Составление бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс - это способ экономической группировки имущества организации (активов) и источников образования имущества (пассивов), который характеризует финансовое и имущественное положение хозяйствующего субъекта в денежном выражении на определенную дату.
Одним из признаков юридического лица является наличие у него самостоятельного бухгалтерского баланса, свидетельствующего об имущественной обособленности хозяйствующего субъекта. По бухгалтерскому балансу определяют финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период, на основе которого судят о способности руководителей сохранять и приумножать вверенные им материальные и денежные ресурсы.
При этом в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль отчетного периода (непогашенный убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся к уплате за счет прибыли установленных законодательством Российской Федерации налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения. Таким образом, в бухгалтерском балансе показывается не бухгалтерская прибыль, определяемая как разница между доходами и расходами, а оставшаяся нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), получившая название экономической прибыли.
Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги). При этом имущество может оказаться равным долгам, быть больше или меньше долгов. Если имущество равно долгам, то права и обязательства взаимно погашаются. Если оно больше долгов, имеется превышение имущества над обязательствами. Если имущество меньше долгов, возникает дефицит. В теории бухгалтерского учета имущество стали называть активом, долги (обязательства) - пассивом.
В практической деятельности различают следующие основные виды бухгалтерских балансов, отличающихся по функциональному назначению:
· вступительный;
· операционный, в котором выделяют два подвида - промежуточный (месячный, квартальный) и годовой;
· соединительный;
· разделительный; санируемый;
· ликвидационный;
· сводный; сводно-консолидируемый;
· отдельный.
Все эти виды балансов могут различаться как номенклатурой статей, так и методами оценки.
Составлением вступительного баланса открывается, ведение бухгалтерского учета в каждой организации. Следует проводить различие между балансами вновь созданных организаций и организаций, являющихся правопреемницами ранее действовавших. В первом случае бухгалтерский баланс будет крайне простым, так как показываемая в нем имущественная масса окажется состоящей в основном из денежных вкладов, организационных расходов, уставного капитала и расчетов с учредителями. При этом организационные расходы часто отражаются свернуто по статье «Нематериальные активы» (при условии, что в учредительных документах эти расходы определены как вклад одного из участников в уставный капитал). Во втором случае количество балансовых статей может быть больше, чем в балансе вновь созданной организации. Другое отличие заключается в методах оценки статей, используемых при составлении баланса организации-правопреемницы.
Операционные (промежуточный и годовой) бухгалтерские балансы, хотя и составляются, как правило, по одной и той же форме, имеют существенные различия в технике формирования показателей. Промежуточный баланс составляется обычно на основе книжных данных, тогда как формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют следующие семь основных этапов (процедур):
· в конце года обязательно должна проводиться инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с ее результатами и отражаются в Главной книге декабря;
· осуществляется проверка расчетов со всеми покупателями, поставщиками и другими субъектами рынка, с которыми организация имеет расчеты. Такая проверка также вызывает появление сторнировочных записей и дополнительных статей в Главной книге декабря;
· проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств); заключительными записями декабря образуются оценочные резервы, например резервы по сомнительным долгам, предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством;
· уточняются распределения доходов и расходов, прибылей и убытков между смежными отчетными периодами (двумя календарными годами);
· выявляется окончательный финансовый результат путем суммирования всех частных результатов; закрываются счета финансовых результатов;
· составляется итоговая оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше процедурами, и дающая материал (остатки по счетам) для составления (заключительного) баланса;
· в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» и «Условные факты хозяйственной деятельности» вносятся уточнения в Главную книгу декабря или эти уточнения отражаются в пояснительной записке к годовому отчету.
Таким образом, заключительный бухгалтерский баланс выступает уже как заключительный, но одновременно он становится и вступительным, служащим обоснованием для открытия счетов в Главной книге в новом отчетном году. Заключительный и вступительный балансы формально должны быть тождественны, так как только при этом условии обеспечивается выполнение одного из важнейших требований к бухгалтерской отчетности - преемственность балансов.
Соединительный баланс формируется при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.
Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства некоторой доли капитала для образования новой организации. Формированию данного баланса на практике, как правило, предшествует составление ликвидационного баланса.
Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. В этих условиях перед субъектом возникает дилемма: либо ликвидироваться, объявив о своем банкротстве, либо договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Санируемый баланс составляется, как правило, с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в организации. В отличие от операционного баланса, который составляется по книжным данным, формирование санируемого баланса обязательно предполагает проведение полной инвентаризации имущества и обязательств. Если в операционном балансе отдельные статьи могут рассматриваться как реальные, то в санируемом балансе эти же статьи могут не приниматься в расчет.
