Рыночная привлекательность
Рыночная привлекательность фирмы означает уровень доверия к ней со стороны фактических и потенциальных инвесторов, кредиторов, покупателей продукции. Это обобщающий термин для обозначения инвестиционной (в фирму выгодно вкладывать деньги на долгосрочной основе) и контрагентской (фирма аккуратно выполняет свои обязательства, а потому с ней возможны долгосрочные бизнес-отношения) привлекательности фирмы.
Стремление к повышению рыночной привлекательности фирмы проявляется в так называемой рыночной активности. Этот термин имеет различные интерпретации. С позиции компании, котирующей свои ценные бумаги на бирже, он означает комплекс мероприятий, способствующих стабильному ее положению на рынке капитала в плане динамики рыночных индикаторов. С позиции других компаний рыночная активность подразумевает контроль за динамикой рынка капитала, имеющий целью выявление общеэкономических и отраслевых тенденций, оценку положения основных конкурентов и (или) компаний, определяющих «погоду» в конкретном секторе производства товаров и услуг, формирование эффективного инвестиционного портфеля и др. Поэтому в развитой рыночной экономике подавляющее число компаний в той или иной степени связано с рынком капитала. Целесообразность общения с рынком (в плане мобилизации финансовых ресурсов, в спекулятивных целях, с позиции оценки конъюнктуры рынков и т. п.) оценивается по результатам анализа ряда финансовых индикаторов. Охарактеризуем наиболее значимые из них.
Доход (прибыль) на акцию(Earnings Per Share, EPS). Представляет собой отношение чистой прибыли, уменьшенной на величину дивидендов по привилегированным акциям, к общему числу обыкновенных акций. Именно этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акций, поскольку он рассчитан на широкую публику -владельцев обыкновенных акций. Рост этого показателя или, по крайней мере, отсутствие негативной тенденции способствуют увеличению операций с ценными бумагами данной компании, повышению ее инвестиционной привлекательности. Необходимо подчеркнуть, что повышение цены находящихся в обращении акций компании, естественно, не приносит непосредственного дохода эмитенту, вместе с тем этот процесс сопровождается косвенными доходами, например: растет доход от капитализации, что стимулирует действующих акционеров к реинве-
стированию прибыли в активы компании; возрастает резервный заемный потенциал компании; становится возможным размещать вновь эмитируемые ценные бумаги на более выгодной основе и т. п.
Коэффициент котируемости акции{Price/Earnings Ratio, Р/Е). Рассчитывается как частное от деления рыночной цены акции на доход на акцию. Коэффициент Р/Е служит индикатором спроса на акции данной компании, поскольку показывает, как много согласны платить инвесторы в данный момент за один рубль прибыли на акцию. Относительно высокий рост этого показателя в динамике указывает на то, что инвесторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению с другими. Акции компаний (или отдельных сегментов рынка, или рынка в целом) с низким значением индикатора Р/Е могут рассматриваться как объект выгодного приобретения (естественно, если есть ожидания, что динамика доходов компании будет нарастать), считается, что акции относительно дешевы. Этот показатель уже можно использовать в пространственных (межхозяйственных) сопоставлениях. Компаниям, имеющим относительно высокое значение коэффициента устойчивости экономического роста, характерно, как правило, и высокое значение показателя Р/Е. Значение Р/Е может ощутимо варьировать по странам, рынкам: в настоящее время на мировых финансовых рынках Р/Е варьирует в пределах 10—12. В истории были ситуации, когда значение Р/Е было очень высоким (например, в Китае оно достигало 60), что впоследствии привело к падению рынка. Иными словами, неоправданно высокий рост коэффициента Р/Е в целом на финансовом рынке обычно свидетельствует о разрастании «финансового пузыря».
Дивидендная доходность акции(Dividend Yield) выражается отношением дивиденда, выплачиваемого по акции, к ее рыночной цене. В компаниях, расширяющих свою деятельность путем капитализирования большей части прибыли, значение этого показателя относительно невелико. Дивидендная доходность акции характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы. Это прямой эффект. Есть еще и косвенный (доход или убыток), выражающийся в изменении цены на акции данной фирмы и характеризующийся показателем капитализированной доходности.
Дивидендный выход(Dividend Payout) рассчитывается путем деления дивиденда, выплачиваемого по акции, на прибыль на акцию. Наиболее наглядное толкование этого показателя — доля чистой прибыли, выплаченная акционерам в виде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики фирмы. С этим показателем тесно связан коэффициент реинвестирования прибыли, характеризующий ее долю, направленную на развитие производственной деятельности. Сумма значений показателя дивидендного выхода и коэффициента реинвестирования прибыли равна единице.
Коэффициент рыночной оценки акции(Market-to-Book Ratio) есть отношение рыночной цены акции к ее книжной (учетной) стоимости.
