Судебная система России. Звено судебной системы. Судебная инстанция
Под судебной системой понимается установленная Коституцией и принятым на ее основе ФКЗ совокупность судов различных уровней,организованных и действующих в соответствии с их компетенцией,с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
Федеральный суд:Конституционный Суд РФ(высший орган судебной власти),суды общей юрисдикции,арбитражные суды.
Суды общей юрисдикции РФ,возглавляемые Верховным Судом РФ,вкл. федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.
К федеральным судам в субъектах относятся:верховные суды республик,краевые и областные суды,суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов,районные суды.
Систему военных судов составляют окружные(флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.
Суды субъектов РФ вкл.:конституционные(уставные) суды и мировых судей(мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции)
Всю систему судов можно разделить на три звена(звено судебной системы-суды,наделенные одинаковой компетенцией):основное,среднее и высшее.
Применительно к судам общей юрисдикции:осн.звено-районные суды;ср.звено-верховные суды республик,краев,областные суды,суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов;высшее звено-Верховный суд РФ.
Военные суды:осн.звено-гарнизонные военные суды;ср.звено-окружные(флотские) военные суды;высшее звено-Верховный Суд РФ(Военная коллегия Верховного Суда).
Арбитражные суды:осн.звено-арбитражные суды субъектов РФ;ср.звено-окружные арбитражные суды;высшее звено-Высший арбитражный Суд.
Судебная инстанция-структурное подразделение,выполняющее ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.Различают рассмотрение дел по первой инстанции,кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.
Правосудие по первой инстанции-рассмотрение дела по существу с целью осуждения илиоправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворение в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражным делам.
Кассационное разбирательство осущ.в судах второго звена.
Аппеляционная инстанция-отменив решение суда первой инстанции,этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.
10. Конституционный контроль: понятие и органы его осуществляющие
Конституционный контроль-систем отношений между органами публичной власти,при которой контролирующий орган может изменять акты подконтрольного органа.
Система субъектов конституционного контроля вкл.в себя:1.Органы публичной власти(Президент РФ,парламент,правительство,суды общей юрисдикции,арбитражный суды, Управомоченный по правам человека в РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ);2.физ.лица.
Объектами конституционного контроля могут быть КЗ и ФЗ,нормативные акты субъектов федерации, международный договоры.С разных точек зрения конституционный контроль классифицируется по различным основаниям:а)по времени сущ-я:предварительный(акт проверяется до его вступления в силу) или последующий(распространяется в принципе на действующие акты);б)по содержанию:формальный(проверяется соблюдение конституционных условий и требований,относящихся к изданию акта,т.е.входило ли издание акта в компетенцию издаваемого органа,соблюдены ли процедурные требования при этом,в надлежащей ли форме издан акт) и материальный(имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции).
В России органом конституционного контроля явл. Конституционный суд РФ.Главная функция КС РФ:обеспечение конституционного контроля;осущ.проверку нормативных правовых актов,но не устанавливаются фактические обстоятельства,исследование которых отнесено к компетенции др.правоприменительных органов.
11. Конституционного Суда РФ: структура, задачи и полномочия. Решения Конституционного Суда РФ
КС РФ состоит из 19 судей,назначаемых Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.Требования к кандидатам в судьи::гражданство РФ;достижение 40-летнего возраста;высшее юр.образ-е;стаж по юр.спец-ти не менее 15 лет;безупречная репутация;признанная высокая квалификация в обл.права. Лицо,назначенное на должность судьи приводится к присяге.Судьи назначаются на должность на 15 лет без права переизбрания.
Полномочия по след.категориям:1.по спорам о компетенции(между федеральными органами исполнительной власти;между органами гос-ной власти России и органами гос-ной власти ее субъектов;между высшими гос-ными органами власти субъектов РФ);2.о конституционности законов по жалобам и нарушение конституционных прав и свобод гражданин;3.толкование К РФ дается КС по запросам Президента РФ,СФ,ГосДумы,Правительства РФ,органов законодательной власти субъектов РФ;4.о даче заключений по соблюдению установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос-ной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Решения КС РФ:некоторые решения(например, толкование Конституции РФ)принимаются квалифицированным большинством голосов судей КС РФ;вынесенное решение не подлежит утверждению и не может быть обжаловано,имеет силу прямого и непосредственного действия;вступает в силу со дня своего опубликования,если в самом решении не указана более поздняя дата;принимаются в виде постановлений, заключений и определений;могут касаться искл.вопросов права, КС РФ не может дать фактическую оценку имеющихся обстоятельств;запрещен пересмотр решений КС РФ попыткой повторного принятия недействительного акта;при вынесении решения КС РФ проверяет соответствие оспариваемого акта Конституции РФ, а не законным или подзаконным актам.
12. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: особенности структуры и полномочия
В соответствии с Конституцией РФ одной из основ явл.признание права входящих в ее состав республик иметь свои конституции и законодательства,а др.субъектов РФ–уставы и законодательство,допускается возможность сущ.локальных правовых систем,вкл.в себя множество нормативных актов,нуждающихся в четкой внутр.согласованности. Конституционные уставные суды субъектов РФ должны устранять пробелы в механизме обеспечения согласованности всей правовой системы.
Полномочия конституционных (уставных) судов обозначены в ст.27 Закона о судебной системе:рассмотрение актов о соответствии конституции(уставу) субъекта РФ принятых в нем законов,нормативных правовых актов его органов гос-ной власти, нормативных правовых актов органов МСУ, актов толкования конституции. Идея учреждения конституционных(уставных) судов начала возникать в начале 90-х годов,когда обозначился процесс поиска эфф-ных форм конституционного контроля.Первый официальный шаг по признанию легитимности такого рода органов сделан 31дек.1996 г.,когда состоялось подписание Президентом РФ Закона о судебной системе.Финансирование этих судов возложено на субъекты РФ.Решение конституционного(уставного) суда,принятое в пределах предоставленных ему полномочий,не может быть отменено никаким др.судом.Этим подчеркивается автономность таких судов от всех др.судов, в т.ч. КС РФ.