Регулирование институтов финансово-инвестиционной инфраструктуры

7.

Инфраструктура финансовых рынков - совокупность инсти­тутов, технологий, норм, правил, обслуживающих обращение фи­нансовых активов, заключение, исполнение и контроль сделок на финансовых рынках. Инфраструктура финансового рынка является главной структурообразующей частью рыночной инфраструктуры. Ее цель заключается в организации взаимодействия финансовых ин­ститутов, аккумулирующих финансовые ресурсы и превращающих их в реальные инвестиционные потоки для роста производственного и непроизводственного капитала, обеспечения снижения степени ин­вестиционных рисков и сокращения трансакционных издержек.

Исходя из целевого назначения, инфраструктура финансовых рынков может быть представлена тремя группами субъектов:

1. Финансовые посредники различного типа.

К ним относятся: банковские институты, страховые, трастовые компании, негосударственные пенсионные фонды, паевые инвести­ционные фонды, кредитные союзы и др.

2. Сервисная инфраструктура, т. е. субъекты инфраструктуры, обслуживающие финансовых посредников.

К данной группе субъектов относятся: валютные и фондовые биржи, регистраторы, депозитарные и расчетно-клиринговые орга­низации, консалтинговые и аудиторские фирмы, информационно-аналитические агентства и пр.

3. Регулятивная инфраструктура, т. е. субъекты регулирования инфраструктуры.

Эти субъекты объединяют: органы государственного регулиро­вания, саморегулируемые организации, профессиональные ассо­циации.

Основными элементами инфраструктуры финансовых рынков выступают:

- регулирующие органы;

- финансовые институты;—

- законодательные нормы и правила;—

- информационные организации;

- правила и принципы деятельности участников финансовых рынков;

- технологии, используемые при заключении сделок.—

Инфраструктура финансовых рынков может быть классифициро­вана исходя из следующих основных признаков:

1) по видам рынков:

- инфраструктура страхового рынка;—

- инфраструктура рынка ценных бумаг;—

инфраструктура валютного рынка и др.;—

2) по масштабам финансовых рынков:

- инфраструктура международных рынков;—

- инфраструктура национальных рынков;—

- инфраструктура региональных рынков;—

3) по типам выполняемых операций:

- учетная инфраструктура;—

- торговая инфраструктура;—

- информационная инфраструктура.—

- расчетно-клиринговая инфраструктура.—

Инфраструктура выполняет следующие основные функции:

1. Организационная функция, предназначенная для формиро­вания между субъектами финансовых рынков информационных финансовых связей; обеспечения стабильных и взаимовыгодных от­ношений между участниками; обеспечения условий для свободного перемещения финансовых активов; формирования развитой конку­рентной среды на финансовых рынках.

2. Коммуникационная функция, призванная обеспечить эффек­тивную циркуляцию финансовых потоков.

3. Регулирующая функция, нацеленная на поддержание сбалан­сированного спроса и предложения на финансовых рынках, ликвид­ности финансовых инструментов, обеспечение ускорения оборачи­ваемости финансовых активов.В составе финансовых рынков принято выделять две группы фи­нансовых институтов - депозитные и недепозитные.

1. Депозитные институты представлены: коммерческими банка­ми; сберегательными институтами; кредитными союзами.

Коммерческие банки - самая крупная и многочисленная группа депозитных институтов, созданная для аккумуляции и перераспре­деления временно-свободных денежных средств. Наряду с банками активно развиваются кредитные организации небанковского типа, в том числе сберегательные институты, кредитные союзы и другие институты, дающие возможность на основе принципов самоуправ­ления объединять лиц в целях создания коллективных денежных фондов для аккумулирования денежных средств и использования их для кредитования потребительских нужд или страхования своих членов.

2. Недепозитные институты объединяют: негосударственные пен­сионные фонды, страховые компании, паевые инвестиционные фон­ды, ипотечные фонды, акционерные инвестиционные фонды, высту­пающие в роли коллективных инвесторов. Недепозитные институты образовывались в качестве альтерна­тивной системы аккумулирования денежных ресурсов и финанси­рования через коммерческие банки. Они предлагают более разнообразные условия инвестирования по сравнению с коммерческими банками. Недепозитные финансовые институты выступают конкурентами для коммерческих банков в сфере предоставления денежных средств предприятиям и частным лицам, разрабатывая такие формы финан­совых активов, которые позволяют организациям, их предоставляю­щим, и лицам, их использующим, контролировать риски и ликвид­ность финансовых инструментов.

Рынок финансовых услуг является сложной системой, требую­щей регулирования и контроля деятельности каждого участника финансовых отношений, что позволит обеспечить его слаженную работу без сбоев. Самой уязвимой категорией участников в сфе­ре финансовых услуг являются их потребители (акционеры, инве­стора, вкладчики), поэтому регулирование деятельности компаний, оказывающих финансовые услуги, направлено в первую очередь на обеспечение безопасности их вложений. Данная задача достигается путем обеспечения регуляторами надзора за деятельностью профес­сиональных участников финансовых рынков. Необходимость регулирования и координации деятельности участников финансовых рынков, разработки законодательных норм и правил поведения, а также осуществление контроля их испол­нения возникла вместе с развитием мировых экономических отно­шений, расширением инфраструктуры сферы финансовых услуг и увеличением количества участников финансовых рынков.

