ПРОЩАЛЬНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО ПРОРОКА, да благословит его Аллаh и приветствует
После того, как Исламский призыв был услышан на всём Аравийском полуострове, и по воле Аллаhа возникла община (Умма) верующих, взявшая на себя заботы о защите этого призыва и о распространении его по всей земле, Аллаhу стало угодно показать Своему посланнику, да благословит его Аллаh и приветствует, плоды его непрерывных усилий ещё при жизни, и Он дал ему возможность совершить Хадж к Своему Дому в месяце зу-ль-хиджа 10 года Хиджры (февраль 632 г.).
Когда Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, пожелал отправиться в Хадж, он, да благословит его Аллаh и приветствует, оповестил об этом людей, и в Медине собралось множество мусульман. В субботу, 25 зу-ль-ка‘да Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, причесался, умастился благовониями, надел изар и накидку и после совершения полуденного Намаза выступил из Медины, достигнув Зу-ль-Хулайфы до наступления времени послеполуденного Намаза. В Зу-ль-Хулайфе Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, совершил послеполуденный Намаз в два раката и остался там на ночь, а утром сказал: «Явился ко мне ночью посланец от Господа моего, который сказал: “Соверши Намаз в этой благословенной долине и возглашай о совершении Умры во время Хаджа”». Это означало, что отныне разрешается совершать Умру в период совершения Хаджа, в то время как в доисламские времена арабы считали это тягчайшим грехом.
Затем посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, совершил полное омовение, умастил голову и тело благовониями, в составе которых был мускус, облачился в изар и накидку и совершил полуденный Намаз в два раката. Оставаясь на месте совершения своего Намаза, он, да благословит его Аллаh и приветствует, объявил о начале Хаджа и Умры, которые он объединил между собой, и начал произносить слова тальбийи: «О Аллаh, вот я перед Тобой совершаю Умру и Хадж», а потом он, да благословит его Аллаh и приветствует, стал говорить: «Вот я перед Тобой, о Аллаh, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой, хвала Тебе, милость принадлежит Тебе и всё принадлежит Тебе, нет у Тебя сотоварища!» Иногда же он, да благословит его Аллаh и приветствует, говорил: «Вот я перед Тобой, о Господь истины!»
Затем Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, покинул место своего Намаза, сел на свою верблюдицу и объявил о начале Хаджа и Умры во второй раз, а когда он, да благословит его Аллаh и приветствует, выехал за пределы Зу-ль-Хулайфы, то сделал это в третий раз, что же касается своего жертвенного скота, то он пометил его ещё в Зу-ль-Хулайфе. После этого Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, двинулся в путь, а когда приблизился к Мекке, остановился на ночь в долине Зу Тува, где на следующий день совершил утренний Намаз. Потом он, да благословит его Аллаh и приветствует, совершил полное омовение и направился к Священной Мечети. Все это происходило в воскресенье утром. Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, совершил обход Каабы и ритуальный бег между холмами Сафа и Марва, после чего поставил свою палатку в верхней части города у горы Хаджун. При этом он не снял своего ихрама, поскольку совершал Умру и Хадж одновременно и гнал с собой жертвенный скот. В связи с этим Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, велел всем тем, кто, подобно ему, гнал с собой скот, оставаться в одеянии ихрам. Тем же, кто пришёл в Мекку без жертвенного скота, он, да благословит его Аллаh и приветствует, велел укоротить волосы после совершения обхода Каабы и ритуального бега и полностью выйти из состояния ихрама[97], на чём совершение ими Умры считалось законченным, независимо от того, каким было намерение человека при облачении в ихрам, то есть независимо от того, хотел ли он совершить только Хадж, только Умру или же объединить между собой то и другое.
В день «ат-тарвийа», то есть 8 числа месяца зу-ль-хиджа, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, направился в Мину, и в этот же день в ихрам для совершения Хаджа облачились все те, кто снял его после совершения Умры. В Мине Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, совершил в общей сложности пять Намазов: полуденный, послеполуденный, закатный, вечерний и утренний, сокращая те Намазы, которые состоят из четырёх ракатов, до двух.
После восхода солнца Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, направился из Мины к Арафату и пробыл там до захода солнца, после чего он, да благословит его Аллаh и приветствует, сел на свою верблюдицу, добрался до близлежащего вади и обратился к собравшимся вокруг него людям с речью.
Сначала Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, воздал хвалу Аллаhу и восславил Его, потом произнес слова свидетельства и заповедал людям не отступать от благочестия, а потом обратился к ним с такими словами:
«О люди послушайте меня! Поистине, не знаю я, может быть, и не встречу я вас больше на этом месте после этого года! Поистине, жизнь ваша, имущество и честь должны быть столь же запретными и неприкосновенными для вас, сколь запретным является этот день в этом месяце в этом городе! Разве не отменил я все установления джахилиййи? И среди прочего отменяются доисламские счёты кровной мести, что прежде всего касается Раби‘а ибн аль-Хариса[98], и запрещается ростовщичество, получившее распространение во времена джахилиййи, и прежде всего я полностью освобождаю должников Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба от выплаты ему процентов! И бойтесь Аллаhа в том, что касается женщин, ибо принадлежат они вам по слову Аллаhа, а поэтому вы вправе требовать от них, чтобы не пускали они в ваши постели никого иного, а если они сделают это, то вы можете бить их, но не жестоко, они же вправе требовать от вас, чтобы вы кормили и одевали их, как это принято. Я оставлю вам то, что не даст вам сбиться с пути, если станете вы крепко держаться этого, – Книгу Аллаhа. А теперь скажите, что вы будете отвечать, когда вас спросят обо мне?»
