Коэффициенты рентабельности. Насколька прибыльна деятельность
Насколька прибыльна деятельность
Рентабельность активов =ЧП / Весь актив
Скока потребовалось ден ед для получения одной ед прибыли.
Вал приб=выр – затраты на пр-во
Операц приб=ВП-торгово-админ затраты
Налогооблаг п=ОП-% платежи
Налог=НП*налог 20%/1ё00%
ЧП=НП-налог на приб
Рент. соб. кап =ЧП / Собственные кап.
Оценивает эффективность исп-я кап, инвестированного соб-ми, те скока ден ед ЧП заработала каждая ед, вложенная собственником.
Рентабельность продаж ,норма приб, рассчит 3 методами в %
Норма ЧП =Чистая прибыль / объем продаж * 100%
Сока ден ед Чп принесла кажд ед реал-ой прод-ии
Норма опер. П =ОП /объем * 100%
Эффективность, с кот предп-е не тока производит, но и реализует прод-ю, высокое знач – низкие издержки по произв-вуи реал-ии.
Норма валовой прибыли =ВП / объем * 100%
Оценка эффективности производства, отражает изменеия впошлитике ценообразования.
Эк. рентабельность =КМ * КТ * 100 % (КМ=НРЭИ/Оборот(Выр);КТ=Оборот/Итог А)
=НРЭИ / Итог Активов * 100 %
НРЭИ – прибыль до налога на прибыль и до выплат по заемному капиталу.
4. Коэффициенты деловой активности
Выявление эффективности исп-я ресурсов предпр-я
Оборачиваемость активов (коэффициент трансформации) = выручка от реализации/итог актива
Скока раза отчетный период совершается полный цикл производства и реализ-ии.
Об-ть ДЗ = выручка от реализации/ДЗ
Мб в в днях = 365/Об ДЗ
Примен-ся чистая ДЗ за вычетом сомнительных долгов, пок-т скока раз ДЗ превращалась в ден ср-ва
Об-ть КЗ = себестоимость продукции/КЗ
днях = 365/Об КЗ
Скока требуется оборотов для выплаты счетов.
Об-ть МПЗ = себестоимость продукции/МПЗ
днях = 365/Об МПЗ
Пок-т скорость реал-ии МПЗ, низкое знач – МПЗ – неходовой товар, чем выше – тем больше фин уст-ть, чрезв завышенное-большое кол-во мелких заказов.
Об –ть осн ср-в (фондоотдача) = объем продаж/стоимость осн.ср-в
Об-ть собств кап = объем продаж/собственный капитал
Низкое знач- простаивание собств средств, высокое – увеличение кредитных ресурсов.
Об-ть оборотного капитала = объем продаж/оборотный капитал
Коэффициенты рыночной активности
Для АО.
- Пр. на акцию = (ЧП – дивиденды по привилег. Акц.)/Кол-во обыкн. Акц.
– показывает, кой объем прибыли был получен на каждую акцию в течении отчетного периода.
- Коэф. выплаты дивидендов (доля выплаченных дивидендов) = сумма дивидендов/ЧП
показывает долю чистой прибыли, которая выплачивается акционерами в качестве дивидендов. Когда коэф. >, доля реинвестиций <, уменьшая базу будущих активов, от которых может происходить рост дальнейших доходов.
- Коэф. реинвестиций = Нераспр. прибыль/ЧП
– чем больше коэффициент реинвестиций у организации, тем быстрее возрастает собственный капитал акционеров и тем больше возможностей для роста будущих доходов. Сумма коэффициента выплаты дивидендов и коэффициента реинвестиций равна 1 (или 100%, если они определяются в процентном выражении).
- Коэф покрытия дивид = (ЧП - див по привилег акциям)/Сумма дивидендов по обыкн акциям – пок-т, во ск-ко раз прибыль тур пред-я превышает сумму выплач-х дивидендов. Чем выше коэфф-т покрытия дивидендов, тем больше ден. средств будет реинвест. в пр-е, кот в даль-м увеличит свою П и, б способствовать процветанию акционеров.
Планирование доходов и расходов на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства.
Любая форма эк. разв-я требует тщательного планирования для успешного достижения скрытых или определенных целей. Тур пр-и, как основная составляющая туристской индустрии, нуждается в систематическом и удачном планировании своей деятельности. Специалист, разрабатывающий план, осуществляет сначала экспертную оценку прибыльности и будущей деятельности и поэтому нуждается в большом опыте экспертной работы. На основе составленных планов разрабатывается бюджет туристского предприятия, который является основой его финансово-хозяйственной деятельности. Под планированием деятельности тур предприятия понимается систематический информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного, временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития.
Принципы планирования:- непрерывность планирования;- научность;- нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов тур предприятии, на повышение эфф-ти пр-ва и достижение макс прибыли; -принцип ведущих звеньев и приоритет их реализации;- принцип взаим. увязки и координации.
Современное тур предприятие – это сложный, многоуровневый механизм, успешная работа которого зависит от того, как организованы его структура, внешние и внутренние информационные потоки. Каждую из этих составляющих необходимо планировать. Планирование финансов помогает тур предприятию поддерживать стабильное фин. состояние.
