Ответственность плательщиков
Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога за земельные участки, предоставленные юридическим лицам, возлагается на их руководителей.
Государственные налоговые инспекции ведут в установленном порядке учет плательщиков земельного налога, осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью его уплаты.
Просрочка уплаты налога влечет за собой начисление пени. Закон Российской Федерации "О плате за землю" предусматривал начисление пени по земельному налогу в размере 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.
Начиная с 4 января 1998 г., пеня в случае неуплаты земельного налога в установленный срок начислялась в размере 0,3% с суммы недоимки за каждый день просрочки платежа в связи с Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. N 158-ФЗ "О внесении изменении в Закон Российской Федерации "О плате за землю". При установлении фактов несвоевременной уплаты земельного налога за 1995-1997 гг. , выявленной по документальным проверкам, хотя и проведенным после введения в действие Федерального закона от 31 декабря 1997 г. N 158-ФЗ, продолжает начисляться пеня в размере 0,7% от суммы недоимки за каждый день просрочки.
Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете за 1998 год" внес значительные изменения в размеры пени. Так, начиная с 1 апреля 1998 г. ежедневная ставка пени за несвоевременную уплату налогов и сборов устанавливается в размере одной трехсотой действующей на каждый день просрочки ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Эта норма распространяется и на земельный налог. Задолженность юридических лиц по уплате пени, образовавшейся по состоянию на дату вступления в силу названного Закона, по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляют налоговые органы, пересчитывается исходя из ежедневной ставки пени, установленной в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Правительство утвердило Порядок пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляется органами Госналогслужбы России (постановление от 09.06.98 N 576 "О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней"), в соответствии с которым образовавшаяся по состоянию на 1 апреля 1998 г. задолженность юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам пересчитывается путем уменьшения неуплаченной суммы пеней в 5 раз. Такой порядок пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней распространяется и на земельный налог.
Однако в Федеральный закон от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" были внесены поправки, касающиеся изменения размера пени. Так в соответствии с п.1 Федерального закона от 23.07.98 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год" с 1 апреля 1998 г. ежедневная ставка пени за несвоевременную уплату налогов и сборов установлена в размере 0,1%.
Исходя из этого исчисление пеней по земельному налогу, дополнительно начисленному по результатам документальных проверок юридических лиц, после 1 апреля 1998 г. производилось по ставке 0,06 за каждый день просрочки - за период до 1 апреля 1998 г., и по ставке в размере 0,1% - за период после 1 апреля 1998 г.
В настоящее время пеня взимается в соответствии с Налоговым кодексом РФ (часть 1). Согласно Налоговому кодексу РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Налогового кодекса.
Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право принимать решения о неначислении пеней за просрочку платежей по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, а значит, и по земельному налогу, который зачисляется на бюджетные счета сельских, поселковых, городских и районных органов местного самоуправления.
Нормативная цена земли
Нормативная цена земельного участка - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земельного участка вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче государственной земли в частную собственность физических и юридических лиц, при наследовании земли, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
Таким образом, нормативная цена земли - это оценка земли, осуществляемая государством для реализации строго определенных целей, величина расчетная, она не связана с конкретным содержанием земельного правоотношения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ "О порядке определения нормативной цены земли" от 15 марта 1997 г. N 319 нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по названным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Органы местного самоуправления по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную нормативную цену земельного участка, но не более чем на 25%. Нормативная цена земельного участка не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
По запросам заинтересованных лиц комитеты по земельным ресурсам и землеустройству обязаны выдавать им документы о нормативной цене земли конкретного земельного участка.
Факторами, влияющими на нормативную цену земли города, поселка, сельского населенного пункта, а также земель для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне населенных пунктов являются (письмо Роскомзема от 28.12.94 N 1-16/2096 "О порядке определения нормативной цены земли"):
1. Обеспеченность территории внешними и внутренними магистральными и местными транспортными сетями, транспортная доступность основных региональных административных, культурных центров.
2. Обеспеченность территории инженерными сетями и сооружениями коммунального хозяйства (водоснабжение, теплоснабжение, газификация, электроснабжение, телефонизация, канализация стоков).
3. Численность и плотность населения.
4. Уровень развития социальной сферы (обеспеченность жилым фондом, медицинскими, образовательными, торговыми и другими учреждениями социальной сферы).
5. Санитарно-гигиенические условия и состояние окружающей среды (загрязнение, запыление и др.).
6. Состояние природного комплекса, архитектурно-ландшафтные условия (облесенность территории, наличие водоемов, санаториев, домов отдыха и других рекреационных зон и объектов).
