Базовые направления и методы анализа финансовых результатов
В условиях рыночных отношений целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования фирмы по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития фирмы и укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности.
Прибыль обеспечивает фирме возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников фирмы. Прибыль является также основным источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности деятельности фирмы, степени ее надежности и финансового благополучия.
Анализ финансовых результатов деятельности фирмы включает в качестве обязательных элементов:
исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;
исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;
изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов;
выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка.
Анализ уровня динамики и структуры финансовых результатов. Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности предприятия.
Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг); реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности; прочих внереализационных операций.
При анализе динамики показателей прибыли в первую очередь оценивается рост показателей прибыли за анализируемый период, затем отмечаются положительные и негативные изменения в динамике финансовых результатов.
При анализе структуры прибыли отчетного периода необходимо проанализировать удельный вес ее отдельных составляющих. Позитивным считается высокий удельный вес прибыли от продаж продукции. На предприятиях, испытывающих финансовые трудности, в составе прибыли до налогообложения, как правило, высока доля внереализацио-ных доходов. Такие предприятия обеспечивают самофинансирование реализацией собственного имущества или сдачей его в аренду.
18. Анализ финансовой отчетности: состав и методы анализа.
Целью анализа финансовой отчетности является определение наиболее эффективных путей достижения прибыльности компании, а основными задачами является анализ доходности и оценка финансовых рисков предприятия.
Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия.
Финансовый анализ, основывающийся на данных бухгалтерской отчетности, носит характер внешнего анализа, т.е. проводимого за пределами предприятия.
Основное содержание внешнего финансового анализа составляет:
анализ абсолютных показателей прибыли; анализ относительных показателей рентабельности; анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия; анализ эффективности использования заемного капитала; рейтинговая оценка финансового состояния предприятия.
Аналитическая работа может проводиться в два этапа:
− предварительная оценка или экспресс-анализ финансового со-
стояния;
− детализированный анализ финансового состояния.
Целью экспресс-анализа является простая оценка финансового положения и динамики развития предприятия. Осуществляется это путем "чтения" отчетности, на основе чего делаются выводы об основных источниках привлечения средств предприятием, направлениях их вложения, об основных источников полученной прибыли и т. д.
Детализированный анализ конкретизирует, дополняет и расширяет экспресс-анализ. Сначала надо сформировать аналитический баланс.
Далее проводим анализ финансового состояния предприятия. Все показатели, используемые в России для финансового анализа, образуют несколько групп:
1.Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности.
2. Показатели оценки эффективности управления.
3. Показатели деловой активности предприятия.
4. Показатели оценки платежеспособности предприятия.
5. Показатели оценки финансовой устойчивости предприятия.