Сущность и свойства управленческого решения
(47) Понятие «решение» многозначно. Под решением иногда понимают и нахождение определенного варианта действий, и сам процесс деят-ти, и её конечный результат.
Многозначность понятия «решение» следует учитывать и при определении категории «упр. реш-е».
Категория «упр. решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле этот термин можно понимать как концентрированное выражение пр-сса упр-ния на его заключительной стадии, как команду, подлежащую выполнению, поступающую от управляющей к управляемой системе.
Упр. реш-е имеет соц.-эк. природу. Оно связано с деят-тью человека, управляющего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умения, знания и навыки.
Можно выделить три связанных между собой аспекта упр. решения.
Во-первых, упр. решение — это вид деят-ти, протекающей в управляющей системе и связанной с подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий. В этом аспекте упр. решение — вид работы в структуре менеджмента, определенный этап пр-сса упр-ния.
Во-вторых, упр. решение — это вариант, формула, алгоритм воздействия управляющей системы на управляемую. В этом смысле упр. решение есть описание предполагаемых действий управляющей системы по отношению к управляемой.
В-третьих, упр. решение — это организационно практическая деят-ть менеджера в управляемой системе. Делая акцент на этом важном аспекте, упр. реш-е иногда определяют как акт орг.-практической деят-ти менеджера, осуществляемой по заранее разработанному и сознательно выбранному варианту. Понимание упр. реш-я только в этой трактовке сужает его полное содержание. Для правильного понимания упр. реш-я нужно всегда учитывать всё три его аспекта в единстве и взаимосвязи.
Упр. реш-е как специфич. вид деят-ти человека в пр-ссе упр-ния можно представить в виде последо-вательности опред. операций: разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие и осущ-е.
Решение объединяет всю совокупность указанных операций, явл-ся сочетанием интеллектуальной и орг.-практической деят-ти в управляемой системе. Реш-е находится на стыке пр-сса упр-ния и пр-сса произ-ва, явл-ся важнейшим звеном отнош-й упр-ния, связующим фактором упр-щей и упр-мой систем.
Конкретизируя социальную сущность упр. реш-я, можно выделить его свойства.
1.Упр. решение предполагает наличие возможных вариантов действий и выбора одного из них в соответствии с объективно существующей обстановкой, интересами и потребностями.
2.Выбор и принятие варианта действий являются результатом сознательной, мыслительно-психологической деят-ти человека.
3.Необходимость и осн. содержание упр. реш-я определяются целью и ориент-ся на ее достижение.
4.Упр. реш-е обладает активизирующей и организующей силой.
5.В основе упр. реш-я лежит организованная сознательная деят-ть персонала.
Соц. сущность упр. реш-я не отрицает необходимости и полезности использования современной ЭВТ при разработке реш-я.
Техника не может заменить человека как субъекта управления. Она лишь ускоряет работу, облегчает усилия, повышает производительность труда. В этом ее важное значение в процессах развития произ-ва, функционирования и совершенствования системы управления произ-вом.
Содержание процесса оперативного управления производством.
(77) Основными показателями эфф-ти производственного пр-сса на предпр-и явл-ся:
-высокий уровень ритмичности и синхронизации производства;
- полная загрузка оборудования и рабочих;
- рациональные запасы сырья, материалов, комплектующих изделий;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств;
- экономия материальных и трудовых ресурсов;
- высокое качество выпускаемой продукции.
Сложность произв. пр-сса и необходимость достижения целей предпр-я требуют всесторонней увязки всех отдельных операций в ходе произ-ва, синхронизации действий всех эл-тов этого пр-сса при непрерывном изменении внешних и внутренних условий. Это достигается за счет функционирования комплексной системы оперативного управления произ-вом, обеспечивающей четкое реш-е задач рациональной орг-ции работы всех подразделений по своевременному и качественному изготовлению и выпуску продукции (изделий) в установленном кол-ве и номенклатуре с равномерным и наиболее рациональным использованием произв. ресурсов; соблюдения произв. дисциплины на рабочих местах и обязательного выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
Оперативное управление произ-вом (ОУП) характ-ся принятием управленческим персоналом реш-й в реально складывающейся или сложившейся произв. ситуации и осущ-ся посредством прямых управляющих воздействий на объект упр-ния. В этом его основное отличие от страт. и тактич. упр-ния, которое осущ-ся через опосредованное упр-ние ресурсами для движения к поставленной цели. Кроме этого, методы ОУП отличаются от методов страт. и тактического упр-ния и иными особенностями:
1.они в максимальной степени учитывают техническую, технологическую и организационную специфику объекта упр-ния;
2.они осущ-ся в условиях относительно стабильной орг.ции произ -ва и упр-ния и не связаны с необратимыми ее изменениями;
3.период от момента принятия реш-я до предупреждения или устранения имеющего место возмущающего воздействия и ликвидации его последствий относительно короткий.
