Регулирование институтов финансово-инвестиционной инфраструктуры
7.
Инфраструктура финансовых рынков - совокупность институтов, технологий, норм, правил, обслуживающих обращение финансовых активов, заключение, исполнение и контроль сделок на финансовых рынках. Инфраструктура финансового рынка является главной структурообразующей частью рыночной инфраструктуры. Ее цель заключается в организации взаимодействия финансовых институтов, аккумулирующих финансовые ресурсы и превращающих их в реальные инвестиционные потоки для роста производственного и непроизводственного капитала, обеспечения снижения степени инвестиционных рисков и сокращения трансакционных издержек.
Исходя из целевого назначения, инфраструктура финансовых рынков может быть представлена тремя группами субъектов:
1. Финансовые посредники различного типа.
К ним относятся: банковские институты, страховые, трастовые компании, негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, кредитные союзы и др.
2. Сервисная инфраструктура, т. е. субъекты инфраструктуры, обслуживающие финансовых посредников.
К данной группе субъектов относятся: валютные и фондовые биржи, регистраторы, депозитарные и расчетно-клиринговые организации, консалтинговые и аудиторские фирмы, информационно-аналитические агентства и пр.
3. Регулятивная инфраструктура, т. е. субъекты регулирования инфраструктуры.
Эти субъекты объединяют: органы государственного регулирования, саморегулируемые организации, профессиональные ассоциации.
Основными элементами инфраструктуры финансовых рынков выступают:
- регулирующие органы;
- финансовые институты;
- законодательные нормы и правила;
- информационные организации;
- правила и принципы деятельности участников финансовых рынков;
- технологии, используемые при заключении сделок.
Инфраструктура финансовых рынков может быть классифицирована исходя из следующих основных признаков:
1) по видам рынков:
- инфраструктура страхового рынка;
- инфраструктура рынка ценных бумаг;
инфраструктура валютного рынка и др.;
2) по масштабам финансовых рынков:
- инфраструктура международных рынков;
- инфраструктура национальных рынков;
- инфраструктура региональных рынков;
3) по типам выполняемых операций:
- учетная инфраструктура;
- торговая инфраструктура;
- информационная инфраструктура.
- расчетно-клиринговая инфраструктура.
Инфраструктура выполняет следующие основные функции:
1. Организационная функция, предназначенная для формирования между субъектами финансовых рынков информационных финансовых связей; обеспечения стабильных и взаимовыгодных отношений между участниками; обеспечения условий для свободного перемещения финансовых активов; формирования развитой конкурентной среды на финансовых рынках.
2. Коммуникационная функция, призванная обеспечить эффективную циркуляцию финансовых потоков.
3. Регулирующая функция, нацеленная на поддержание сбалансированного спроса и предложения на финансовых рынках, ликвидности финансовых инструментов, обеспечение ускорения оборачиваемости финансовых активов.В составе финансовых рынков принято выделять две группы финансовых институтов - депозитные и недепозитные.
1. Депозитные институты представлены: коммерческими банками; сберегательными институтами; кредитными союзами.
Коммерческие банки - самая крупная и многочисленная группа депозитных институтов, созданная для аккумуляции и перераспределения временно-свободных денежных средств. Наряду с банками активно развиваются кредитные организации небанковского типа, в том числе сберегательные институты, кредитные союзы и другие институты, дающие возможность на основе принципов самоуправления объединять лиц в целях создания коллективных денежных фондов для аккумулирования денежных средств и использования их для кредитования потребительских нужд или страхования своих членов.
2. Недепозитные институты объединяют: негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, паевые инвестиционные фонды, ипотечные фонды, акционерные инвестиционные фонды, выступающие в роли коллективных инвесторов. Недепозитные институты образовывались в качестве альтернативной системы аккумулирования денежных ресурсов и финансирования через коммерческие банки. Они предлагают более разнообразные условия инвестирования по сравнению с коммерческими банками. Недепозитные финансовые институты выступают конкурентами для коммерческих банков в сфере предоставления денежных средств предприятиям и частным лицам, разрабатывая такие формы финансовых активов, которые позволяют организациям, их предоставляющим, и лицам, их использующим, контролировать риски и ликвидность финансовых инструментов.
Рынок финансовых услуг является сложной системой, требующей регулирования и контроля деятельности каждого участника финансовых отношений, что позволит обеспечить его слаженную работу без сбоев. Самой уязвимой категорией участников в сфере финансовых услуг являются их потребители (акционеры, инвестора, вкладчики), поэтому регулирование деятельности компаний, оказывающих финансовые услуги, направлено в первую очередь на обеспечение безопасности их вложений. Данная задача достигается путем обеспечения регуляторами надзора за деятельностью профессиональных участников финансовых рынков. Необходимость регулирования и координации деятельности участников финансовых рынков, разработки законодательных норм и правил поведения, а также осуществление контроля их исполнения возникла вместе с развитием мировых экономических отношений, расширением инфраструктуры сферы финансовых услуг и увеличением количества участников финансовых рынков.