7. Уровень развития хозяйственного комплекса, уровень доходов и занятости населения.
8. Безопасность проживания.
9. Инженерно-геологические условия строительства: сейсмичность, подверженность территории карстовым явлениям, наводнениям, оползням, селям, подтоплению, эрозии.
10. Качество почвы (для земель поселков, сельских населенных пунктов, садоводческих и животноводческих товариществ, а также для земель личного подсобного хозяйства).
Факторы, влияющие на нормативную цену земли несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне населенных пунктов.
1. Уровень развития производственной инфраструктуры региона: наличие и близость грузовых портов, узловых железнодорожных станций, обеспеченность магистральными и местными транспортными сетями, расположение предприятий, перерабатывающих местное сырье и сельскохозяйственную продукцию, пунктов приемки, складирования и хранения готовой продукции и т.д.
2. Уровень инженерного обустройства территории.
3. Уровень развития социальной сферы близлежащих населенных пунктов и возможность привлечения квалифицированной рабочей силы.
4. Экологическое состояние и устойчивость природного комплекса.
Факторы, влияющие на нормативную цену земли сельскохозяйственного назначения.
1. Обеспеченность территории магистральными и местными транспортными сетями, доступность рынков сбыта, предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, удаленность от региональных промышленных и культурных центров.
2. Уровень развития социальной сферы близлежащих населенных пунктов.
3. Уровень плодородия почв сельскохозяйственных угодий.
4. Санитарно-гигиенические условия и состояние окружающей среды.
Арендная плата за землю
Арендная плата устанавливается договорным путем, через достижение взаимного согласия сторон. Арендная плата взимается за землю, переданную в аренду. Размер, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются договором. Такой порядок предусмотрен Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РСФСР, Законом РФ "О плате за землю", а также Инструкцией МНС РФ от 21 февраля 2000 г. N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Аренда земли - это форма землевладения и землепользования, когда одна сторона (арендодатель) предоставляет за определенную плату другой стороне (арендатору) земельный участок во временное пользование для ведения хозяйства.
Арендодателями и арендаторами земли являются органы исполнительной власти РФ или ее субъектов, органы местного самоуправления и граждане.
Объектами обложения арендной платой являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли, предоставленные гражданам в собственность, владение или пользование (аренду).
Согласно Закону "О плате за землю" (ст.21), при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Конкретизируются все условия по арендной плате в договорах, которые составляются по соответствующих формам договора аренды. Например, по землям сельскохозяйственного назначения форма договора утверждена постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения". По этой форме аренды земель арендодателями земельных участков являются и граждане, имеющие земельные участки в собственности и сдающие их в аренду для сельскохозяйственного использования. При этом в договоре указывается общая площадь и план земель, переданных в аренду, их экспликация и список земельных участков с особым режимом их использования.
Арендная плата может взиматься в денежной или натуральной форме, отдельно или в составе общей аренды за все арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения. сооружения и другие материальные и природные ресурсы. Конкретные виды внесения арендной платы товарами, услугами или путем комбинированных выплат - в денежной и натуральной форме - определяются дополнительными соглашениями между сторонами. При отсутствии такого соглашения арендатор выплачивает арендодателю арендную плату в денежной форме равными частями ежемесячно или ежеквартально.
Следует заметить, что ранее при индексации ставок земельного налога в 1995-1997 и 1999 г.г. к ставкам арендной платы не применялись повышающие коэффициенты. Теперь, согласно ст.18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", ставки арендной платы, действовавшие в 1999 г., применялись в 2000 г. и применяются в 2001 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2, а в 2002 году применяется с коэффициентом 2. Поэтому, по согласию сторон, в связи с изменившимися условиями в заключенные ранее договоры аренды могут вноситься изменения.
За земельные участки, необходимые для обслуживания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование гражданам по договорам аренды. земельный налог взимается с арендодателя.
Если гражданам передаются в аренду части жилых и нежилых строений, налог за земельные участки, обслуживающие эти строения, также полностью взимается с арендодателя.
При аренде земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, арендная плата взимается с арендодателя.
Плательщики арендной платы за сельскохозяйственные угодья также перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета, открытые органами федерального казначейства Минфина РФ. Правда, дальнейшее их распределение по уровням бюджетов осуществляется в пределах долей, установленных приложением 1 к Закону "О плате за землю" и нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
Доходы от арендной платы зачисляются в бюджеты Российской Федерации по коду 2010201 - за землю сельскохозяйственного назначения; по коду 2010202 - за земли городов и поселков; по коду 2010203 - за другие земли несельскохозяйственного назначения.
