Анализ результатов исследования 2 страница

Надежда, предприниматель, Москва.

Вариант 3. Изучите потребности других людей и организаций

Если вы поймете, что на самом деле нужно людям, у вас будет реальный шанс создать прибыльный бизнес. Не надо ждать революционного открытия в науке или технике, надо просто подмечать, чего не хватает людям - и идеи придут. Повсюду нужны квалифицированные маляры, плотники, сантехники, которые могут делать качественный ремонт квартир. Нужны также магазины с широким ассортиментом товаров по различным ценам, открытые в удобное время и находящиеся вблизи от дома.

Константин Борцов увидел такую потребность в С-Петербурге: доставка горячей пиццы на дом и на работу, когда кафе уже закрыты.

"Вы просто разговариваете с людьми и видите, что на рынке чего-то не хватает, вам нужно только постараться влезть в эту нишу".

"Идея сама по себе оригинальная. Она пришла ко мне в процессе общения с людьми. Мы печем и доставляем пиццу в любую точку С-Петербурга: одним - домой, другим - на работу. В результате с 1990 года у нас уже 4 кухни, несколько собственных киосков, и работают у нас уже около 40 человек. Вы просто разговариваете с людьми и видите, что на рынке чего-то не хватает, вам нужно только постараться влезть в эту нишу".

Константин Борцов, президент фирмы "Пицца Риф", С-Петербург.

Вариант 4. Изучите существующие в обществе тенденции

Потребности можно также определить и путем анализа тенденций: посмотреть на положение дел в какой-нибудь сфере, сравнить его с прошлым периодом и попытаться составить прогноз на будущее. Например, в России все больше семей склонны по вечерам оставаться дома вместо того, чтобы ходить в кино или театр. Стало быть, им нужно больше развлечений и форм обслуживания на дому, таких, как прокат видеоаппаратуры, доставка той же пиццы на дом.

Социальные перемены зачастую открывают новые возможности для бизнеса. Например, за последние несколько лет в Англии появилось много частных детских садов, где присматривают за детьми работающих родителей. Конечно же, есть и государственные садики, но их не хватает, и вот частный сектор углядел эту потребность и заполнил вакуум.

Вариант 5. Использование вашей специальности

Весьма вероятно, что ваши знания, опыт и навыки, приобретенные на работе, пригодятся вам, кем бы вы ни были, плотником или юристом. Это совершенно очевидное обстоятельство, однако, его непременно надо иметь в виду. Например, если вы работали электриком, то кому вы будете нужны без вашей мастерской и специального инструмента? Может быть, придется освоить какую-то узкую специализацию, скажем, установку противоугонных устройств.

"Сначала я работал архитектором, потом преподавал в Архитектурном институте и был членом Союза Художников. 1Уда было трудно попасть, но если уж прорвался, т .е. стал официальным художником, тебе была гарантирована какая-то помощь. Но Союз сейчас почти полностью развалился, и никто не покупает работы, так что приходится самому заниматься продажей картин. Я рисую эскизы и гравирую у себя в студии, а затем делаю эстампы. А продаю я их здесь, в Измайловском парке. Народу прогуливается много, и мои вещи идут хорошо."

Художник, Измайловский парк, Москва.

Вариант 6. Посредничество при продаже чужих товаров

Диапазон такого предпринимательства может варьироваться от продажи на углу чьих-то поделок или торговли в собственном магазине до агентских операций по поручению одних крупных компаний, продающих свой товар другим компаниям.

Вариант 7. Увлечения и предпринимательство

Это тот случай, когда бизнес строится на мастерстве, приобретенном в результате хобби. Уроки тенниса, обучение иностранным языкам, рукоделие - все, что угодно.

"Мне всегда нравилось делать леденцы для детей, у меня много формочек для них. Когда мы с мужем поняли, что нашей зарплаты не хватает на жизнь, я решила превратить хобби в небольшой бизнес. Деньги, которые мы получаем от продажи моих леденцов, очень нас выручают."

Татьяна, продавец леденцов, Москва.

Вариант 8. Лицензирование

Лицензирование имеет место, когда владелец предприятия дает согласие оказать помощь другому лицу в организации аналогичного или точно такого же бизнеса за определенную долю в прибыли. Это - общепринятая практика на Западе, и такое соглашение называется "франчайзинг".

