Неформальные (логические) приемы и методы

Технико-экономический анализ

Сборник задач

для студентов специальностей: 080507 «Менеджмент» и

080505 «Управление персоналом» очной формы обучения

Тюмень, 2011


ББК: У053+У9(2)24 Б-57     Беженцева Т.В. Технико-экономический анализ: сборник задач для студентов специальностей: 080507 «Менеджмент» и 080505 «Управление персоналом» очной формы обучения. - Тюмень: РИО ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ, 2011. – 61 с.   Сборник задач разработан на основании рабочих программ ГОУ ВПО ТюмГАСУ дисциплины «Технико-экономический анализ» для студентов специальностей: 080507 «Менеджмент» и 080505 «Управление персоналом» очной формы обучения. Сборник содержит задания, направленные на закрепление изученного теоретического материала и формирования следующих профессиональных компетенций: способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компетенций с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9); способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40).   Рецензент: Гусарова М.С.   Тираж 70 экз.   © ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет » © Беженцева Т.В.   Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет »

Содержание

Введение………………………………………………………………............. 1 Основные методы и приемы, используемые в технико-экономическом анализе деятельности предприятия………………………………………….. 1.1 Неформальные (логические) приемы и методы анализа………... 1.1.1 Метод сравнения…………………………………………. 1.1.2 Метод экспертных оценок……………………………….. 1.2 Формализованные (математические) методы анализа…………... 1.2.1 Классические методы экономического анализа………... 1.2.2 Традиционные методы экономической статистики……. 1.2.3 Методы теории принятия решений……………………... 2 Методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятий ……………………………………………………………. 2.1 Анализ выполнения заданий по производству продукции, работ, услуг …………………………............................................................... 2.2 Анализ трудовых показателей……………………………………. 2.3 Анализ использования основных фондов……………………….. 2.4 Анализ оборотных средств……………………………………….. 2.5 Анализ затрат, прибыли и рентабельности……………………… 2.6 Анализ финансового состояния предприятия…………………… Библиографический список…………………………………………… Приложение А………………………………………………………….      

ВВЕДЕНИЕ

Сборник задач предназначен для проведения практических занятий со студентами, изучающими дисциплину «Технико-экономический анализ».

В данном сборнике представлены задачи и упражнения для аудиторной работы и домашних заданий, а также библиография.

Сборник задач построен таким образом, чтобы дать возможность студентам закрепить теоретический материал и приобрести практические навыки, подробнее рассмотреть методы и приемы анализа различных проявлений экономической жизни предприятия. Задания сборника направлены на формирование следующих профессиональных компетенций: способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компетенций с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9); способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40).

Перед работой над сборником необходимо изучить соответствующий раздел учебной дисциплины. Содержание сборника соответствует учебным программам и образовательным стандартам.

Сборник состоит из 2 разделов, каждый из которых подразделяется на тематические подразделы, и определенного числа задач разной сложности.

В приложении приведены основные формулы, используемые при решении задач сборника.

1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Существуют различные классификации методов и приемов экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. В основе всех классификаций лежат разные признаки. Одним из наиболее информативных представляется деление приемов и методов по степени их формализуемости [2], т.е. по тому, возможно ли и в какой степени описать данный метод с помощью неких формализованных (в первую очередь математических) процедур. Следуя этой логике, все аналитические методы могут быть подразделены на неформальные и формализованные. Классификация методов и приемов анализа приведена на рисунке 1.

Неформальные методы (правильнее их назвать трудно формализуемыми) основаны на описании процедур на логическом уровне, без помощи строгих аналитических зависимостей. Большую роль в применении этих методов играют опыт и интуиция аналитика. Формализованные методы (математические) опираются на предварительно заданные строгие зависимости и правила. Не все из них равнозначны по сложности используемого математического аппарата, возможности реализации в практической деятельности и степени распространенности в работе аналитических служб на предприятиях.

В большинстве случаев при экономическом анализе деятельности предприятия применяют в первую очередь неформальные методы, а также классические методы экономического анализа и статистики. Применение компьютеров существенно расширяет аналитический инструментарий.

Неформальные (логические) приемы и методы - student2.ru

Неформальные (логические) приемы и методы - student2.ru

Рисунок 1 - Классификация методов и приемов, используемых в технико-экономическом анализе деятельности

предприятия

Неформальные (логические) приемы и методы

Метод сравнения

Сравнение– в его процессе неизвестное явление сопоставляется с уже известным, изучаемым ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Важное условие, которое нужно соблюдать при сравнении – сопоставимость показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:

- единство объемных, стоимостных, качественных факторов;

- единство промежутков времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;

- сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических условий);

- единство методики исчисления показателей и их состава.