Все споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются и разрешаются судами или арбитражными судами в соответствии с их компетенцией.
Часть 2. Плата за воду
Пользование водными объектами в России является платным. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включает водный налог и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.
Плата за пользование водными объектами (водный налог) - один из платежей, связанных с пользованием водными объектами, является формой реализации экономических отношений между собственником водных объектов и водопользования и взимается в форме федерального налога.
Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов. Данный вид платы является формой возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности.
Федеральный закон от 06.05.98 N 71-ФЗ (ред. 07.08.2001, с изм. 30.12.2001) "О плате за пользование водными объектами" устанавливает, что объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:
- осуществления забора воды из водных объектов;
- удовлетворения потребностей гидроэнергетики в воде;
- использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
- осуществления сброса сточных вод в водные объекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2001 N 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам" утверждены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам
В то же время закон "О плате за пользование водными объектами" предусматривает приведение всех подзаконных актов (Президенту РФ предлагается, а Правительству РФ поручается) в соответствие настоящим федеральным законам.
До реализации вышеуказанных мероприятий в Российской Федерации взимаются платежи за пользование недрами по подземным водам, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам, плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах.
Следует обратить внимание на то, что плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Правовую основу начисления и уплаты платежей за пользование водными ресурсами составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения: Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Водный кодекс РФ, Федеральный закон от 6 мая 1998 года N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 года N 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1997 года N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии" Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 года N 716 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов", Инструкция Госналогслужбы РФ от 12 августа 1998 г. N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользования водными объектами" (в ред. Дополнения N 1, утв. Приказом МНС РФ от 13.04.1999 N ГБ-3-04/95, Изменений и дополнений N 2, утв. Приказом МНС РФ от 15.02.2002 N БГ-3-21/71)
Плательщиками платы за пользование водными объектами (далее - плательщики) являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
К плательщикам платы за пользование водными объектами относятся:
1. При заборе воды из водных объектов, территориального моря и внутренних морских вод:
- промышленные организации; организации транспорта (автомобильного, железнодорожного, речного, морского и т.д.); строительные организации; бюджетные организации, включая военные организации; организации жилищно - коммунального хозяйства; организации по водоснабжению сельского населения и (или) сельскохозяйственных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции; организации, имеющие животноводческие комплексы и фермы, включая птицефабрики и птицефермы, при осуществлении непосредственного (нецентрализованного) забора воды из водного объекта; прочие организации и предприниматели.
2. При сбросе сточных вод, попадающих в водные объекты (включая сброс дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике):
- промышленные организации; организации транспорта (автомобильного, железнодорожного, речного, морского и т.д.); строительные организации; организации по отводу хозяйственно - бытовых стоков от сельского населения и (или) сточных вод от сельскохозяйственных организаций по переработке сельскохозяйственной продукции, животноводческих ферм и комплексов, включая птицефермы и птицефабрики; садоводческие и огороднические объединения граждан; сельскохозяйственные организации и предприниматели (включая сброс сточных вод с орошаемых земель); бюджетные организации, включая военные организации; организации жилищно - коммунального хозяйства; прочие организации и предприниматели.
3. При пользовании водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод:
- организации, осуществляющие эксплуатацию гидроэлектростанций; организации, занимающиеся сплавом древесины в плотах и кошелях; организации и предприниматели, использующие акваторию водных объектов для добычи полезных ископаемых, в том числе торфа, сапропеля и лечебных грязей; организации и предприниматели, использующие акваторию водных объектов для осуществления строительных, буровых, ремонтных и изыскательских работ в водном объекте (кроме водоохранных), эксплуатации надводных и подводных объектов, установок, сооружений, коммуникаций, зданий и оборудования (кроме сооружений и объектов для защиты от вредного воздействия вод), извлечения затонувшей древесины, если это не связано с охраной водного объекта, создания искусственных территорий намывом или засыпкой водного объекта; организации и предприниматели, использующие акваторию водных объектов для организованной рекреации, в том числе водного туризма, спорта и купания; организации (пароходства, базы и т.д.) и предприниматели, занимающие акваторию водного объекта для стоянки плавательных средств; прочие организации и предприниматели.
4. При передаче сооружений, технических средств или устройств, которыми осуществляется пользование водными объектами, в аренду, плательщиками платы за пользование водными объектами являются лица, которым в соответствии с выданной лицензией предоставлено право пользования водными объектами.