Раздел III. Корпоративные финанс|
гпава 13. Анализ и планирование в системе управления финансами фирмы
(13.2) |
Книжная стоимость характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию. Таким образом, она складывается из номинальной стоимости (т. е. стоимости, проставленной на акции, по которой она учтена в акционерном капитале), доли эмиссионной прибыли (накопленной разницы между рыночной ценой проданных акций и их номинальной стоимостью) и доли накопленной и вложенной в развитие фирмы прибыли. Значение коэффициента рыночной оценки больше единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на эту акцию на данный момент.
Коэффициент Тобина(или ^-отношение, <y-ratio)представляет собой рыночную характеристику инвестиционной привлекательности фирмы. Логически этот индикатор тесно связан с предыдущим коэффициентом; различие в том, что при расчете коэффициента котировки акции используется отчетный баланс, т. е. учетные цены, тогда как коэффициент Тобина полностью ориентируется на рыночные цены. Этот показатель является основным в арсенале профессиональных рейдеров, выявляющих недооцененные на фондовом рынке фирмы с целью их враждебного поглощения.
Известны два подхода к его исчислению: в первом случае сопоставляются рыночная капитализация фирмы и величина ее чистых активов в рыночной оценке; во втором случае сравниваются совокупная рыночная цена акций и облигаций фирмы с восстановительной стоимостью активов фирмы, очищенной от краткосрочных обязательств (формулы 13.1 и 13.2 соответственно):
MVS + MVd RC„ '
где MVS — совокупная рыночная цена акций фирмы, т. е. ее рыночная капитализация;
MV„a — величина чистых активов в рыночной оценке;
MVd — рыночная стоимость долговых обязательств фирмы;
RCa — текущая рыночная стоимость активов фирмы, очищенная от краткосрочных обязательств.
Первый алгоритм, являющийся основным в финансовой аналитике, построен с позиции собственников фирмы. В числителе показана текущая рыночная стоимость фирмы, понимаемой как обычный товар, продающийся на рынке; в знаменателе — та стоимость, которая теоретически достанется собственникам фирмы в случае ее ликвидации и распродажи активов по частям. Фирма — не есть «некий набор активов»; она представляет собой некий самостоятельный субъект бизнес-отношений, стоимостная оценка которого (с позиции собственников) ни в коем случае не может быть сведена к оценке чистых активов. Любая успешно
работающая фирма обладает гудвиллом, т. е. некоторым нематериаль-HbiM активом, представляющим собой фактор генерирования дополнительных доходов1. Этот фактор не отражен в балансе, но, безусловно, учитывается рынком. Отсюда следует очевидный вывод — для успешно функционирующей фирмы числитель дроби должен превосходить ее знаменатель. Чем больше расхождение, т. е. чем больше значение коэффициента Тобина превосходит единицу, тем более перспективной рассматривается рынком фирма. Напротив, значение q-отношения, существенно меньшее единицы, означает, что возможна банальная операция, сулящая прибыль, — приобретение фирмы с последующей распродажей ее активов2.
Второй алгоритм строится с позиции инвесторов, т. е. собственников фирмы и лендеров. Дело в том, что в экономическом смысле разницы между финансированием фирмы собственниками и лендерами нет — в обоих случаях фирме предоставляются ресурсы на долгосрочной основе. Поэтому существует еще одна рыночная оценка — так называемая совокупная рыночная стоимость фирмы; она и представлена в числителе дроби. Что касается знаменателя, то здесь представлена рыночная оценка активов фирмы, очищенная от краткосрочных обязательств. Вновь имеем ту же закономерность: для успешно функционирующей фирмы значение ^-отношения должно быть больше 1. Если q < 1, то это первый признак того, что фирма может стать объектом враждебного поглощения (подробнее см. в работе [Ковалев, 2007(6), с. 848-851]).
Финансовое планирование
Планирование входит в число общих функций управления, имманентно присущих любой функционирующей социально-экономической системе. Именно в рамках планирования разрабатываются дерево целей и система мероприятий по их достижению, служащие индикаторами успешности работы предприятия в целом с позиции его собственников. В зависимости от уровня планирования эти цели и мероприятия могут иметь различное наполнение, количественное выражение, степень обобщения (детализации) и др.
Необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим некоторые из них, являющиеся, по нашему мнению, ос-
1 Подробно о гудвилле (в отечественной литературе иногда используют термин
«Деловая репутация») см. в работе [Ковалев, 2007(6), с. 303—329].
2 Данная операция, осуществляемая рейдерами путем скупки контрольного паке
та акций, как раз и представляет собой враждебное поглощение фирмы в классическом
(но не криминальном!) его понимании. Враждебность здесь трактуется с позиции
т°ч-менеджеров фирмы, поскольку смена собственника (даже если не произойдет лик
видация фирмы) почти наверняка означает и смену знаковых фигур ее управленческо-
1X1 персонала.
Раздел III. Корпоративные финат
Глава 13. Анализ и планирование в системе управления финансами фирмы 471
новными: неопределенность будущего; координирующая роль плана; оптимизация экономических последствий; ограниченность ресурсов.