Желание обеспечить эффективное функционирование финансо­вых рынков требует развития способов его регулирования, в том числе регулирования деятельности участников рынка, процедур со­вершения исполнения сделок с финансовыми активами, степени его открытости. Основной целью регулирования финансовых рынков яв­ляется защита интересов инвесторов, а также создание конкурентных рынков капитала. Нарушение прав инвесторов особенно характерно для стран с формирующимися финансовыми рынками, для которых характерны слабый уровень правового обеспечения, технической базы и регулирующих органов.

К основным причинам, требующим усиления регулирования, можно отнести растущую емкость финансовых рынков, глобальный характер финансовых рынков, рост количества эмиссий ценных бу­маг, в том числе размещаемых на международных рынках. Реали­зация целей регулирования требует создания адекватной состоянию финансовых рынков регулятивной инфраструктуры. Ее основными задачами являются:

- создание эффективных конкурентных финансовых рынков;—

- формирование систем защиты прав и интересов инвесторов;—

- создание прозрачных и эффективных правил функционирова­ния участников финансовых рынков;

- установление стандартов допуска участников на финансовые рынки;

- формирование систем информационного обеспечения финансовых рынков, в том числе стандартов раскрытия информации.

Регуляторами финансового рынка являются организации, кото­рые функционируют на некоммерческой основе и имеют достаточное количество прав и полномочий, позволяющих регулировать, контро­лировать и регламентировать деятельность участников финансовых рынков. В функции данных организаций входят:

- разработка и внедрение правил и стандартов работы на фи­нансовых рынках;

- осуществление защиты интересов потребителей финансовых услуг;

- рассмотрение жалоб;—

- проведение проверок лицензированных компаний;—

- расследование случаев нарушения законодательства в сфере предоставления финансовых услуг;

- применение различных дисциплинарных взысканий и наложение штрафных санкций вплоть до лишения лицензии компаний, нарушивших нормы, стандарты, правила и законодательные акты, регулирующие сферу финансовых услуг.

Наиболее строгими регуляторами, имеющими высокую репута­цию в мире и доверие инвесторов, являются иностранные: США, Великобритания, Германия, Швейцария, Кипр, Япония, Австралия и др. Что касается российских регуляторов финансовых рынков, то следует отметить, что эти функции исполняла Служба Банка Рос­сии по финансовым рынкам (СБРФР), созданная на замену ранее функционировавшей Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

Служба курировала все вопросы, связанные с осуществлени­ем деятельности на российских финансовых рынках, в том числе и эмиссию акций, следила за выполнением норм законодательства, а также осуществляла защиту прав пользователей финансовых услуг. С 3 марта 2014 г. Служба была упразднена, а ее функции испол­няет мегарегулятор в лице Банка России (структурные подразделе­ния Банка России). Цель создания мегарегулятора заключается в преодолении недостаточной координации деятельности существую­щих регуляторов, распыленности регулирующих функций между различными государственными органами.

Кроме государственного финансового надзора деятельность по осуществлению контроля над участниками финансовых рынков про­водят саморегулируемые организации (СРО) - профессиональные объединения компаний, оказывающих услуги на финансовых рын­ках.

Наиболее известными СРО, действующими на территории СНГ, являются:

- Национальная фондовая ассоциация (СРО НФА);—

- Национальная ассоциация участников фондового рынка (НА­.—УФОР);

- Комиссия по регулированию отношений участников финансо­.—вых рынков (КРОУФР);

- Русская ассоциация участников финансовых рынков (РА­.—УФР) и др.

Лицензирование деятельности банков - это разрешение, кото­рое выдает коммерческим банкам Центральный банк (Банк России), дающее право на выполнение определенных видов деятельности.

Инструменты денежно-кредитного регулирования позволяют осуществлять регулирование с использованием следующих методов:

- применение учетной (дисконтной) политики - основано на регулировании рынка ссудных капиталов путем управления процент­ной ставкой (дисконтом), которую Центральный банк удерживает в процессе переучета или покупки векселей у коммерческих банков;

- резервирование - механизм, позволяющий регулировать общую ликвидность банков, который используется для контроля за денежной массой и ее агрегатами с помощью денежного мульти­пликатора;

- проведение операций на открытом рынке - позволяет регу­лировать ликвидность и кредитные вложения банков через размеще­ние государственного долга, т. е. покупку и продажу Центральным банком государственных ценных бумаг.

Контроль банковских рисков базируется на установленных к коммерческим банкам требованиях со стороны Центрального бан­ка, выраженных в виде нормативов ликвидности: требований к до­статочности капитала, недопущения критического для банка уровня депозитных и кредитных рисков, уровня ликвидности.

Наши рекомендации