Следует обратить внимание, что не являются плательщиками платы за пользование водными объектами пользователи обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), не включенными в реестр водных объектов, осуществляющие пользование, не подлежащее лицензированию. При этом, в соответствии со статьей 122 Водного кодекса Российской Федерации, по таким обособленным водным объектам взимание платы осуществляется в порядке, предусматриваемом федеральным законом о плате за землю.
По водным объектам, находящимся в особом пользовании по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, кроме обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), плата за пользование указанными объектами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" и Инструкцией Госналогслужбы РФ от 12 августа 1998 г. N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользования водными объектами".
Объектом налогообложения является пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, в целях:
- осуществления забора воды из водных объектов для производственных, технологических и собственных нужд, а также хозяйственно - питьевых, бытовых, прочих нужд и для реализации другим водопотребителям;
- удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде как для получения электроэнергии без изъятия водных ресурсов, так и забора воды для технологических и прочих нужд, а также сброса воды;
- использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, изыскательских, строительных, ремонтных и иных работ;
- осуществления сброса сточных вод, попадающих в водные объекты.
В соответствии с действующим законодательством не является объектом платы за пользование водными объектами в целях:
- забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
- забора воды сельскохозяйственными организациями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан.
- забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
- проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, осуществляемого Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) совместно со специально уполномоченными государственными органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково - съемочных работ;
- осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;
- осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;
- забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
- проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
- использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, водно - транспортного, водопроводного и канализационного назначения (плотины, шлюзы и т.п.);
- строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно - болотные угодья);
- сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.
Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:
а) объем воды, забранной из водного объекта;
б) объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды, в том числе:
- для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций - количество вырабатываемой электроэнергии;
- для плательщиков, осуществляющих сплав леса - объем сплавляемой в плотах и кошелях древесины;
в) площадь акватории используемых водных объектов;
г) объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
В соответствии с Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Различаются несколько видов ставок за пользование водными объектами:
1. Плата за использование водных объектов в целях забора воды и сброса сточных вод.
2. Плата за использование территориального моря РФ и внутренних морских вод.
3. Плата за использование водных объектов для целей гидроэнергетики и сплава древесины в плотах и кошелях.
4. Плата за использование акваторий поверхностных водных объектов.
Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов, по которым производится определение сумм платы, подлежащей взносу в бюджет, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются в размере, не превышающем 60,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Ставки платы по категориям плательщиков, установленные в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", применяются с коэффициентом 2 до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации новых ставок платы по категориям плательщиков в соответствии с указанным Федеральным законом.
В соответствии с вышеуказанной нормой коэффициент 2 применяется к ставкам платы, утвержденным законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации Размер ставок платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов, составляет 30% т ставок платы, устанавливаемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в отношении пользования водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод.
При заборе воды (кроме забора для водоснабжения населения) и сбросе сточных вод сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в отношении пользования водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод.
При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).
Сумма платы за пользование водными объектами определяется в следующем порядке:
При заборе воды и (или) сбросе сточных вод в пределах установленных лимитов для:
- плательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, добычу драгоценных металлов, в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод - как сумму произведения фактического объема забора воды и (или) сброса сточных вод на ставки платы в размере 30 процентов от ставок платы, установленных законом субъекта Российской Федерации для категорий плательщиков, и произведения объема забора воды для нетехнологических нужд на ставку платы, установленную законом субъекта Российской Федерации для категорий плательщиков;
- плательщиков, забирающих воду для водоснабжения населения и других нужд - как сумму произведения фактического объема забора воды для водоснабжения населения, включая и сверхлимитный забор воды, на установленную Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" ставку платы в размере не свыше 60,0 рубля за одну тысячу кубических метров забранной воды и произведения фактических объемов забора воды для других нужд и сброса сточных вод на установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставки платы для категорий плательщиков;
- остальных плательщиков - как произведение фактического объема забора и (или) фактического объема сброса сточных вод на установленную законом субъекта Российской Федерации ставку платы.
При заборе воды и (или) сбросе сточных вод сверх установленных лимитов сумма платы определяется как сумма произведения фактических объемов забора воды и (или) сброса сточных вод в пределах установленных лимитов на установленные законом субъекта Российской Федерации ставки платы и произведения разницы между фактическими объемами забора воды и (или) сброса сточных вод и установленными лимитами на увеличенные в пять раз ставки платы, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации без учета предоставленных льгот.
Сумма платы за пользование водными объектами без изъятия водных ресурсов определяется как произведение фактических показателей соответствующего вида пользования водным объектом на установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставки платы.