В любой компании разрабатывается множество планов, однако основными из них являются стратегический, производственный и финансовый; первый разрабатывается в системе стратегического планирования, два других — в основном в системе оперативного планирования. Что касается системы тактического планирования, то здесь, как правило, речь идет о локальных бизнес-планах по развитию действующих и разработке новых производственных линий и производств. И в стратегическом плане, и в локальном бизнес-плане тем не менее обязательно присутствуют более или менее детализированные финансовые разделы, включающие данные о предполагаемых инвестициях, объемах реализации в стоимостном выражении, основных параметрах расходов и затрат, рентабельности и др. Целесообразность обособления такого раздела в самостоятельный финансовый план зависит от различных факторов.
В зависимости от вида и масштабов деятельности предприятия финансовый план может структурироваться по-разному. Вместе с тем несложно выделить три блока, являющихся, по сути, инвариантными для любой системы планирования. Они определяются очевидными посылами о том, что финансовый план должен давать прогнозную оценку: а) будущего финансового состояния; б) баланса доходов и расходов; в) движения денежных средств. Эти оценки формируются в виде так называемых бюджетов1. Каждый из бюджетов не только дает представление о будущем финансовом положении, но и в известном смысле задает ориентиры (плановые задания) по основным показателям.
Бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс).Дает прогнозную оценку финансового состояния предприятия. Необходимо спрогнозировать остатки по основным балансовым статьям: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность, долгосрочные пассивы и др. Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму, представляющему собой, по сути, мини-баланс:
1 Заметим, что какого-либо строгого и общепринятого разграничения понятии план и бюджет нет. В частности, достаточно распространен подход, согласно которому план — это более объемлющее понятие, нежели бюджет, поскольку он включает в себя весь определенным образом упорядоченный спектр действий, направленных на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных, количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформа-лизуемых процедур. Бюджет — это более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, причем, как правило, в стоимостном выраЖе' нии. Таким образом, здесь акцент делается, во-первых, на доминанту стоимостной компоненты в бюджетировании и, во-вторых, на существенно большую определенность, проработанность и детализированность бюджета.
. статья актива: Ве = Bh + Td - Тс,
статья пассива: Ве = Bb+ Тс— Td , где Ве — конечное сальдо (расчетная величина);
Вь — начальное сальдо (из отчетности);
Тс — оборот по кредиту (прогнозная оценка);
Td — оборот по дебету (прогнозная оценка).
В частности, для любой статьи раздела «Дебиторы» оборот по дебету представляет собой прогнозную оценку продажи товаров по безналичному расчету с отсрочкой платежа; оборот по кредиту — прогноз поступлений от погашения дебиторской задолженности.
Бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках).Нужно рассчитать прогнозные значения: объема реализации, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов, т. е. бюджетов, определяющих производственную деятельность (бюджет продаж, бюджет запасов сырья, бюджет прямых расходов и др.). Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту.
Бюджет денежных средств (прогнозный отчет о движении денежных средств).В данном случае речь не идет о распространении структуры одноименной отчетной формы на результаты прогнозного анализа. Имеется в виду, что при составлении финансового плана в требуемой временной градации будут приведены систематизированные данные о притоках и оттоках денежных средств в планируемом периоде. Необходимость таких оценок достаточно очевидна. Например, в соответствии с бизнес-планом предприятие предполагает в конце третьего квартала «-го года приобрести дорогостоящую технологическую линию. Прогнозная форма как раз и должна удостоверить, что предприятие будет к этому времени обладать требуемой суммой денежных средств.
Планирование и бюджетирование теоретически осуществляются с различной степенью гибкости и вариабельности исходных параметров и (или) целевых показателей; в частности, возможны два варианта действий: а) установление плановых заданий, следование которым должно быть неукоснительным; б) установление коридоров возможного варьирования факторов (целевых показателей) с последующей корректировкой значений корреспондирующих показателей. Именно второй вари-ант представляется предпочтительным для крупных многопрофильных производств, имеющих резервы мощностей и различные варианты их Использования в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка, ^тот вариант реализуется с помощью системы гибкого бюджетирования {flexible budgeting). Гибким называется бюджет, обладающий следующими характеристиками: 1) выбран целевой показатель (в принципе,
Раздел III. Корпоративные финансы
Глава 13. Анализ и планирование в системе управления финансами фирмы
возможна идентификация нескольких показателей), к которому «привязываются» другие значимые факторы; 2) заданы формальные зависимости между целевым показателем и основными зависимыми факторами; 3) предусмотрена система имитационного моделирования, в которой задание различных значений целевого показателя приводит к формированию многовариантных бюджетов; 4) предусмотрена система обратной связи, позволяющая вносить текущие корректировки в совокупность бюджетов. В качестве целевого показателя чаще всего берется объем производства (в натуральных единицах); в принципе возможна ситуация, когда отдельные параметры «привязаны» к различным базам (подобное необходимо, например, для распределения отдельных видов накладных расходов). Кроме того, изначально задается некий базисный вариант значений основных параметров, отклонениями от которых варьируют в ходе имитационного моделирования. Подробнее о планировании и бюджетировании см. в работах [Ковалев, 2007(6), с. 394—435; Лихачева].