Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета

Срок внесения Правительством РФ проекта федерального бюджета в Государственную Думу – не позднее 1 октября текущего года. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

Центральный банк Российской Федерации не позднее 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.

Предварительно указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям статьи 192 настоящего Кодекса.

Совет Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о принятии законопроекта к рассмотрению Государственной Думой либо о возврате его на доработку Правительству РФ. В этом случае Правительство РФ обязано доработать законопроект и со всеми необходимыми документами и материалами представить его в Государственную Думу в десятидневный срок.

Далее проект закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Порядок рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете утвержден БК РФ, в соответствии с которым проект рассматривается в четырех чтениях. При этом установлено, что некоторые федеральные законы должны быть приняты еще до рассмотрения последнего в первом чтении, другие – до рассмотрения последнего во втором чтении.

Первое чтение – этап, на котором заслушиваются доклад Правительства РФ и содоклады профильных комитетов Государственной Думы, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ. Указанный этап длится 30 дней. В случае возникновения разногласий на данном этапе БК РФ предусмотрены следующие варианты решений:

• законопроект передается в согласительную комиссию;

• возвращается на доработку Правительству РФ;

• может быть поставлен вопрос о доверии Правительству РФ.

Второе чтение – этап, на котором утверждаются более детальные показатели расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. В случае разногласий может образовываться согласительная комиссия. Государственная Дума рассматривает во втором чтении законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

Третье чтение – самый ответственный этап. Происходит рассмотрение проекта с дальнейшей конкретизацией показателей по всем уровням функциональной классификации. Государственная Дума рассматривает в третьем чтении законопроект в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

Четвертое чтение (15 дней). На этом этапе Государственная Дума рассматривает акт о федеральном бюджете в целом. Никаких поправок здесь уже не вносится. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, где он рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Совет Федерации рассматривает представленный закон в течение 14 дней на предмет его одобрения в целом. В случае отклонения указанный федеральный закон передается в согласительную комиссию, в случае одобрения – в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания.

В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. После преодоления разногласий в порядке, предусмотренном БК РФ, федеральный закон о федеральном бюджете подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию в средствах массовой информации.

Наши рекомендации