Разработка дизайна логотипа организации
Можно ли учесть затраты на разработку дизайна логотипа организации (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ)?
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
Вместе с тем Налоговый кодекс РФ не разъясняет, можно ли учесть затраты на разработку дизайна логотипов организаций.
По данному вопросу есть две точки зрения.
Официальной позиции нет.
Есть судебные решения а также работа автора, согласно которым затраты на разработку дизайна логотипа налогоплательщик вправе учесть по пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ как затраты на рекламу. Кроме того, в подтверждение данной позиции в одном из судебных решений указывается, что логотип не является нематериальным активом и товарным знаком.
В то же время в работе автора встречается точка зрения, согласно которой затраты на разработку дизайна логотипа могут учитываться в составе других расходов, связанных с производством и реализацией, по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Затраты можно учесть в составе расходов на рекламу
Постановление ФАС Московского округа от 15.02.2010 N КА-А40/190-10 по делу N А40-95760/08-116-293
Суд указал, что логотип является рекламой как техническое средство, содержащее информацию о налогоплательщике для неопределенного круга лиц с целью поддержания к нему интереса. Таким образом, налогоплательщик правомерно учел затраты на изготовление логотипа.
Аналогичные выводы содержит...
Консультация эксперта, 2011
Постановление ФАС Московского округа от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09 по делу N А40-41784/08-98-123
Суд пришел к выводу, что логотип организации не является нематериальным активом, кроме того, он не является и товарным знаком. В связи с этим суд отклонил довод инспекции о том, что затраты на разработку дизайна логотипа можно учесть только в том случае, если логотип будет зарегистрирован в Роспатенте. Налогоплательщик правомерно учел произведенные затраты по пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на рекламу.
Позиция 2. Затраты можно учесть в составе других расходов, связанных с производством и реализацией
Статья: Логотип фирмы: расходы или нематериальный актив (Риволи Е.) ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 11)
Автор приходит к выводу, что использование логотипа предусмотрено обычаями делового оборота и направлено на повышение узнаваемости организации. Следовательно, налогоплательщик вправе учесть затраты на разработку дизайна логотипа.