Финансовое планирование – это планирование тур пр-ем для обеспечения своего развития всех доходов и направление расходования ден ср-в. Планирование финансов осуществляется через управление балансом доходов и расходов, планом поступления финансовых ресурсов за счет различных источников, а так же через регулирование использования средств.
Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы и , прежде своего, прибыль предприятия. Её распределение отражается в финансовом плане, а также в сметах образования и расходования фондов ден ср-в.
Фин план должен:
- содержать ориентиры, в соответствии с которыми туристское предприятие будет действовать;
- дать возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
- служить важным инструментом получения фин поддержки от внешних инвесторов.
На практике выделяют два вида фин планирования: долгосрочное и краткосрочное.
Бюджетирование – это последовательность операций, необходимых для составления бюджетов в пределах отдельного тур предприятия.
Бюджетпредставляет собой количественное воплощение плана, характеризует доходы и расходы на определенный период и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Работа по составлению бюджета на тур предприятии ведется фин мен. и осуществляется в неск. этапов:
- подготовка бюджета продаж тур продукции;
- определение ожидаемого объема тур производства;
- расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции;
- расчет и анализ ден потоков.
- составление плановых финансовых бюджетов.
Общий бюджет – скоординированный по всем подразделениям, департаментам и функциям план работы туристского предприятия в целом.
Операционный (текущий) бюджет представляет собой совокупность бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции тур предприятия. В ходе его составления формируются различные бюджеты: бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет прямых затрат, бюджет накладных расходов, бюджет текущих затрат, бюджет кадровых затрат туристского предприятия, бюджет себестоимости тур продукции.
Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются объем и структура предлагаемых источников ден ср-в и планируемые направления их использования. Состоит из: бюджета капитальных вложений, бюджета отчета о прибыли и убытках, бюджет движения денежных средств, бюджетный баланс (бюджетный бух баланс).
22. Составление общего (планово-расчетного) баланса пред-я: структура и принципы составления.
Бухгалтерский баланс (балансовый отчет) - это способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия по составу и источникам на определенную дату.
Применительно к тур пред-ю ББ отражает его имущ. и фин. положение через систему показателей по состоянию на определенную (отчетную) дату в ден.выражении, давая представление о хоз.средствах тур.предприятия (активах) и его источниках (пассивах).
ББ -форма внутренней отчетности ТП и представляется в установленные сроки в налоговые органы.
По своему строению отчет – либо в виде двухсторонней таблицы, левая часть - активы, а правая -пассивы, либо эти части следуют одна за другой. ББ показывает, как на определенный момент времени распределены активы и как осуществляется фин-ие этих активов с помощью собств. или привлеч. капитала.
Актив- имущество ТП (все, чем оно владеет) - здания, сооружения, оборудование, инвестиции в дочерние, товарно-материальные запасы, наличные средства (в кассе и на банковских счетах), ц.б., дебит. задолженность и НМА. Активы показывают, как предприятие использовало средства, и дают представление о потенциале ТП, о перспективах его будущей деятельности.
Пассивы – (источники и размеры финансирования ТП) это совокупность его обязательств краткоср. и долгоср.характера, а также собственный капитал. Возникая из-за событий, произошедших в прошлом, обязательства, будучи выполненными в настоящем, повлекут отток ресурсов.
Обязательства:
• привлеченный капитал - долгосрочные долги и займы, счета к оплате (кредит.зад-ть), краткоср.долги;
• собственный капитал - средства, которые отданы владельцами в распоряжение ТП, а также средства, сформированные за счет деят-ти ТП в прошлые годы.
В зависимости от особенности содержательной части ББ выделим 2 группы предприятий туризма:
1) средства размещения (гостиницы, мотели и т.д.) и предприятия питания;
значительная доля внеоборотных активов - ОС (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т.д.). Часто это собственные основные средства. Для функционирования гостиниц необходимо значительно большее количество объектов ОС и ресурсов для их приобретения, чем турфирмам. Поэтому анализ основных средств показателен именно для таких объектов.
Доля НМА незначительна.
Особый интерес здесь представляет франчайзинг - это предоставление крупной «родительской» туркомпанией лицензии (франшизы) на производство турпродукции под фирменной маркой этой компании Основная доля заемного капитала приходится на кредиты и займы, которые могут быть получены для расширения деятельности.
2) туристские фирмы (туроператоры и турагенты).
для них в большей степени показательно исследование состава НМА. Это связано с тем, что у них значительные средства вложены именно в информац.базы, в программные продукты, в деловую репутацию ТП с помощью рекламы. Последнее согласно Положению по ведению бухг.учета и бухготчетности репутацию туристского предприятия предписано учитывать в составе нематериальных активов в стоимостном виде. Фирмы имеют дело не только с юр. лицами, но и с большим числом физ.лиц, для которых надежность, устойчивость, респектабельность ТП играют опред. роль при выборе турфирмы.
Таким образом, на лицо отличительные черты состава и содержания бухгалтерского баланса для различных групп туристских предприятий. Учет этого факта поможет учесть специфику туризма и его организации.