В смету (приблизительную), расчеты;
Ш сроки возврата вложений и доход инвестора.
В случае необходимости возможен следующий уровень конкретизации программы — так называемая «логистика» — перечень организационных, коммерческих, научно-технических, производственных, сбытовых и т. д. мероприятий, составляющих последовательность конкретных операций и событий по реализации проекта. Логистику полезно представить в виде сетевого плана (сетевого графика).
Однако следует помнить, что в основе оперативных планов и бизнес-планов лежат факторы, образующие ЗДА и маркетинговый комплекс. И без анализа этих факторов, характеристики их динамики, перспектив невозможна выработка программы работы. Причем среди этих факторов можно выделить основные группы, решение по каждой из которых может быть выделено в самостоятельную стратегию. Речь идет о таких группах факторов, как товарный комплекс, цены, сбыт и комплекс
6. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
продвижения (стимулирование рынка и среды, реклама, public relations, управление сопротивлением и т. п.). По-английски эти 4 группы факторов называют «4Р»: Product, Price, Place, Promotion. Таким образом, можно говорить соответственно о четырех основных маркетинговых стратегиях: товарной, ценовой, сбытовой и продвижения.
Каждая из них предполагает методы анализа и разработки, к рассмотрению которых мы и переходим.
в Ч ТОВАРНАЯ СТРАТЕГИЯ
Разумеется, маркетинговая стратегия фирмы предполагает продать как можно больше своих товаров потребителю, продать эти товары новым потребителям, разработать и продать новые товары. Но целью фирмы не может быть просто получение прибыли. В этом плане только у рэкета, наркобизнеса и проституции нет и не может быть конкуренции по «уровню рентабельности».
Деловая активность каждой фирмы связана с конкретным товаром, удовлетворяющим конкретные человеческие и социальные потребности. Поэтому товар, как все то, что
может удовлетворять чьи-то
.мои»* ремонт ^Y| | потребности и предлагаться
Услуги
гарантииjfl РЫНКУ для привлечения вни-
v™™ -">» мания, приобретения, потреб-
ления или использования, является центральным звеном
Марка
Упаковка и оформление
Свойства товара
Реальный товар
________________■_ -у л
ч ::\ х
ИДЕЯ ТОВАРА |___МI I
........................>;.;-■•"-■■■-•■ I Эч
качество mg любой деловой активности.
Как говорят американцы, это гвоздь, на котором висит вся шляпа.
Как уже говорилось, това-
J"" ром могут быть физические
Уровни зрелости товара объемы (продукты, изделия),
услуги, лица («звезды», исполнители, политики, ученые, производители), места (памятники культуры, места отдыха, туризма и т. п.), организации, идеи, проекты. Причем все эти товары могут иметь три основных уровня зрелости, т. е. готовности к реализации и предложению рынку (рис. 19):
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1. Уровень товарной идеи — фактически, замысел товара.
2. Уровень товара в реальном исполнении. Т. е. товар + его свойства и особенности + упаковка + оформление + качество + марочное (фирменное) название + + марка (знак — имя, символ, эмблема, этикетка, а также правовая защита). Весь этот комплекс не обязательно может быть реализован полностью. Речь идет о своеобразной «матрешке» или «кочане» дополнения и облачения товара все более развитыми рыночными компонентами.
3. Уровень товара с подкреплением, т. е. товар + доставка + услуги + гарантии (выгоды) + сервис + монтаж + . + ремонт.
Уже из такой общей характеристики товарного комплекса очевидно, что товарная стратегия как определение товарной номенклатуры (системы ассортиментных групп товаров) фирмы — центральный момент выработки общей стратегии.
ИДЕЯ ТОВАРА
Фирма может выходить на рынок с качественно новым, не имеющим аналогов товаром, на который еще не было спроса. Очень редкая ситуация — принципиально новые товары появляются исключительно редко. Чаще речь идет о коренном усовершенствовании традиционного товара. Еще чаще — о простом усовершенствовании, модификации. Иногда фирма прибегает к выходу со старым товаром на новый рынок. Но откуда берутся идеи товаров, новых товаров или их модификации? Основных источников товарных идей всего три.
1. Конкуренты. Это главный источник идей и информации.
Аналоги, перехваты идеи, альтернативные проекты, сервисное дополнение — все они имеют источником опыт конкурентов.
2. Потребители. Идея нового товара или модификации часто возникает в результате изучения потребителя. К этому источнику зачастую сводят маркетинговый анализ, что вряд ли правомерно. Часто фирме проще действовать, опираясь на опыт конкурентов (стратегия «второго»). Кроме того, идея принципиально нового товара никак не может
в. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 19.Э14 4
возникнуть при изучении нужд потребителя — у того просто нет такой потребности, ее еще предстоит формировать. 3. Производитель. Идеи производителя, продиктованные научно-техническими разработками, технологическими возможностями, чаще всего являются источником принципиально новых товаров. Но и в других случаях, в конечном счете, как идеи потребителя, так и конкурентов, реализуются только становясь идеей производителя. И наоборот — любая творческая фантазия так или иначе, но проходит проверку потребителем и конкурентами. Любая товарная идея, таким образом, проходит несколько стадий реализации:
Ш поиск идеи товара (идеи конкурентов, потребителя и производителя),
II отсев идеи и выбор главной,
Ш разработка программы,
Ш изготовление и рыночная апробация,
Ш тестирование качества и сертификация,
11 оформление, упаковка и маркировка,
Ш подготовка рынка сбыта и рекламная кампания,
II масштабное производство и активный выход на рынок. Но можно ли уменьшить возможный риск? Как принять наименее ошибочное решение? Этому служат специальные технологии и методики.
ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА К ТОВАРУ
Делать то, что будет продаваться, значит производить товар и оказывать услуги, которые будут соответствовать требованиям рынка.
Изучение требований рынка к товару включает в себя: II сегментацию рынка, т. е. выделение групп потребителей данной ЗДА; Ш понимание (характеристика) потребителя, его социально-психологических особенностей, мотиваций; Ш анализ фирменной структуры рынка, прежде всего — наличия конкурентов и особенностей их деятельности;
11 формулирование требований к качеству товара — стандартных, потребительских, конструктивных;.
11 рассмотрение возможностей обеспечения патентной чистоты товара.