Методические рекомендации. В Беларуси формирование новой системы организации хозяйственных связей, развитие предпринимательской деятельности закономерно сопровождалось изменением в
В Беларуси формирование новой системы организации хозяйственных связей, развитие предпринимательской деятельности закономерно сопровождалось изменением в соотношении форм, способов и порядка разрешения споров между участниками зарождающегося свободного торгового оборота. Первым шагом было преобразование системы Госарбитражей, не являвшихся судебными органами, в полноценные суды для разрешения хозяйственных споров, которые интегрировались в судебную систему.
Упрощение порядка участия во внешнеторговом обороте, когда каждый белорусский субъект хозяйствования может выступить стороной во внешнеторговой сделке, актуализировало вопрос об альтернативных формах разрешения гражданских споров, возникающих из международных торговых и иных экономических связей. Как показывает международный опыт, наиболее привлекательным для участников внешнеторговых сделок является рассмотрение споров международным третейским судом (коммерческим арбитражем).
Весной 1994 г. при Белорусской торгово-промышленной палате Беларуси был создан Международный арбитражный суд (МАС при БелТПП). Это огромный шаг в плане перспективы развития третейского суда в нашем государстве. В то же время для успешного функционирования третейского суда необходима хотя бы минимальная законодательная база, в которой закрепляются важнейшие принципы деятельности арбитража, его взаимодействие с государственными судами и иные вопросы.
Такая база была создана в июле 1999 г. законом Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» с последующими изменениями внесенными Законом Республики Беларусь № 344-3 от 27 декабря 1999 г. В основу «белорусского» закона был положен Типовой закон ЮНСРIТРАЛ, что, учитывая отсутствие национальных правовых традиций в этой области, является наиболее взвешенным и обоснованным решением.
Типовой закон регламентирует порядок рассмотрения на национальном уровне вопросов арбитража. Кроме того, типовой закон, будучи компромиссом различных правовых теорий и взглядов на арбитраж, оставляет большую свободу для обоснования его положений с учетом национальной специфики.
Как показывает практика, иностранные субъекты хозяйствования более заинтересованы в разрешении возникающих между ними споров именно третейским судом, как более беспристрастным, нежели государственные.
Создание в апреле 1994 г. IМАС при БелТПП объясняется, во-первых, необходимостью исполнения принятых страной международных обязательств. Как известно, Беларусь является участницей двух международных конвенций в области арбитража: Нью-йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. Во-вторых, существование подобного органа является одним из основных условий осуществления внешнеэкономической деятельности.
Помимо норм международного права, деятельность МАС при БелТПП регулируется регламентом, утвержденным постановлением Президиума Белорусской торгово-промышленной палаты от 6 июня 2000 г. Он регламентирует основные процессуальные вопросы организации и компетенции данного арбитражного органа, правила рассмотрения споров и оплату расходов по ним.
В соответствии с законом «О международном арбитражном (третейском) суде» постоянно действующий международный арбитражный суд является негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе. Международный арбитражный суд является юридическим лицом и вмешательство в его деятельность государственных судов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных в законодательных актах.
Постоянно действующий международный арбитражный суд создается некоммерческой организацией, главной целью деятельности которой является содействие осуществлению внешнеэкономических связей с иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Международный арбитражный суд имеет свой устав и подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.
Контрольные вопросы
1. Назовите виды третейских (арбитражных) судов по разрешению хозяйственных (экономических) споров.
2. Какие споры подведомственны третейскому суду?
3. На какие органы возложена обязанность по признанию и приведению в исполнение решений международных арбитражных (третейских) судов?
4. Как формируется состав третейского суда?
Тесты
Выберите правильный (ые) ответ (ы), если такой (ие) есть.
1. При заключении договора стороны не определили суд, который будет рассматривать спор. Какие действия должны стороны выполнить для этого:
а) внести изменения в договор.
б) заключить новый договор с арбитражной оговоркой.
в) заключить дополнительное соглашение к договору.
г) обменяться письмами.
д) расторгнуть договор.
2. Стороны в арбитражной оговорке указали, что спор будет рассматриваться в арбитражном суде при торгово-промышленной палате Республики Беларусь, но не указали порядок судебного разбирательства и судей.
Как в этом случае поступить сторонам:
а) обратиться в арбитражный суд с письмом.
б) внести дополнительные изменения в договор.
в) заключить соглашение.
г) признать договор недействительным.
3. Компетенции Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате относятся следующие споры…
4. Спор разрешается Международным арбитражным судом при Белорусской торгово-промышленной палате в составе…
5. Порядок рассмотрения споров в Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате урегулирован…
6. Решение Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате должно быть вынесено в течение 10 дней со дня окончания судебного разбирательства.
Основные понятия и термины
Третейский суд – суд, избранный или учрежденный по соглашению сторон для рассмотрения уже возникшего или могущего возникнуть спора гражданско-правового характера с обязательством подчиниться его решению.