Люди сказали: «Мы засвидетельствуем, что ты передал нам то, что было тебе велено сообщить, сохранил в целости то, что было тебе доверено, и наставлял нас».
И тогда Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, трижды воскликнул: «О Аллаh, призываю Тебя засвидетельствовать это!»
Кроме того, посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, коснулся и некоторых других вещей. А когда он закончил говорить, Всевышний Аллаh ниспослал ему аят, в котором говорилось:
«Сегодня привёл Я к совершенству вашу религию, довёл до конца милость Свою и одобрил Ислам как религию для вас» (Трапеза, 3), и день этот стал днём милости, счастья и благодарности.
Затем Билаль призвал людей на Намаз и объявил о его начале, и посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сначала совершил с собравшимися полуденный Намаз в два раката, а после второго объявления о начале Намаза был совершен и послеполуденный Намаз, также состоявший из двух ракатов.
Таким образом, посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, объединил между собой эти два Намаза, не совершив между ними никаких иных Намазов. После этого он, да благословит его Аллаh и приветствует, вернулся к месту стояния на Арафате и оставался там до захода солнца, а потом перешёл в Муздалифу, где совершил закатный и вечерний Намазы, которым предшествовал один азан, в то время как о начале каждого из этих Намазов было объявлено отдельно. После завершения этих Намазов Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, остался в Муздалифе до утра и там же очень рано совершил утренний Намаз, после которого в течение определенного времени обращался к Аллаhу со своими мольбами, возвеличивая и прославляя Его.
Затем, ещё до восхода солнца, он перешел в Мину, где бросил в первого идола семь камешков, каждый раз произнося слова: «Аллаhу Акбар» («Аллаh Превелик!»). При этом Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, не прекращал повторять слова тальбийи. Закончив произносить их после побивания камнями этого идола и сказав: «Учитесь у меня совершать обряды, ведь, может быть, не придётся мне больше совершить Хадж после этого года!»
После этого Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, вернулся к месту своей остановки в Мине и собственноручно принёс в жертву тридцать шесть верблюдов, а Али принёс в жертву остальных из той сотни, которую пригнал с собой из Медины посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, велевший сварить часть мяса и накормить людей.
После завершения жертвоприношения Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, призвал к себе цирюльника, обрившего ему правую часть головы, волосы которой он раздал людям, отдавая им по одному или по два волоска, что же касается волос с левой половины головы, то все они достались Абу Тальхе.
Затем посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, облачился в свои одежды, умастился благовониями и верхом отправился к Каабе, вокруг которой он совершил обход и где совершил полуденный Намаз, после чего напился воды из Замзама.
После этого Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, вернулся в Мину и провёл там дни ташрика, то есть одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый день месяца зу-ль-хиджа, ежедневно после захода солнца бросая по семь камешков в наименьшего из трёх идолов со словами: «Аллаh Превелик!», затем переходя к среднему, а затем – к самому большому.
Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, обращался к людям с речами также в день жертвоприношения и во второй из дней ташрика, повторив то же, что он говорил им на Арафате, и что-то добавив к этому, а перед тем, как он, да благословит его Аллаh и приветствует, обратился к людям во второй день ташрика, ему была ниспослана сура «Помощь».
В тринадцатый день месяца зу-ль-хиджа после побивания идолов камнями Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, покинул Мину, добрался до Абтаха и остановился там, совершив на этом месте полуденный, послеполуденный, закатный и вечерний Намазы, после чего он, да благословит его Аллаh и приветствует, отправил Аишу, да будет доволен ею Аллаh, в сопровождении её брата Абд ар-Рахмана ибн Абу Бакра в ат-Тан‘им, чтобы оттуда она смогла вернуться в Мекку для совершения Умры. И Аиша, да будет доволен ею Аллаh, вошла в состояние ихрам и совершила Умру, а на заре вернулась обратно. После возвращения Аиши Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, дал сигнал трогаться в путь, вернулся к Каабе и совершил вокруг неё прощальный обход, совершив возле храма также и утренний Намаз, а затем он, да благословит его Аллаh и приветствует, двинулся обратно в Медину, выехав из Мекки со стороны нижней части города.
Когда же посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, приблизился к Медине, он трижды повторил слова: «Аллаh Превелик!» и произнёс такие слова: «Нет божества, кроме Одного лишь Аллаhа, у Которого нет сотоварища, хвала Ему, всё принадлежит Ему, Он всё может! Мы возвращаемся, каемся, Господу поклоняемся и Ему воздаём хвалу! Сдержал Аллаh Своё обещание, помог Он Своему рабу и Один сокрушил племена!»