Специальная серия экспериментов
Исследование Т.Г.Богдановой.
Гипотеза: существование структурирующей функции мотива.
Материал: мыслительная деятельность, рассматриваемая как единство и взаимодействие процессов смыслообразования и целеобразования.
В деятельности человека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условия решения задачи. Промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Отсюда замысел исследования: варьируя мотивацию, проследить структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач.
Методика: ситуации 2 типов:
· Ситуация решения задачи по «нейтральной» инструкции экспериментатора
· Ситуация «исследования умственной одаренности» (условия для формирования мотивации престижного плана)
В соответствии с этим 2 серии экспериментов.
Для изучения процессов порождения промежуточных целей – методика комплексной регистрации глазодвигательной и вербальной активности испытуемых.
Испытуемых.
Задача: «Четыре квадрата», двухфазная задача.
Т.о. методика создает возможность изучения порождения промежуточных целей, а включение решения в различные мотивационные ситуации поможет выяснить, какие структурные изменения происходят в мыслительной деятельности под влиянием различной мотивации.
Фиксируемые показатели:
Вербально сформулированные промежуточные цели
Словесные оценки испытуемыми этих целей при сопоставлении с общей целью
Время и количество фиксаций
Время работы глаза с элементами, вошедшими в состав промежуточных целей…
Результаты и их обсуждение:
В деятельности испытуемых имеют место промежуточные цели, которые формируются в процессе решения задачи. Промежуточные цели возникают на разных этапах решения и играют по отношению к общей цели подчиненную роль. Процесс выдвижения промежуточных целей регулируется общей целью, но на определенном этапе решения промежуточная цель имеет самостоятельное значение.
Работа с элементами, входящими в состав промежуточных целей, начинается задолго до того момента, когда она высказывается в словесной форме.
Введение решения задач в ситуации с различной мотивацией оказывает своеобразное влияние на промежуточные цели и процесс их образования.
Выводы: проведенное исследование подтвердило гипотезу о существовании структурирующей функции мотива. Структурирующее влияние проявляется:
· В продуктивности процесса образования промежуточных целей
· В стратегии невербализованного поиска
· В степени выраженности процесса решения задач в вербальном плане
· В степени критичности по отношению к промежуточным результатам деятельности на основе соотнесения преобразований с общей целью
· В характере процесса порождения промежуточных целей
Т.о. от мотива зависят степень развернутости вербализованной и невербализованной активности испытуемых, соотношение этих уровней, степень выраженности и особенности порождения таких новообразований, какими являются промежуточные цели.
Специальная серия экспериментов
Задачи творческого типа (возможность нахождения различных решений).
Инструкция – неопределенная, о конкретном количестве решений не упоминалось. Использовался прием подсказок.
Результаты: введение своеобразной мотивации влияет на процесс порождения новых целей.
Т.о. в основе конечной продуктивности деятельности лежит продуктивность самого процесса целеобразования.
Один из механизмов повышения продуктивности конечных решений задач – это самостоятельная постановка человеком дополнительных целей относительно числа решений и их особенностей под влиянием значимых мотивов.
В других исследованиях Богданова выяснила, что мотивация существенно определяет количественные и качественные особенности процессов целеобразования.
В исследовании Т.В. Корниловой использовалась задача, взятая из книги Де Боно «Нешаблонное мышление»:
«Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребий: положить в пустую сумку два камешка, белый и черный, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а она станет нищей и умрет с голоду.
Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда, ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участьее отца...».
(Текст задачи на этом обрывался и продолжение долженбылпридумать сам испытуемый, т.е. задача заключалась в том, чтобы найти выход из создавшейся житейской ситуации). Действительное же продолжение истории (т. е. решение задачи) таково:
«Девушка опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.
— «Экая досада! — воскликнула она. — Ну да дело поправимое. Ведьпоцвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне». А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный, стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщикне станет признаваться в собственном мошенничестве».
С целью актуализировать у испытуемых разные отношения (оценки по интересности, решаемости, трудности) варьировались:
а) форма предъявления задачи испытуемому (текст, схема, рисунок);
б) инструкция, вводящая в ситуацию опыта («Я предложу Вам сейчас задачу, которую Вы должны будете решить», «Я предложу Вам задачу, с которой Вы, как мне кажется, легко справитесь», «Я предложу Вам сейчас задачу, попробуйте, пожалуйста, ее решить. До сих пор никто из испытуемых с ней не справлялся»);
в) формулировка вопроса (требования): «Найдите выход из данной ситуации», «Что бы Вы сделали на месте девушки?», «Что бы Вы посоветовали сделать девушке?», «Что, по Вашему мнению, должен посоветовать сделать девушке ее отец?».
Отношение к задаче фиксировалось как до ее решения, так и после решения. Неприятие предложенной экспериментатором задачи выражалось в подмене ее другой, моральной проблемой («Можно или нет молодой девушке выйти замуж за старика?»). Актуальность отношения человека к предложенной задаче, характеризующая как бы уровень ее принятия, степень вовлеченности человека в ее решение, проявляется в количестве предложенных решений, в отстаивании решений. Активное отношение к ситуации эксперимента выражалось в возвращаемости испытуемого к эксперименту, в вовлечении в эксперимент других испытуемых.
Т.В. Корнилова показала, что оценка задачи как интересной положительно влияет на ее последующее решение и наоборот. Также положительно коррелируют с решением задачи оценка ее как решаемой, положительное эмоциональное отношение к задаче, активность этого отношения. Само отношение к задаче формируется под влиянием таких факторов, как форма предъявления задачи испытуемому, характер инструкций и вопросов. Результаты решения задачи (решена или не решена) оказывают обратное влияние на ее оценку, на отношение к задаче.