"Сегодня существует уже 14 самостоятельных фирм. Родительская же фирма получает с них свой процент от прибыли

"Мы начали с создания военно-спортивного клуба, потом организовали свою школу по подготовке телохранителей и за эти три года превратились в одну из самых крупных в России охранных фирм. Сначала же мы просто хотели помочь таким же, как мы, афганцам. Сегодня существует уже 14 самостоятельных фирм, объединенных общим названием "Герат". Родительская же фирма получает с них свой небольшой процент от прибыли."

Олег Вишневецкий, генеральный директор клуба афганской войны "Герат", Москва.

Вариант 9. Изобретения

Большинство западных специалистов в области бизнеса сходятся во мнении, что начать новое дело с изобретения - практически невозможно. Ведь для его реализации требуются такие огромные капиталовложения, что их может позволить себе только большой бизнес. Однако если изобретение сулит явную коммерческую выгоду, некоторые крупные фирмы могут вложить свои средства в реализацию вашего изобретения и приобрести у вас патент на последующее его использование. Изобретатель на Западе при самом благоприятном раскладе может работать над своей идеей годами и с большими затратами, прежде чем можно будет сказать, что изобретение "доведено до ума".

"Будучи на отдыхе во Франции, я придумал новую систему чтения карт, которая представляла собой миниатюрную карту с увеличительным стеклом. Идея была настолько оригинальной, что я был удостоен специальной награды за достижения в инновационной деятельности. Однако мне пришлось выложить больше 110 000 долларов на доработку этой идеи, а система до сих пор так и не выпускается промышленностью."

Джеффри Вулф, изобретатель, Лондон.

Вариант 10. Публикации как источник идей

Идеи могут рождаться при чтении различных газет и журналов, как отечественных, так и зарубежных, или специальных коммерческих изданий, и даже просто от увиденного по телевизору. Поскольку вы, как будущий предприниматель, должны быть постоянно в курсе событий в мире бизнеса, такой интерес ни в коем случае не должен ослабевать!

Вариант 11. Приобретение фирмы

Существует еще один способ, который не требует идеи для создания нового предприятия, а именно: просто купить у кого-то фирму. Это не то же самое, о чем мы рассказывали в одном из наших примеров, когда директор вместе с коллективом взяли в аренду магазин.

На Западе приобретение чьего-то магазина или фирмы - в порядке вещей, так как владельцы могут пожелать отойти от дел, начать новый бизнес или уйти на заслуженный отдых. Это обычное явление в торговле и сфере обслуживания, в частности, в гостиничном и ресторанном бизнесе.

Такой способ начинать собственное дело имеет как свои плюсы, так и минусы. Преимущества следующие:

Действующее предприятие, скорее всего, имеет устойчивый рынок.

У него наверняка есть надежные и знающие свое дело поставщики, опытный коллектив и сложившаяся практика хозяйствования.

Обычно такое предприятие также имеет устойчивую клиентуру.

К числу недостатков относятся следующие:

Доверие клиентов может пошатнуться из-за ухода нынешнего владельца.

Возможно, предприятие неудачно размещено и владелец это понял.

Вопреки возможным заверениям, его финансовое положение может быть не таким устойчивым.

Коллектив может не захотеть работать с вами и уйти или, что еще хуже, позже стать вашим конкурентом.

Оценить стоимость существующего предприятия - дело сложное, а финансовая отчетность отражает только состояние хозяйственной деятельности в прошлом. Некоторые британские бизнесмены, приобретающие фирмы, делают крупный первый взнос с условием выплаты остатка суммы в определенный срок в будущем, когда она будет окончательно определена по результатам хозяйственной деятельности фирмы. Другие, особ.енно если речь идет о крупной компании, требуют, чтобы владелец продолжал работать еще несколько месяцев и поделился своими методами руководства. Третьи нанимают бухгалтерские фирмы для оценки компании.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Эта книга поможет вам увидеть все многообразие проблем, связанных с созданием и последующим функционированием вашего бизнеса. Прежде, чем вы продолжите чтение, ответьте на несколько вопросов, а потом снова выполните это задание, но уже после прочтения книги. В ней вы найдете все ответы, но почему бы не проверить себя, хотя бы для того, чтобы убедиться в том, что открывать собственное дело совсем не просто.

Итак, вопросы:

Какое дело вы хотите открыть?

Почему ваша продукция или услуги могут привлечь ваших потребителей?

Достаточно ли у вас денег для создания и обеспечения работы вашего бизнеса?

Советовались ли вы с людьми, чье мнение вы уважаете?

