II. Факторный анализ рентабельности

Расчет влияния изменения цены и себестоимости продукции на рентабельность можно определить методом цепных подстановок:

1. Расчет изменения рентабельности продаж за счет роста выручки от реализации (ΔВР):

ВР1 – Со - ВРо - Со

ΔВР = ВР1 ВРо,

где ВРо и ВР1 – выручка от реализации продукции в базисном и отчетном периодах;

Со – себестоимость реализованной продукции в базисном периоде.

2. Расчет изменения рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости реализации (ΔС):

ВР1 – С1 - ВР1 - Со

ΔС = ВР1 ВР1,

где Со и С1 – себестоимость реализованной продукции в базисном и отчетном периодах.

3. Общее влияние двух факторов : ΔВР + ΔС.

Другим важным аспектом анализа является изучение взаимосвязи между показателями рентабельности продаж и оборачиваемости активов:

Ра = БП/А = (ВР/А)*(БП/ВР),

где Ра – рентабельность активов,%;

БП – бухгалтерская прибыль;

А – средняя стоимость активов за расчетный период;

ВР – выручка от реализации продукции (объем продаж).

Для проведения анализа необходимо заполнить таблицу 3.

Таблица 3

Исходные данные для факторного анализа рентабельности активов

Показатели Базисный год Отчетный год Отклонения (+,-)
1. Выручка от реализации, т.руб.      
2. Средняя стоимость активов, т.руб.      
3. Бухгалтерская прибыль, т.руб.      
4. Оборачиваемость активов, (1:2), число оборотов      
5. Рентабельность продаж (3:2*100), %      
6. Рентабельность активов (4*5), %      

На основании данных провести факторный анализ рентабельности активов на основании следующих формул:

1. Изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости:

ΔРа (ΔОа) = (Оа1 – Оао) * Р1,

где ΔРа (ΔОа) – изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости, %,

Оа1 и Оао – оборачиваемость активов в базисном и отчетном периодах,

Р1 – рентабельность продаж в отчетном периоде, %.

2. Изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж:

ΔРа (ΔРп) = (Ра1 – Рао)*Оао,

где ΔРа (ΔРп) – изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж, %,

Ра1 и Рао – рентабельность продаж в базисном и отчетном периодах, %.

3. Общее влияние двух факторов: ΔРа (ΔОа) + ΔРа (ΔРп).

По данным финансовой (бухгалтерской) отчетности провести факторный анализ рентабельности предприятия на основании цены и себестоимости и на основании оборачиваемости активов. Используя полученные знания, а также предыдущий анализ предприятия, предложить свои мероприятия по повышению уровня рентабельности анализируемого предприятия за счет влияния того или иного показателя. Решение оформить в произвольной форме.

Контрольные вопросы

  1. Укажите задачи проведения анализа рентабельности предприятия.
  2. Опишите цели проведения анализа рентабельности предприятия.
  3. Укажите задачи проведения факторного анализа предприятия.
  4. Опишите цели проведения факторного анализа рентабельности.
  5. Перечислите показатели рентабельности предприятия и методику их расчета.
  6. Перечислите показатели, оказывающие влияние на уровень рентабельности.
  7. Опишите методику проведения факторного анализа рентабельности предприятия.

Литература

Основная

1. Банк В.Р. и др. Финансовый анализ: учеб.пособие.-М.:ТК Велби, Проспект, 2005 (Гриф.)

2. Ковалев В.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник. – М.:ТК Велби, Проспект, 2005, (Гриф.)

3. Финансовый менеджмент: учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Под ред. Н.И.Берзона. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Дополнительная

4. Бочаров В.В.Финансовый анализ. – СПб.:Питер, 2007.

5. Анализ финансовой отчетности: практикум/ Л.В.Донцова, Н.А.Никифорова.-М.:ИКЦ «Дело и Сервис», 2008.

6. Лиференко Г.Н.Финансовый анализ предприятия: Учебное пособие / Г.Н.Лиференко. М.: Издательство «Экзамен», 2005.

7. Артеменко В.Г.Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для студентов/ В.Г.Артеменко, В.В. Остапова.- Москва: Издательство «Омега-Л», 2007.

7.Законодательные акты.

8.Периодические издания: Финансовый вестник.

Наши рекомендации