Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию студентам следует:
1. Изучить учебную литературу по теме, материалы и рекомендации Международной торговой палаты по составлению посреднических соглашений и контракта по продаже товаров.
2. Подготовить материалы по описанию условий внешнеторговой сделки и процесса ее реализации.
Участие в обсуждении вопросов практического занятия, подготовка научного доклада и участие его в обсуждении является основанием для оценки качества самостоятельной работы студента.
Студентам необходимо четко представлять особенности прямого и косвенного экспорта реализации внешнеторговой сделки, их основных этапов, документальное сопровождение, схему подготовки и реализации внешнеторговой сделки подобного типа. Студент должен четко оценивать возможные риски реализации прямого и косвенного методов, уметь формулировать рекомендации относительно наиболее подходящих альтернатив в выходе предприятия/компании на зарубежные рынки с учетом политических, экономических, правовых и кросс-культурных особенностей различных зарубежных рынков.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое прямой экспорт?
2. Какие риски следует учитываться при выходе на зарубежные рынки с помощью метода прямого экспорта? Каким образом их можно минимизировать?
3. Назовите преимущества от использования метода прямого экспорта.
4. В каких случаях выгоднее использовать кооперативный экспорт как метод выхода на зарубежные рынки?
5. Может ли создание собственной сети дистрибьюции быть отнесено к разряду прямого экспорта?
6. Назовите условия, при которых товар перестает считаться реэкспортным, а операции по его продаже превращаются в экспортные.
7. Перечислите причины выбора и варианты каналов прямого и косвенного экспорта, описав основные преимущества и недостатки последнего с точки зрения компании-экспортера.
8. Почему крупные компании часто делают выбор в пользу косвенного экспорта?
9. Дайте расширенное определение «агента» с учетом выполняемых им функций и основную структуру документа, фиксирующего права и обязанности агента и принципала.
10. Что такое «эксклюзивность» относительно посреднических операций?
11. Дайте определение «брокера» и назовите его основное отличие от агента.
12. Определите схему реализации консигнационного соглашения, права и обязанности сторон по этому соглашению, формирование вознаграждения консигнатора.
Тема 3. Международные встречные операции
Содержание темы
Встречная торговля: понятие и основные формы. Классификация форм встречной торговли по классификации ООН.
Валютоэкономные товарообменные сделки. Бартер. Схема бартерной сделки различных типов. Клиринговое соглашение. Схема реализации сделки по клиринговому соглашению. Свитч-сделка. Блок-схема товарного свитча и блок-схема финансового свитча.
Коммерческие компенсационные сделки. Оффсет. Схема действий по офсетной сделке различных типов. Встречная закупка. Параллельные сделки. Сделки с авансовой закупкой. Джентльменское соглашение.
Кооперационные компенсационные сделки. Байбек. Схема действий сторон по сделке «байбек». Крупномасштабные долгосрочные компенсационные соглашения с обратной закупкой товаров. Сделки с соглашением «о разделе продукции». Сделки категории «развитие-импорт». Толлинг. Схема действий сторон по толлингу, основные преимущества сделки.
Практическое занятие №1 «Международные встречные операции»(форма обучения: очная) - (семинар-диалог)
1. «Чистый» бартер и «нечистый» бартер: особенности и принципиальные отличия. На конкретном примере прокомментируйте содержание условий бартерного соглашения, а также этапы реализации бартерной сделки.
2. Клиринговое соглашение: отличие от бартерной сделки. Представьте реальный пример клирингового соглашения.
3. Схема развития сделки «свитч». Проведите сравнительный анализ товарного свитча и финансового свитча.
4. Сущность коммерческих компенсационных сделок. Схема офсетной сделки.