Ликвидационный баланс отличается от других видов балансов как оценкой своих статей актива (производимой по реализационной стоимости, в большинстве случаев более низкой, чем первоначальная балансовая стоимость), так и структурой. Некоторые статьи, обычные для операционного баланса, в ликвидационном могут отсутствовать, например распределительные статьи «Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов». С другой стороны, в ликвидационном балансе могут появиться и такие статьи, которых раньше не было, например стоимость деловой репутации организации.
Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. При этом отчетные показатели по макету суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.
Сводно-консолидируемый баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но зависимых в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации, ее дочерних и зависимых обществ. Особенность данного вида баланса состоит в том, что из него исключаются все внутренние обороты, а затем производится расчет по каждой статье баланса в зависимости от доли организаций-участниц в капитале группы. В качестве долей могут выступать обыкновенные акции, выпущенные группой.
Расчётная часть
По сгруппированным данным составить таблицу.
Задание 1
Организации по инвентарным данным на 01.01.2017 года имели следующие хозяйственные средства (табл.1).
Произвести группировку средств в следующей последовательности:
1) производственные основные средства;
2) непроизводственные основные фонды;
3) производственные запасы;
4) дебиторская задолженность;
5) денежные средства;
6) прочие активы.
Задание 2
Организации по инвентарным данным на 01.01.2017 года имели следующие источники образования средств (табл.2).
Произвести группировку источников средств в следующей последовательности:
1) собственный капитал;
2) долгосрочные заемные средства;
3) краткосрочные заемные средства;
4) кредиторская задолженность;
5) прочие пассивы.
Таблица 1. Хозяйственные средства предприятия
Наименование хозяйственных средств | Сумма, руб. |
Административное здание | |
Автогараж | |
Здания арматурного и столярного цехов | |
Стройконструкции и детали | |
Экскаваторы | |
Грузовые автомашины | |
Строительные материалы | |
Здания складов | |
Счетные машины стоимостью каждая более 100руб. | |
Оконное стекло | |
Специальная одежда и обувь | |
Денежные средства в кассе | |
Листовая сталь | |
Пишущие машинки стоимостью каждая более 1000 руб. | |
Шкафы конторские | |
Запасные части для автотранспорта | |
Автокраны | |
Денежные средства на р/с в банке | |
Столы конторские | |
Лесоматериалы | |
Незавершенное производство | |
Оборудование вспомогательных цехов | |
Топливо | |
Транспортные средства | |
Задолженность прочих дебиторов | |
Прочие стройматериалы | |
Задолженность заказчика за выполненные и сданные работы |
Таблица 2. Источники образования средств предприятия
Источники образования средств | Сумма, руб. |
Уставный фонд | |
Задолженность по заработной плате рабочим и служащим | |
Износ основных средств (фондов) | |
Задолженность поставщикам за строительные материалы | |
Кредиты под расчетные документы в пути | |
Фонды экономического стимулирования и специального назначения | |
Краткосрочные кредиты банка | |
Расчеты по социальному страхованию | |
Специальные фонды, целевое финансирование и целевые поступления | |
Расчеты с разными кредиторами | |
Прочие краткосрочные ссуды | |
Ссуды под нормируемые оборотные средства | |
Ссуды под незавершенное строительство |
Таблица 3. Группировка средств и их источников
Хозяйственные средства | Сумма (руб.) | Источники средств | Сумма (руб.) |
1.Производственные основные средства 1. Здание арматурного и столярного цехов 2.Грузовые автомашины 3.Экскаваторы 4. Стройконструкции и детали 5.Автокраны | 1.Собственный капитал 1.Уставный фонд 2.Фонды экономического стимулирования и специального назначения | ||
Итого: | Итого: | ||
2. Непроизводственные основные средства 1.Административное здание 2.Автогараж 3.Здания складов 4.Оборудование вспомогательных цехов 5.Транспортные средства | 2. Долгосрочные заемные средства 1.Ссуды под незавершенное строительство | ||
Итого: | Итого: | ||
3. Производственные запасы 1.Строительные материалы 2.Листовая сталь 3.Запасные части для автотранспорта 4.Лесоматериалы 5.Незавершенное производство 6.Топливо 7.Прочие стройматериалы | 3. Краткосрочные заемные средства. 1.Кредиты под расчетные документы в пути 2.Краткосрочные кредиты банка 3.Прочие краткосрочные ссуды 4.Ссуды под нормируемые оборотные средства | ||
Итого: | Итого: | ||
4. Дебиторская задолженность 1.Задолженность прочих дебиторов 2.Задолженность заказчика за выполненные и сданные работы | 4. Кредиторская задолженность. 1.Задолженность по зарплате рабочим и служащим 2.Задолженность поставщикам за строительные материалы 3.Расчеты по социальному страхованию 4.Расчеты с разными кредиторами | ||