Знакомы ли вы с законодательством по созданию частных предприятий?

Кто конкретно является вашим потребителем?

Останется ли ваш коллектив с вами после того, как приобретет новую квалификацию?

Где вы будете искать своих поставщиков?

Какую прибыль вы предполагаете получить за первый год работы, и какова будет прибыль?

Как ваши потребители узнают о вашей продукции или услугах?

Какую цену вы установите и какова будет прибыль?

Сохраните ваши ответы и после того, как закончите чтение, еще раз выполните это упражнение. Мы думаем, что вы и не подозревали, как много надо знать о частном предпринимательстве!

Глава 3: Привлечет ли ваша идея клиентов ?

«Мы изучаем спрос прямо у нас в магазине. Мы беседуем с JLVJL покупателями, интересуемся, почему они покупают такую одежду, а не другую. Кроме того, мы изготавливаем мелкие партии пробных фасонов одежды и проверяем реакцию покупателей."

Левой Хачкинаян, генеральный директор трикотажно-галантерейного П/О, Ростов- на- Дону.

В предыдущей главе мы попросили вас найти идеи для создания предприятия, которое бы удовлетворяло потребности ваших потенциальных клиентов. Однако родить идею - это еще полдела. Вам потребуется методика объективной оценки ее успеха, а в бизнесе таким мерилом неизменно является прибыль.

В Советском Союзе получение прибыли считалось преступным занятием. Сегодня же в России все больше людей осознают, что, если вести дела честно и не нарушая законов, прибыль можно считать закономерным критерием успеха. Какими бы ни были ваши личные цели, и независимо от масштабов вашего бизнеса, прибыль есть непременное условие его развития. В противном случае убытки вынудят вас в конце концов закрыть предприятие.

В этой главе речь пойдет об исследовании рынка, а это первый этап оценки вашей идеи. Оно поможет вам определить потребности ваших потенциальных клиентов, познакомит их с вашей идеей и даст вам возможность проанализировать их отношение к ней. Необходимо также получить информацию о том, что предлагают ваши конкуренты и проработать стратегию развития вашего бизнеса на основе данных о потребностях клиентов и о конкурентах.

Объем исследований, которые предстоит выполнить, зависит от масштабов открываемого вами дела. Чем крупнее это предприятие, а, стало быть, и соответствующие финансовые вложения, тем более серьезной должна быть программа исследований. При этом, даже самое элементарное исследование рынка даст вам достаточно информации, чтобы ответить на такие вопросы:

Кто будет покупать ваш товар или услуги?

Кто ваши конкуренты?

Почему клиенты будут покупать у вас, а не у конкурентов?

Как велик ваш рынок?

Какую цену заплатят ваши клиенты?

В западной литературе по бизнесу часто приводится статистика, свидетельствующая о том, что предприятия малого бизнеса распадаются преимущественно в первые несколько лет. В 1992 году в Великобритании каждые 90 секунд закрывалась одна малая фирма, так что прежде, чем открывать дело, английским предпринимателям надо было внимательно анализировать свои идеи.

Одной из главных причин краха фирм является недостаточное понимание нужд потребителей, что позволяет конкурентам немедленно воспользоваться этим и привлечь их к своим предложениям. Вот почему в западных изданиях по бизнесу подчеркивается значение исследования рынка для минимизации риска краха предприятия. Исследования, проведенные в Великобритании показывают, что товар, прошедший предварительную проверку на рынке имеет в пять раз больше шансов на успех, чем неопробированный товар.

В России спрос на все товары и услуги очень высок, а конкуренции почти не существует, но при этом россияне все-таки стараются с умом распорядиться своими деньгами. Поэтому потребность в надлежащих рыночных исследованиях все-таки остается.

В конечном итоге на российском рынке появится такая же конкуренция, как и на Западе. Она уже наблюдается в Москве среди валютных магазинов, которые соперничают друг с другом, пытаясь завлечь в число своих клиентов как западных, так и российских обладателей валюты.

Рыночные исследования помогут вам отшлифовать вашу идею, чтобы она в большей степени удовлетворяла потребности ваших клиентов и не позволяла бы потенциальным конкурентам предложить более качественные товары или услуги. Исследуйте рынок для того, чтобы с первого дня предлагать клиентам то, что им нужно. Не давайте повода попробовать товары ваших конкурентов.

Составляющие исследования рынка

"Я обсудила свою идею с подругами и, поинтересовавшись в разных местах, поняла, что никто подобных услуг не предлагает."

