Юридические лица публичного права и субъекты публичного права в ГК Украины: соотношение понятий
Юридическое лицо публичного права как правовая категория давно известны законодательству ряда зарубежных стран, в том числе и их основным законам[376]. Эти конституционные положения, выступая основой, находят свое развитие в отраслевом законодательстве. Это можно увидеть на примере Германии. Содержащиеся в Основном законе Германии (ст.ст.87, 87-f, 135 и др.)[377] положения о корпорациях и учреждениях публично-правового характера нашли свое развитие в Гражданском уложении Германии (подраздел 3)[378], где был уже введен термин «юридическое лицо публичного права».
Иное положение дел в законодательстве Украины. Термин «юридические лица публичного права», как и «публичные корпорации», «публичные учреждения» не применяются ни в Конституции Украины 1996 г.[379], ни в Конституции Украины 2004 г.[380]. Он появился в результате кодификации гражданского и хозяйственного законодательства. Причем в ГК Украины он введен, а в ХК Украины – нет. ГК Украины не определяет этот термин. Отсутствует в нем и хотя бы примерный перечень юридических лиц публичного права. Определен в абз.3 ч.2 ст.81 ГК Украины лишь признак, отграничивающий этих юридических лиц от юридических лиц частного права. Кроме закрепленного отличительного признака, имеется также общее указание о том, что «Порядок образования и юридический статус юридических лиц публичного права устанавливается Конституцией и законами» (абз.2 ч.3 ст.81 ГК).
Не включая в ГК Украины общий перечень видов юридических лиц публичного права, законодатель прямо называет юридическими лицами публичного права три вида организаций. Это, во-первых, государственные предприятия (ч.2 ст.167 ГК), во-вторых, коммунальные предприятия (ч.2 ст.169 ГК), в-третьих, учебные заведения, создаваемые государством, АРК, территориальными громадами (ч.2 ст.167, ч.2 ст.168, ч.2 ст.169 ГК).
Как видно из изложенного, ГК Украины, введя эту новую для украинского законодательства категорию, фактически оставил за его пределами вопросы юридических лиц публичного права. Казалась бы очевидной логика использованного приема юридической техники: ГК Украины, характеризуемый неоднократно кодексом частного права, не призван регулировать отношения в сфере публичного права, в том числе и определять юридических лиц публичного права. Однако если иметь в виду, что юридические лица публичного права могут участвовать в гражданских отношениях, в том числе и вступать в правоотношения с субъектами частного права – физическими и юридическими лицами, то следует признать, что конкретности и четкости правовых предписаний такой прием не способствовал.
Более семи лет в законодательных актах Украины термин «юридические лица публичного права» не применялся законодателем. Впоследствии он был применен еще в двух законодательных актах. Вначале в июне 2010 г. законом[381] финансовыми учреждениями – юридическими лицами публичного права был дополнен перечень субъектов инвестиционной деятельности, содержащийся в ст.5Закона Украины «Об инвестиционной деятельности»[382]. Впоследствии в декабре 2011 г. юридическими лицами публичного права были признаны центральные органы исполнительной власти (ч.1 ст.4) и их территориальные отделения (ч.1 ст.13 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти»[383]).
В ГК Украины применено два ранее не известных гражданскому и хозяйственному законодательству термина – «субъекты публичного права» и «юридические лица публичного права». В перечень субъектов публичного права в ч.2 ст.2 ГК Украины включены лишь системные публичные образования – государство Украина, АРК, территориальные громады, иностранные государства. Юридические лица публичного права в нем не упоминаются. Однако перечень субъектов публичного права является открытым, т.к. законодатель предусмотрел, что участниками гражданских отношений могут быть «и другие субъекты публичного права». К последним, безусловно, относятся и юридические лица публичного права. Именно через них государство, АРК, территориальные громады участвуют в гражданских отношениях (см.: гл.10 ГК), в т. ч. и в гражданском обороте (см.: ст.ст.167, 168, 169 ГК).
Таким образом, понятия «субъекты публичного права» и «юридические лица публичного права» соотносятся как общее и частное. Юридические лица публичного права являются частью субъектов публичного права, которые могут выступать в силу положений ч.2 ст.2 ГК Украины участниками гражданских отношений.