Итого: | Итого: | ||
5. Денежные средства 1. Денежные средства в кассе 2. Денежные средства на р/с в банке | 5. Прочие пассивы 1.Специальные фонды, целевое финансирование и целевые поступления 2.Износ основных средств | ||
Итого: | Итого: | ||
6. Прочие активы 1.Пишущие машинки 2.Счетные машины 3.Шкафы конторские 4.Столы конторские 5.Специальная одежда и обувь 6.Оконное стекло | |||
Итого: | |||
Итого: | Итого: |
Заключение
Бухгалтерский учет ведется строго в соответствии с законодательными и нормативными документами, имеющими разный статус. Обязательны к применению Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» и Положение по бухгалтерскому учету, а также другие нормативные документы, которые носят рекомендательный характер: План счетов, методические указания, комментарии. Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности может производиться только на их основании, т. к. любые несоответствия или отступления будут оценены контролирующими органами как нарушение законодательства.
Основным документом по бухгалтерскому учету является ФЗ «О бухгалтерском учете», который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, объекты и основные задачи, принципы, организацию, а также требования к главному бухгалтеру, организации и ведению бухгалтерского учета. Он устанавливает требования к заполнению и хранению первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств и определяет состав бухгалтерской отчетности и основные требования к ней.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности разработано на основании ФЗ «О бухгалтерском учете» и определяет основные правила ведения бухгалтерского учета, документирования хозяйственных операций, оценку и инвентаризацию имущества и обязательств, основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности, независимо от организационно-правовой формы, за исключением кредитных и бюджетных организаций, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями, правила оценки статей бухгалтерской отчетности.
Положение по бухгалтерскому учету устанавливает состав и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, кроме кредитных и бюджетных организаций. В нем приводится содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснений к бухгалтерскому балансу, правила оценки статей бухгалтерской отчетности.
Методологическую основу бухгалтерского учета формирует система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством документирования, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности организации. Многое затрудняет деятельность бухгалтеров: трудность перехода к современной системе и работы в условиях развивающихся рыночных отношений, недостаточность опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных примеров, несовершенство и противоречивость подзаконных актов.
Список литературы
1. Агеева О.А. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник для академического бакалавриата/ О.А. Агеева Л.С. Шахматова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 509 c.;
2. Астахов В.П. Бухгалтерский учет от А до Я: Учебное пособие/ В.П. Астахов. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 479 c.;
3. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие/ Ю.А. Бабаев, Л.Г. Макарова К.С. Маляренко - М.: ИЦ РИОР, 2013. - 170 c.;
4. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для бакалавров/ Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Л.А. Мельникова. - М.: Проспект, 2016. - 424 c.;
5. Васильчук О.И. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие/ О.И. Васильчук Д.Л. Савенков; Под ред. Л.И. Ерохина. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 496 c.;
6. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет: Учебник/ Н.Л. Вещунова. - М.: Проспект, 2013. - 848 c.;
7. Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для бакалавров/ В.Э. Керимов. - М.: Дашков и К, 2016. - 400 c.;
8. Миславская Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник/ Н.А. Миславская С.Н. Поленова. - М.: Дашков и К, 2013. - 592 c.;
9. Харьков В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебно-методическое пособие/ В.П. Харьков. - М.: ФиС, ИНФРА-М, 2012. - 224 c.;
10. Чувикова В.В. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник/ В.В. Чувикова, Т.Б. Иззука. - М.: Дашков и К, 2015. - 248 c.;
11. Шабля А.П. Бухгалтерский учет в строительстве: Учебное пособие/ А.П. Шабля. - М.: Проспект, 2016. - 176 c.;
12. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция);
13. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 06.04.2015) «Положение по бухгалтерскому учету» (ПБУ 1/2008).
Лист замечаний
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________