"У меня уже были готовы люди, которые могли бы быстро доставлять цветы. Я обсудила свою идею с подругами и, поинтересовавшись в разных местах, поняла, что никто подобных услуг не предлагает. Один приятель, побывавший за океаном, рассказал мне, что там доставку выполняют курьеры в униформе, разъезжающие на красиво оформленных машинах."Надежда, доставка цветов на дом, Москва.

Исследование рынка совсем не обязательно проводить по какой-то сложной методике и с большими затратами. Можно просто обсудить вашу идею с друзьями, знакомыми, партнерами по бизнесу. Однако, при проведении исследования вам следует иметь в виду следующие моменты:

а. Не выдавайте желаемое за действительное: если вы будете слушать только ваших друзей и членов семьи, то они будут склонны расхваливать идею вашего бизнеса, полагая, что вы ждете от них как раз такой оценки.

б. Чем больше мнений, тем лучше: короче говоря, чем больше людей вы опросите, тем более взвешенное решение вы примете.

в. Выбирайте случайных собеседников: есть опасная тенденция спрашивать мнения только тех людей, которые, скорее всего, дадут положительную оценку вашей идеи. Надежнее обращаться, скажем, к каждому третьему или пятому человеку, чтобы получить более произвольную выборку оценок.

г. Тщательно продумайте ваши вопросы: они должны быть краткими и несложными. Задача опроса потенциальных потребителей заключается в получении точных ответов на конкретные вопросы с тем, чтобы можно было сделать правильные выводы. Поэтому ваши вопросы следует формулировать таким образом, чтобы они требовали простого ответа (да/нет) или выбора из ограниченного числа вариантов. Не стоит вступать в дискуссию с каждым опрашиваемым.

Проанализировав полученную таким образом информацию, вы сможете определить жизнеспособность вашей идеи. С помощью этого процесса можно отделить перспективные идеи от обреченных на неудачу.

Исследование рынка состоит из семи основных компонентов:

Спрос

"Мы почувствуем себя неуютно только, если вдруг какая-нибудь крупная

фармацевтическая фирма построит свою аптеку рядом с нашей."

"В Москве всего семь валютных аптек, и наша -одна из них. Здесь много иностранцев и россиян с валютой. Мы почувствуем себя неуютно, только если вдруг какая-нибудь крупная фармацевтическая фирма построит свою аптеку рядом с нашей."Вачаган Енгибарян, директор аптеки "Старый Арбат", Москва.

Мы уже упоминали, что сейчас в России есть необходимость во всех товарах и услугах. Однако если цена слишком высока, эта потребность не превратится в спрос, так как мало кто сможет позволить себе столь дорогой товар. Поэтому вам надо хотя бы приблизительно определиться с ценой и только потом начинать изучать спрос на ваш товар или услуги.

В дополнение к вашей собственной оценке и результатам опроса потенциальных клиентов, еще одним источником объективной информации являются такие же предприниматели. Их должно быть много, во всяком случае не меньше 10, и они должны уже работать на вашем рынке, а, стало быть, знать потребности ваших потенциальных клиентов.

Расширение рынка

В России рынок, на котором вы хотите обосноваться, может быть в стадии развития, застоя или спада. Активный рынок означает, что там есть место для конкуренции, и спрос растет. На застойном же рынке цены ползут вниз под давлением избыточной конкуренции и недостатка потребителей.

Вот примеры российских предприятий, находящихся на различных стадиях рынка:

Активная фаза - обучение предпринимателей, компьютерная техника, видеофильмы, рестораны.

Застойная фаза - изготовление хлебопродуктов, зимняя одежда.

Фаза спада - пошив военной формы, изготовление монументов.

Какой бы гениальной ни казалась вам ваша идея, ее успех будет обусловлен спросом на ваш товар или услуги.

Доступность рынка

Легко ли вам выйти на рынок с вашей продукцией или услугами? Вам нужно подумать, насколько нужен ваш товар покупателю: ведь за одними товарами или услугами они готовы ехать аж в самый дальний конец города, а другие им не настолько необходимы.

Чем более особенный ваш товар, тем больше шансов, что ваш покупатель приедет к вам. В вашем исследовании надо определить, в какой степени ваш типичный клиент готов иметь дело с вами.

