Отбор клиентов аудиторскими фирмами. Чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, аудиторы и аудиторские фирмы должны иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов
Чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, аудиторы и аудиторские фирмы должны иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов.
Неудачный, непродуманный выбор клиента может привести к значительным финансовым и моральным издержкам, нанести ущерб имиджу фирмы и аудитора. Особенно важно иметь продуманную систему отбора клиентов аудиторскими фирмами в период становления рынка в Российской Федерации, когда значительное количество коммерческих структур нарушает действующие правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетностиКлиентов аудит-й фирмы можно условно разделить на несколько типов в зависимости от взаимоотношений «клиент-аудитор» в ходе аудиторской проверки:
· формально-официальный: клиенты этого типа не собир-ся устанав-ть с аудитором тесные контакты и требуют быстрейшего проведения аудит-й проверки;
· неформальный: клиенты устанавливают с аудитором тесный контакт и надеются на его помощь. В этом случае внешний аудитор выполняет некоторые функции внутр-го аудита и оказывает ряд сопутствующих услуг (консультации, анализ и т.п.).
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым субъектом, для чего изучают учред-ные документы, виды деят-ти, учетную политику орг-ии и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руков-ем и спец-ми орг-ции, проведение экспресс аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показ-ми, чтобы выявить масштабы деятельности орг-ии и результаты ее работы за исследуемый период.
К числу основных процедур отбора клиентов относятся:
· оценка характера отрасли;
· определение цели аудит-ой проверки у данного клиента и возможного использования ее рез-тов;
· выяснение особенностей руководителей;
· предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;
· оценка причины смены или смен аудиторов;
· знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах аудита;
· выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации финансовой отчетности потенциального клиента;
· получение рекомендаций (от различных организаций, профессионалов и т.д.);
· экспресс-анализ отчетности;
· предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и отчетности, текущими и предстоящими проблемами клиента;
· оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы (с учетом наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и т.д.).
На стадии предварит-го планир-я с руков-м эконом-го субъекта должны быть обсуждены и согл-ны также соответ-щие организац-ые вопросы, связ-е с созданием нормальных условий для работы и оплатой указанных услуг.
Большой осторож-и требует проверка тех орг-ций, у которых слож. сомнительная репутация. Поэтому, прежде чем закл. договор с такими орг-ями о проведении аудита, необходимо выяснить, кто их руководитель, учредители, уровень квалиф-ии учетно-финансовых работ-ов орг-.ции, каковы резу-ты предыдущих проверок в данной орг-ии (если, это возможно), получить сведения о формах и методах организации управления, учета, оценить эффективность системы внутрихоз-ого контроля и др.
Только в рез-те предварит-го изучения эконом-го субъекта можно определить примерный объем и трудоемкость предст-щих работ, а также продолжит-ть аудита. В соответствии с объемом работы, ее сложностью и продолжит-ью определяется стоимость аудита.
Получив письмо-предложение о проведении аудита, аудитор (аудиторская фирма) должен также проверить и соблюдение принципа независимости, закрепленного в настоящее время ст. 12 Закона «Об аудиторской деятельности.
Аудиторская проверка не может проводиться:
1)аудиторами, являющимися:
· учредителями;
· собственниками или акционерами;
· руководителями и иными должностными лицами проверяемого субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов).
2)аудиторскими фирмами в отношении экономических субъектов, являющихся:
· их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками;
· их дочерними предприятиями, филиалами и представительствами или имеющих в своем капитале долю аудиторской фирмы,
· а также аудиторскими фирмами, в отношении которых проверяемый субъект является:
· учредителем;
· собственником или акционером.
3) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по ведению бухгалтерского учета или составлению финансовой отчетности.
Если перечисленные обстоятельства будут выяснены после заключения договора на проверку или выдачи поручения, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается.
При умышленном сокрытии аудитором (ауд-кой фирмой) подобных обстоятельств заказчику возмещаются понесенные им расходы в связи с закл-ем договора, а лицензия аудитора может быть аннулирована.
По итогам предварит-го планирования аудит-я орг-я должна решить, согласна ли она работать с данным клиентом. На принятие этого решения влияют несколько факторов. Во-первых, ауд-ая орг-ия должна убедиться в принципиальной возможности проведения аудита. Во-вторых, аудитор должен оценить субъект-е факторы, влияющие на его желания работать с клиентом: репутация клиента, платежесп-ть и т.д. В-третьих, аудитор должен оценить наличие в своей орг-ии необходимых кадров.
Если по итогам предварит-го планиров-я аудит-ая орг-я и эконом-ий субъект пришли к соглаше-ю о возмож-и аудита и согласовали принцип-ные моменты его проведения, они должны перейти к док-му оформлению своих взаимоотношений.