Способ приведения показателей в сопоставимый вид методом цепных подстановок:

1) Несоответствие объемного фактора может ухудшить оценку деятельности предприятия по снижению издержек на производство. Если сравнить фактическую сумму затрат с плановой Неформальные (логические) приемы и методы - student2.ru , то изменение затрат обусловлено не только изменением себестоимости (Сб), но и изменением в объеме (Q) производства продукции.

Чтобы показатели затрат имели сопоставимый вид необходимо сопоставить: Неформальные (логические) приемы и методы - student2.ru . Такое соотношение отражает реальное изменение затрат.

2) Несоответствие стоимостного фактора искажает реальное изменение величины выпуска продукции, работ, услуг. При оценке изменений в объеме выпуска продукции, работ, услуг необходимо определить следующее соотношение: Неформальные (логические) приемы и методы - student2.ru .

3) Нейтрализация качественного фактора. Увеличение доли более рентабельной продукции в общем объеме выпуска увеличивает общую выручку и наоборот. Нейтрализация качественного фактора – это нейтрализация структурного фактора: Неформальные (логические) приемы и методы - student2.ru

где Неформальные (логические) приемы и методы - student2.ru - общий объем производства продукции, работ, услуг плановый и фактический соответственно, физ.ед.; Цплi – цена 1-цы i-го вида продукции, работ, услуг плановая;

УД пл i, - удельный вес i-го вида продукции, работ, услуг в общем объеме производства, доли. Такое сопоставление после исключения влияния структурного и стоимостного факторов позволяет правильнее оценить прирост объема продукции, работ, услуг.

Способ приведения показателей в сопоставимый вид с помощью индексов.

При сравнении показателей в условиях изменяющихся цен, когда требуется устранить влияние этого фактора, следует применять следующее правило: пересчету подвергается отчетное значение показателя путем его деления на индекс цен.

Кроме того, для достижения сопоставимости показателей можно использовать не абсолютные величины, а относительные и средние величины, например, при сравнении себестоимости продукции различных предприятий можно использовать показатель затрат приходящихся на 1 руб. объема производства продукции.

Задача 1

Определить действительное изменение затрат предприятия (нейтрализация объемного фактора).

Вид продукции Себестоимость 1 м2, тыс.д.е. Объем работ, тыс.м2
план факт план факт
Оконные блоки Дверные блоки Алюминиевые перегородки

Задача 2

Определить действительный прирост производства ремонтных работ в ремонтно-эксплуатационной организации в стоимостном выражении (нейтрализация стоимостного фактора).

Вид работ План Факт
Объем работ, м2 Цена 1 м2, д.е. Объем работ, м2 Цена 1 м2, д.е.
Ремонт фасада Ремонт мягкой кровли Ремонт жесткой кровли

Задача 3

Определить действительный прирост объема производства продукции в стоимостном выражении (нейтрализация структурного фактора).

Вид работ План Факт
Объем работ, м2 Цена 1 м2, д.е. Объем работ, м2 Цена 1 м2, д.е.
Оконные блоки Дверные блоки Алюминиевые перегородки

Задача 4

Проанализировать динамику выручки от реализации продукции с учетом изменения цен (нейтрализация ценового фактора индексным методом).

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Объем производства продукции, тыс.шт. Цена 1 шт., тыс.руб. 2,5 3,6 3,8

Задача 5

Сравнить величину затрат двух предприятий по производству лакокрасочных материалов, используя относительные величины.

Показатели ООО «Алерон-С» ООО «Наяда»
Объем производства, тыс.руб.
Затраты на производство продукции, тыс.руб. 573611,35 26357,43

Метод экспертной оценки

Это эвристические оценки, основывающиеся на интуиции, опыте и воображении. Результаты экспертизы подвергаются специальной математической обработке, которая дает возможность оценить степень надежности полученных результатов.

Задача 6

Определить согласованность мнения 5 экспертов по оценке надежности поставщиков материалов для организации, используя формулу коэффициента конкордации:

Неформальные (логические) приемы и методы - student2.ru (1)

где S – сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего арифметического рангов;

n – число экспертов;

m – число объектов экспертизы.

№ объекта экспертизы Оценка эксперта Сумма рангов Отклонение от среднего Квадрат отклонения
4 6 4 4 3
3 3 2 3 4
2 2 1 2 2
6 5 6 5 6
1 1 3 1 1
5 4 5 6 5
7 7 7 7 7

Наши рекомендации