В составе системы ОУП выполняются след. основные функции, присущие управлению в целом:
- оперативное планирование — конкретизация плановых заданий произв. программы предпр-я во времени (внутри определенного оперативно-планового периода), в пространстве (по подразделениям предпр-я: цехам, участкам, бригадам, рабочим местам) и с учетом специфических особенностей технологии и орг-ции произ-ва.
-организация работ по ОУП — совокупность мер, связанная с регламентацией действий управленческого персонала предпр-я по своевременному и качеств. материально-технич. обеспечению работы цехов, мобилизацией имеющихся ресурсов, а также их перераспределением для безусловного выполнения производственных программ.
-оперативная координация; осущ-ся в целях обеспечения согласованной работы участвующих в пр-ссе выполнения плановых, функциональных и произв. заданий. Координация на практике, в основном, сводится к уточнению распределения ответственности и обязанностей между управленческими работниками, устраняющими возникшие в ходе произ-ва отклонения.
- оперативный учет. Основой для выполнения работ по планир-ю, контролю, анализу и регулир-ю (диспетчеризации) явл-ся оперативный учет результатов произв. деят-ти всех подразделений предпр-я за определенный период времени. Оперативный учет предназначен для получения связанного набора показателей, значения которых сравниваются затем с запланированными, т.е. ожидаемыми.
- оперативный анализ. Главную роль в подготовке инф-ции, необходимой для принятия и обоснования реш-й по регулированию хода произ-ва, играет оперативный анализ — всесторонняя оценка функц-ния объекта упр-ния, причин отклонений от запланированного уровня, выявление произв. резервов, определение возможных альтернатив управленческих реш-й, реализуемых при регулировании.
- оперативный контроль над ходом произ-ва имеет целью выявление отклонений от установленных плановых заданий и календарных графиков произ-ва, рассогласований в работе различных подразделений и служб предпр-я. В настоящее время основным методом контроля в ОУП явл-ся контроль по отклонению заданных параметров от планируемых значений. Этому методу свойственно существенное запаздывание в пр-ссе принятия реш-й. Более перспективный — это метод контроля по возмущениям: здесь контролируется скорость изменения заданного параметра и таким образом осущ-ся прогноз отклонений параметров от заданных значений на ближайший период времени.
-оперативное регулирование (диспетчеризация) — завершающий этап ОУП, на котором осущ-ся пр-сс разработки и реализации реш-й по предупреждению отклонений и сбоев в ходе производства, а в случае их возникновения — по их незамедлительному устранению. Этим достигается безусловное выполнение произв. программ и оперативных плановых заданий. Предупреждение или устранение отклонений и сбоев возможны благодаря использованию резервов, имеющихся в наличии: материальных (взаимозаменяемое оборудование, рабочие, материалы, заготовки, детали, инструмент); временных (организация сверхурочных работ, дополнительных смен и т.д.); организационных (перераспределение ресурсов между подразделениями).
Опыт функц-ния системы ОУП на предпр-ях позволяет вскрыть ее недостатки, основными из которых явл-ся:
- несоответствие между плановыми и учетными данными из-за отсутствия оперативной корректировки планов и календарно-плановых нормативов;
- потеря оперативности и актуальности инф-ции о состоянии произ-ва из-за разрыва между фактич. показателями хода произ-ва и передачи этой инф-ции для контроля и регулирования; избыточность и дублирование учетной инф-ции;
- недостаточная обеспеченность ср-вами вычислительной техники, что значительно повышает трудоемкость внутрицехового планир-я, снижает его точность и кач-во.
БИЛЕТ № 18