Конкуренция

При анализе деятельности предприятий, конкурирующих с вами на рынке, вы должны рассматривать их в двух аспектах:

Во-первых, много ли у вас конкурентов? Например, у аптеки Енгибаряна, совершенно очевидно, конкуренты есть, но, как он говорит, рынок достаточно емкий, и они его не очень беспокоят.

Во-вторых, каково качество товаров или услуг этих конкурентов, и как функционируют их предприятия? В этой связи вам нужно оценить вашу способность вступления в прямую конкуренцию на вашем рынке. Вы должны будете все это выяснить в ходе исследования размеров вашего рынка.

Уровень цен

Ваше исследование рынка должно выявить, не завышены ли существующие рыночные цены относительно себестоимости (в таком случае будет высокая рентабельность), или же, наоборот, цены слишком низкие (тогда рентабельность будет пониженная или даже производство окажется убыточным). Может быть, вы уже достаточно точно подсчитали будущие затраты на ваш товар или услуги, и если вам также известны цены ваших конкурентов, вы уже можете попытаться рассчитать их прибыль.

"Мы пытались реализовывать наш товар через государственные магазины, но их торговая наценка слишком велика."

"У нас широкий ассортимент кожаных изделий, в том числе около 20 сортов ремней и 2-3 типа сумок. В государственной торговле выбор ограниченный и цены гораздо выше. Мы пытались реализовывать наш товар через государственные магазины, но их торговая наценка слишком велика, и сумки пылятся на полках. А здесь их раскупают очень быстро."

Студент-предприниматель, Невский проспект, С-Петербург.

В конечном итоге политика ценообразования и рентабельность имеют огромное значение, поэтому нет смысла начинать свое дело, если ваше исследование показывает, что прибыль будет недостаточно высокой.

6. Постоянство спроса

Попытайтесь спрогнозировать во времени колебания спроса на вашу продукцию или услуги. Имея представление о динамике спроса, вам легче будет планировать кадровую политику, объемы поставок и рекламные компании. Только не надо основывать ваши расчеты на целый год, исходя из результатов исследований, проведенных в один какой-то период этого года.

"В июне, когда наступили "белые ночи", объем заказов резко сократился, и мы едва сводили концы с концами."

Константин Борцов, президент фирмы "Пицца Риф", С-Петербург.

Он не сумел предвидеть изменение потребительского спроса в долгие летние вечера, когда люди стараются максимально использовать светлое время суток.

Потенциальные потребители

В ходе ваших исследований вы встретитесь с многими потенциальными клиентами. Сколько из них фактически придут к вам, если вы откроете свой бизнес? Вы уже наверняка заметили, нравятся ли им ваши товары или услуги, а это хороший индикатор, станут ли они самой важной для вас персоной - вашим клиентом.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Ваше исследование рынка состоит из семи обозначенных выше разделов. Выпишите по порядку все заголовки и напишите под каждым из них все, что вам уже известно и что необходимо выяснить дополнительно. Такой перечень поможет вам спланировать работу по сбору недостающих данных.

Проведение исследования

Мы видели, что Вачаган Енгибарян проверил возможную конкуренцию со стороны других аптек и установил, что ее практически нет.

Воплощение других идей может потребовать более досконального изучения вашего потенциального рынка. Вот один пример практического использования приемов исследования рынка.

"Мы собираемся открыть небольшое кафе, потому что рядом с нашим участком расположена железнодорожная станция. Там ожидают свои поезда грибники, возвращающиеся домой. Чаще всего они голодные, так что мне кажется, наше кафе будет преуспевать."

Ольга Кузнецова, владелица небольшой садовой фермы под С-Петербургом.

Чтобы открыть кафе, Ольге придется вложить уйму денег в реконструкцию здания, закупку специального оборудования и мебели. Поэтому Ольга должна произвести расчеты и посмотреть, какой доход можно ожидать от этого бизнеса, то есть станет ли он рентабельным предприятием.

В следующих двух главах речь пойдет о методике таких расчетов и составлении бизнес-плана, но сначала на примере идеи Ольги мы продемонстрируем, как нужно исследовать рынок вновь создаваемого бизнеса.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Прямо сейчас, не дочитывая до конца эту главу, напишите пять параметров, по которым Ольге необходимо провести исследование своей идеи с тем, чтобы принять окончательное решение по открытию кафе.

Информация о клиентах

Для получения такой информации вам нужно будет поговорить с потенциальными потребителями. Можно провести краткие собеседования или даже попросить их заполнить небольшой опросный лист. Какую бы форму вы ни избрали, ваши вопросы должны быть краткими, понятными и нацеленными на получение нужных сведений.

