Тема 4. Бюджетное устройство и бюджетная система

Форма государственного устройства страны, действующие основные законодательные акты, роль бюджета в общественном воспроизвод­стве и социальных процессах определяют основы бюджетного уст­ройства.

Бюджетное устройствов свою очередь определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаи­моотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирова­ния и использования бюджетных средств и др.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов госу­дарства, административно-территориальных образований, самостоя­тельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государствен­ном устройстве и правовых нормах.

В бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного само­управления. Государственный бюджет как основной финансовый план государства дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

Бюджетная система – один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.

Построение бюджетной системы также зависит от формы госу­дарственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные обра­зования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление эко­номическими, социальными и политическими процессами в госу­дарстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов. При этом местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет.

Федеративное (объединенное) государство - это форма государ­ственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают оп­ределенной политической самостоятельностью в пределах распреде­ленных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - чле­нов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное уст­ройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на феде­ральном государственном устройстве.

Правовой основой функционирования бюджетной системы РФ являются:

Конституция РФ (1993).

Бюджетный кодекс РФ (1998).

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых ос­новах местного самоуправления».

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации».

Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и пр.

Наши рекомендации