II. Факторный анализ рентабельности
Расчет влияния изменения цены и себестоимости продукции на рентабельность можно определить методом цепных подстановок:
1. Расчет изменения рентабельности продаж за счет роста выручки от реализации (ΔВР):
ВР1 – Со - ВРо - Со
ΔВР = ВР1 ВРо,
где ВРо и ВР1 – выручка от реализации продукции в базисном и отчетном периодах;
Со – себестоимость реализованной продукции в базисном периоде.
2. Расчет изменения рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости реализации (ΔС):
ВР1 – С1 - ВР1 - Со
ΔС = ВР1 ВР1,
где Со и С1 – себестоимость реализованной продукции в базисном и отчетном периодах.
3. Общее влияние двух факторов : ΔВР + ΔС.
Другим важным аспектом анализа является изучение взаимосвязи между показателями рентабельности продаж и оборачиваемости активов:
Ра = БП/А = (ВР/А)*(БП/ВР),
где Ра – рентабельность активов,%;
БП – бухгалтерская прибыль;
А – средняя стоимость активов за расчетный период;
ВР – выручка от реализации продукции (объем продаж).
Для проведения анализа необходимо заполнить таблицу 3.
Таблица 3
Исходные данные для факторного анализа рентабельности активов
Показатели | Базисный год | Отчетный год | Отклонения (+,-) |
1. Выручка от реализации, т.руб. | |||
2. Средняя стоимость активов, т.руб. | |||
3. Бухгалтерская прибыль, т.руб. | |||
4. Оборачиваемость активов, (1:2), число оборотов | |||
5. Рентабельность продаж (3:2*100), % | |||
6. Рентабельность активов (4*5), % |
На основании данных провести факторный анализ рентабельности активов на основании следующих формул:
1. Изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости:
ΔРа (ΔОа) = (Оа1 – Оао) * Р1,
где ΔРа (ΔОа) – изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости, %,
Оа1 и Оао – оборачиваемость активов в базисном и отчетном периодах,
Р1 – рентабельность продаж в отчетном периоде, %.
2. Изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж:
ΔРа (ΔРп) = (Ра1 – Рао)*Оао,
где ΔРа (ΔРп) – изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж, %,
Ра1 и Рао – рентабельность продаж в базисном и отчетном периодах, %.
3. Общее влияние двух факторов: ΔРа (ΔОа) + ΔРа (ΔРп).
По данным финансовой (бухгалтерской) отчетности провести факторный анализ рентабельности предприятия на основании цены и себестоимости и на основании оборачиваемости активов. Используя полученные знания, а также предыдущий анализ предприятия, предложить свои мероприятия по повышению уровня рентабельности анализируемого предприятия за счет влияния того или иного показателя. Решение оформить в произвольной форме.
Контрольные вопросы
- Укажите задачи проведения анализа рентабельности предприятия.
- Опишите цели проведения анализа рентабельности предприятия.
- Укажите задачи проведения факторного анализа предприятия.
- Опишите цели проведения факторного анализа рентабельности.
- Перечислите показатели рентабельности предприятия и методику их расчета.
- Перечислите показатели, оказывающие влияние на уровень рентабельности.
- Опишите методику проведения факторного анализа рентабельности предприятия.
Литература
Основная
1. Банк В.Р. и др. Финансовый анализ: учеб.пособие.-М.:ТК Велби, Проспект, 2005 (Гриф.)
2. Ковалев В.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник. – М.:ТК Велби, Проспект, 2005, (Гриф.)
3. Финансовый менеджмент: учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Под ред. Н.И.Берзона. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Дополнительная
4. Бочаров В.В.Финансовый анализ. – СПб.:Питер, 2007.
5. Анализ финансовой отчетности: практикум/ Л.В.Донцова, Н.А.Никифорова.-М.:ИКЦ «Дело и Сервис», 2008.
6. Лиференко Г.Н.Финансовый анализ предприятия: Учебное пособие / Г.Н.Лиференко. М.: Издательство «Экзамен», 2005.
7. Артеменко В.Г.Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для студентов/ В.Г.Артеменко, В.В. Остапова.- Москва: Издательство «Омега-Л», 2007.
7.Законодательные акты.
8.Периодические издания: Финансовый вестник.