Ольга, например, должна будет побеседовать с пассажирами на станции. Информация нужна Ольге в сжатом виде, поэтому она даст им на выбор несколько вариантов ответов:

ПРИМЕР ОПРОСНОГО ЛИСТА

1) Если бы на станции было кафе, как часто вы бы в него заходили?

  Каждую поездку   Очень часто   Иногда   Никогда

2) Какой ассортимент вам хотелось бы видеть в этом кафе?

  Чай/кофе   Кондитерские изделия
  Легкие закуски   Горячие блюда
  Алкогольные напитки   Другие товары (указать)

3) В связи с чем вы оказались на этой станции?

Едем:

  собирать грибы/ягоды
  в гости к друзьям или родственникам
  на прогулку в лес
  другие причины (указать)

4). Часто ли вы бываете на этой станции? (указать)

5). Приходилось ли вам раньше в ожидании поезда покупать продукты у местных жителей?

  Да   Нет   Я не знал(а), что есть такая возможность

Ольге также потребуется ориентировочная информация о количестве людей, бывающих на станции, и какая часть из них захочет зайти в кафе. Может быть, ей необходимо будет разбить их на категории по возрасту, полу и цели приезда в деревню. Она может получить эти данные, понаблюдав за станцией в течение нескольких дней, узнав время прибытия и отправления поездов, поговорив со станционным начальством и из ответов, полученных в ходе ее опросов пассажиров.

По каким-то товарам или услугам, чей потенциальный рынок не столь очевиден, как у Ольги, вероятно, придется обращаться к иным источникам информации, как, например, другим поставщикам или предпринимателям. Однако самым надежным источником всегда был и будет потенциальный потребитель.

Информация о конкурентах

Не менее важна и информация о ваших конкурентах. Зачастую ее можно получить, наблюдая за их деятельностью. Например, установить, кто является их "целевыми" потребителями и поставщиками, и в какие периоды у них повышается активность и происходит спад. От их же клиентов можно также получить информацию об их ценах, качестве обслуживания, о том, почему клиенты идут к ним, как часто они делают покупки и сколько тратят. У Ольги же конкуренции не будет до тех пор, пока станция сама не решит открыть собственное кафе. Если бы она собиралась открыть кафе в деревне, где есть свои столовые, то ей пришлось бы провести более сложное исследование. Ей нужно было бы изучить качество их обслуживания, продуктов, напитков, пожелания посетителей этих мест и пожелания тех, кого она хотела бы привлечь в свое кафе.

Проверка рынка

Как правило, в этом нет необходимости, однако, она может оказаться результативной в тех случаях, когда прочие данные исследования рынка не вполне убедительны. С помощью такой проверки вы можете получить первоначальное представление об отношении к вашей будущей продукции или услугам. Рынок можно проверить с помощью рекламного объявления, передачи образца продукции или демонстрации ваших товаров и услуг какой-то группе ваших потенциальных потребителей.

В зависимости от результатов исследования, Ольга может пожелать продолжить эту работу. Она может открыть лоток на станции или рядом с ней и начать торговать некоторыми продуктами и напитками из тех, которые будут продаваться в ее кафе. Несомненно, у нее появится четкое представление о потребностях ее будущих посетителей.

Анализ результатов исследования

После обобщения всей информации о рынке вашей продукции или услуг, вам предстоит оценить их потенциал на рынке. Если ваша продукция или услуги новые, то получается, что вы создаете ваш собственный рынок. В противном случае весьма вероятно, что ваш выход на рынок ужесточит конкуренцию.

Конкурентам, возможно, не понравится ваше появление на рынке, и они постараются осложнить вашу жизнь в бизнесе. Они могут пойти на временное понижение цен и тем самым сохранить свою клиентуру, в результате чего ваши финансовые планы будут нарушены. Можно помешать вам и по-другому, например, переманить к себе ваших работников или "поговорить" с вашими поставщиками.

Исследование, проведенное Ольгой, возможно, покажет, что у нее появляется хороший шанс получить высокую прибыль в летние месяцы. Однако ей необходимо иметь в виду сезонный характер ее потенциального рынка, поскольку зимой у нее может оказаться гораздо меньше посетителей.

Ваш целевой рынок

Проанализировав данные, полученные в ходе вашего исследо­вания, вы будете в состоянии установить ваш целевой рынок, то есть контингент потребителей вашей продукции или услуг.

Наши рекомендации