за использованием бюджетных средств;
· обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицин-ское обслуживание, образование.

15 вопрос: Консолидированный бюджет

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Он используется для расчетов и анализа финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках данной территории через действующие там бюджеты. Это имеет значение для прогнозирования социально-экономического развития страны в целом и ее территориальных подразделений, а также для формирования взаимоотношений с выше– и нижестоящими органами власти (межбюджетных отношений).

Наши рекомендации