Желание обеспечить эффективное функционирование финансовых рынков требует развития способов его регулирования, в том числе регулирования деятельности участников рынка, процедур совершения исполнения сделок с финансовыми активами, степени его открытости. Основной целью регулирования финансовых рынков является защита интересов инвесторов, а также создание конкурентных рынков капитала. Нарушение прав инвесторов особенно характерно для стран с формирующимися финансовыми рынками, для которых характерны слабый уровень правового обеспечения, технической базы и регулирующих органов.
К основным причинам, требующим усиления регулирования, можно отнести растущую емкость финансовых рынков, глобальный характер финансовых рынков, рост количества эмиссий ценных бумаг, в том числе размещаемых на международных рынках. Реализация целей регулирования требует создания адекватной состоянию финансовых рынков регулятивной инфраструктуры. Ее основными задачами являются:
- создание эффективных конкурентных финансовых рынков;
- формирование систем защиты прав и интересов инвесторов;
- создание прозрачных и эффективных правил функционирования участников финансовых рынков;
- установление стандартов допуска участников на финансовые рынки;
- формирование систем информационного обеспечения финансовых рынков, в том числе стандартов раскрытия информации.
Регуляторами финансового рынка являются организации, которые функционируют на некоммерческой основе и имеют достаточное количество прав и полномочий, позволяющих регулировать, контролировать и регламентировать деятельность участников финансовых рынков. В функции данных организаций входят:
- разработка и внедрение правил и стандартов работы на финансовых рынках;
- осуществление защиты интересов потребителей финансовых услуг;
- рассмотрение жалоб;
- проведение проверок лицензированных компаний;
- расследование случаев нарушения законодательства в сфере предоставления финансовых услуг;
- применение различных дисциплинарных взысканий и наложение штрафных санкций вплоть до лишения лицензии компаний, нарушивших нормы, стандарты, правила и законодательные акты, регулирующие сферу финансовых услуг.
Наиболее строгими регуляторами, имеющими высокую репутацию в мире и доверие инвесторов, являются иностранные: США, Великобритания, Германия, Швейцария, Кипр, Япония, Австралия и др. Что касается российских регуляторов финансовых рынков, то следует отметить, что эти функции исполняла Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР), созданная на замену ранее функционировавшей Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).
Служба курировала все вопросы, связанные с осуществлением деятельности на российских финансовых рынках, в том числе и эмиссию акций, следила за выполнением норм законодательства, а также осуществляла защиту прав пользователей финансовых услуг. С 3 марта 2014 г. Служба была упразднена, а ее функции исполняет мегарегулятор в лице Банка России (структурные подразделения Банка России). Цель создания мегарегулятора заключается в преодолении недостаточной координации деятельности существующих регуляторов, распыленности регулирующих функций между различными государственными органами.
Кроме государственного финансового надзора деятельность по осуществлению контроля над участниками финансовых рынков проводят саморегулируемые организации (СРО) - профессиональные объединения компаний, оказывающих услуги на финансовых рынках.
Наиболее известными СРО, действующими на территории СНГ, являются:
- Национальная фондовая ассоциация (СРО НФА);
- Национальная ассоциация участников фондового рынка (НА.УФОР);
- Комиссия по регулированию отношений участников финансо.вых рынков (КРОУФР);
- Русская ассоциация участников финансовых рынков (РА.УФР) и др.
Лицензирование деятельности банков - это разрешение, которое выдает коммерческим банкам Центральный банк (Банк России), дающее право на выполнение определенных видов деятельности.
Инструменты денежно-кредитного регулирования позволяют осуществлять регулирование с использованием следующих методов:
- применение учетной (дисконтной) политики - основано на регулировании рынка ссудных капиталов путем управления процентной ставкой (дисконтом), которую Центральный банк удерживает в процессе переучета или покупки векселей у коммерческих банков;
- резервирование - механизм, позволяющий регулировать общую ликвидность банков, который используется для контроля за денежной массой и ее агрегатами с помощью денежного мультипликатора;
- проведение операций на открытом рынке - позволяет регулировать ликвидность и кредитные вложения банков через размещение государственного долга, т. е. покупку и продажу Центральным банком государственных ценных бумаг.
Контроль банковских рисков базируется на установленных к коммерческим банкам требованиях со стороны Центрального банка, выраженных в виде нормативов ликвидности: требований к достаточности капитала, недопущения критического для банка уровня депозитных и кредитных рисков, уровня ликвидности.