Этапы разработки БП и его содержания
Стадии разработки БП в торговле
I. Организационно - постановочная стадия (цели, на достижение которых будет направлена разработка и реализация БП)
1.1.постановка цели разработки БП - цели, формируемые в БП, зависят от специфики вида деятельности и могут иметь следующие выражения:
--предоставление необходимых обществу товаров и услуг
--достижение передовых позиций в отрасли и на рынке
--накопление необходимых средств для развития бизнеса
--увеличение доли рынка (с указанием конкретного значения)
--повышение качества выпускаемой продукции и качества оказываемых услуг
--сокращение обслуживания клиентов и покупателей с указанием конкретного количества времени
--выход на новые рынки сбыта поставщиков и покупателей
--снижение затрат на единицу времени (с указанием конкретного значения)
--реализация новых товар или услуг
Ограничения выбора цели:
-внешние (законодательные нормы инфляционные воздействия, конкуренты, состояние экономической конъюнктуры и доходов населения)
-внутренние (уровень расходов, производственная мощность, состояние маркетинговой деятельности, наличие капитала).
1.2состав группы разработки БП (руководитель, главные специалисты, маркетологи) При самостоятельной разработке БП организация получает преимущества:
--руководитель и его команда обладает возможностью досконально изучить проблемы организации
--руководитель располагает объективной информацией о реальном финансовом состоянии организации
--торговая организация экономит на оплате услуг консалтинговым организациям
II. Информационно-аналитическая стадия (выявляются источники получения и подбирается вся необходимая информация). Необходимо:
--изучить потребностей клиентов нашего рынка и сильные и слабые стороны конкурентов
--оговорить круг пользователей БП
Каждая торговая организация самостоятельно принимает решения об источниках и методах получения информации, содержании и характере применения. Критерий при таком выборе выступает принцип соответствия затрат времени и ресурсов на сбор и обработку информации с полученной значимостью информационного ресурса для БП.
Сбор исходной информации
Выбор методики расчета и компьютерных систем
III. Непосредственная разработка БП - устанавливается общая структура БП
Обоснование структуры БП
Ключевые разделы БП: Резюме, Характеристика организации и стратегия ее развития, Анализ рынков сбыта и стратегия маркетинга, Производственный план, Календарный план, Организационный план, Инвестиционный и инновационный план, Финансовый план, Оценка риска и страхование, Приложения.
Систематизация информации в рамках каждого раздела.
Написание БП.
Не следует отражать в БП:
=Нереалистичные прогнозы, не соответствующие специфике сложившейся рыночной ситуации
=Нельзя недооценивать трудности развития бизнеса и существующую конкуренцию
=Нельзя предполагать, что читатели знают технический лексикон вашего бизнеса
=Нельзя включать длинные и чересчур узкие технологические термины
=Нельзя включать в план информацию высоко конфиденциального статуса
=Нельзя избегать обсуждения риска, сопутствующего бизнесу
Разработка БП требует:
1.Oределение финансовой устойчивости организации в условиях конкуренции
2.Создание систематизированной аргументации проекта
3.Установление ориентиров для предпринимателя при организации производства и продажи новых товаров и продукции
4.Проведение критической оценки собственных возможностей организации
IV. Утверждение БП
Оформление 2. проведение внешней экспертизы 3.утверждение варианта БП 4. презентация БП
Практика выработала негласные правила утверждения и презентации БП:
1.БП должен хорошо читаться, быть выверенным и хорошо отпечатанным
2.Какой бы сложной по масштабу не была бы деятельность организации, приведенные в БП расчеты, схемы, таблицы не должны быть очень пространными, а должны иметь комментарии
3.Ваш план должен отражать возможность организации выйти на прибыльный рынок, а представленные финансовые прогнозы должны быть детализированные на столько, насколько, это реально отвечает рыночной ситуации и интересам ваших пользователей.
4.БП должен отражать силу и знания управленческой команды, участвующей в его написании
5.Объем БП должен быть разумным и соответствовать глубине выбранных целей (от 20 до 40 стр.)
Проведение внешней экспертизы целесообразно, если затраты экономические и времени не приведут к потери идей и ее востребованности.
Презентация необходима для того, чтобы убедить потенциальных кредиторов и инвесторов в том, что БП хорошо, а вы и ваша команда обладает необходимыми для достижения успеха качествами.
Методическое обеспечение бизнес-планирования.
1.Методы стратегического и конкурентного анализа
- STEEP – анализ, используется для оценки общей окружающей среды, оказывающей влияние на к/сп организации.
S – социальный сегмент;T – технологический сегмент;E – экономический сегмент; E – экологический сегмент;P – политический, юридический сегмент.
Этот метод используется для выявления важных факторов внешней среды, оценить их позитивное, негативное воздействие на организацию и способствовать разработке конкурентной стратегии.
Процесс анализа водится к следующему:
1.понять анализируемый сегмент окружающей среды и выявить воздействие на организацию;
2. понять взаимосвязи между выявленными тенденциями
3. соотнести тенденции между собой и выявить разногласия
4. спрогнозировать будущее направления разногласий
5.сделать выводы.
- SWOT-анализ – его применение включает два этапа:
1. идентификация, анализ и ранжирование стратегических проблем и факторов окружающей среды
2. выявление стратегического соответствия внутренних возможностей организации и внешних условий окружающей среды.
- иные методы анализа (отраслевой, стратегических групп, стоимостных цепочек, конкурентный, потребителей)
2. Методы прогнозирования:
- субъективные – качественные, основанные на интуиции ( репрезентативный опрос, опрос экспертов)
- объективные – количественные
- эвристические – основаны на эмпирических данных и экстраполяции тенденций
- аналитические - причинно - следственные, прогнозирующие спрос в зависимости от выявленных факторов.
1.Методы планирования:
- балансовый
- нормативный
- расчетно-аналитический
- календарного планирования
- имитационного моделирования
2. Методика ЮНИДО
Основана на принципах:
1.моделирование потоков продукции, ресурсов, денежных средств;
2. приведение будущих расходов, доходов к текущей стоимости;
3. оценка эффективности проекта по средствам сопоставления потенциальных результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы доходности;
4. учет неопределенностей и рисков, связанных с осуществлением проекта.
В настоящее время существуют методики других организаций: всемирного банка, европейского банка реконструкции и развития, международные консультационно-аудиторские фирмы.