Учитывая, что при использовании акватории водных объектов для лесосплава ставка платы устанавливается на каждые 100 километров сплава, сумма платы определяется как произведение объема сплавляемой древесины на установленную законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставку платы и на расстояние сплава леса, деленного на 100.
Для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ, ставки платы устанавливаются в тысячах рублей в год за один квадратный километр площади использования акватории водных объектов. Сумма платы определяется как произведение площади акватории используемых водных объектов на соответствующую ставку платы. Внесение платы производится равными долями каждый отчетный период (календарный квартал), независимо от количества месяцев использования акватории водных объектов.
При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) сумма платы для таких плательщиков определяется как сумма произведений фактических объемов по каждому виду пользования водными объектами на увеличенные в пять раз ставки платы по категориям плательщиков, установленные законом субъекта Российской Федерации.
Установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) для водопользователей производится специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда по каждому водному объекту, виду водопользования, использования забираемых вод. До получения в установленном порядке лицензий (разрешений) на водопользование (установления лимитов по каждому водному объекту, виду водопользования, использования забираемых вод) и представления их водопользователями налоговым органам весь объем водопользования рассматривается как безлицензионный.
Расчет сверхлимитного пользования водными объектами (при заборе и (или) сбросе воды) производится исходя из фактического объема водопользования и установленных месячных (годовых) лимитов.
Исчисление платы за пользование водными объектами в целях забора воды производится организациями и предпринимателями, имеющими водозабор на водном объекте.
Объем воды, забранной из поверхностных водных объектов, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых водопользователем в журнале первичного учета использования воды по состоянию на 1 число каждого месяца. На предприятиях, не имеющих водоизмерительных приборов, объем забранной воды по согласованию с территориальным органом МПР России временно, до установления приборов, может определяться как объем установленных лимитов водоснабжения, а также на основании учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, по времени работы и производительности насосов или по суммарному расходу электроэнергии, либо другими косвенными методами.
В случаях, когда водопользователь осуществляет забор воды не только для удовлетворения собственных нужд, но и для передачи другим водопотребителям, он вносит плату за весь объем, включая воду, переданную своим абонентам.
Объем сброса сточных вод, стоков животноводческих комплексов и ферм, рудничных и шахтных вод, сбросов из рыбоводных прудов, дренажных вод оросительных и осушительных систем и других видов стоков определяется на основании показаний измерительных приборов, отражаемых водопользователями в журнале первичного учета. При отсутствии измерительных приборов объем сточных вод и стоков определяется по нормам водоотведения, показателям работающих насосов, по расходу электроэнергии или другими косвенными методами, согласованными с территориальными органами МПР России.
При сбросе в водный объект сточных вод плательщик вносит плату за весь объем, включая сточные воды, принятые от своих абонентов, в том числе принятые в систему канализации от других абонентов.
В случае сброса дренажных, шахтных и карьерных вод для подтверждения их качества (объемов вод, концентрация вредных веществ в которых превышает (не превышает) концентрацию таких веществ в водоприемнике) плательщику необходимо не реже одного раза в отчетный период представлять в налоговый орган документы о качестве указанных сбрасываемых вод по сравнению с качеством воды в водоприемнике.
Для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций или сплав леса объем произведенной электроэнергии или сплавляемой древесины определяется по данным первичного учета.
По плательщикам, использующим акваторию водных объектов, площадь используемой акватории водного объекта определяется по данным лицензии (договора) и материалам проектной документации или другими методами, определяемыми органами, осуществляющими лицензирование пользования водными объектами.
Суммы платы за пользование водными объектами включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию с приложением расчетов по каждому виду использования забираемых вод при условии установления в связи с этим по ним разных ставок платы, а по месту пользования водными объектами - копии налоговой декларации.
Учет поступлений платы за пользование водными объектами по каждому водопользователю - плательщику ведется отдельно на карточках лицевых счетов по уровням бюджетов. Карточки лицевых счетов ведутся налоговыми органами по месту регистрации плательщика и месту пользования водными объектами.
При пользовании водными объектами, расположенными на территории двух или более субъектов Российской Федерации, часть суммы платы, направляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, вносится в бюджет субъекта Российской Федерации по месту государственной регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется водопользование (на территории которых находятся такие водные объекты). При этом доля поступлений сумм платы в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации определяется бассейновыми соглашениями между субъектами Российской Федерации или соглашением между законодательными (исполнительными) органами власти субъектов Российской Федерации.
Сумма платы зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся водные объекты.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или ее части, поступающей в их бюджеты.