Образования, преобразования муниципального образования
Содержание данного вопроса нами уже затрагивалось при рассмотрении вопроса роли форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления в его территориальной организации (параграф 8 главы 4 настоящего пособия), поэтому здесь мы обозначим лишь ключевые позиции, отражающие суть данной формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
При изменении границ или преобразовании муниципального образования, как уже отмечалось, требуется получение согласия населения. В этих целях на всей территории муниципального образования или на части его территории проводится голосование, которое назначается представительным органом муниципального образования.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ (статья 13) согласие население на изменение границ муниципального образования или преобразовании муниципального образования необходимо:
1) для получения согласия населения на изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов,
2) для получения согласия населения на изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений,
3) для получения согласия населения на разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений,
4) для получения согласия населения городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа и согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется соответствующее городское поселение,
5) для получения согласия населения городского поселения в связи с лишением его статусом городского округа и согласия населения муниципального района, в состав которого включается соответствующее городское поселение.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.
Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию.
Нарушение требований по дачи согласия населения и учета мнения представительного органа муниципального образования по вопросам изменения границ муниципального образования и его преобразования влечет отмену приятого закона субъекта Российской Федерации.
Несмотря на схожесть рассматриваемой процедуры голосования и местного референдума, можно назвать некоторые отличия:
1) инициаторами голосования по преобразованию муниципального образования помимо населения, органов местного самоуправления, могут также являться органы государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральные органы государственной власти,
2) местный референдум проводится на все территории муниципального образования, а голосование может проводится как на всей территории, так и части территории муниципального образования,
3) при проведении голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования не применяются многие положения, характерные для местного референдума, например, положение, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности. Или положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, а также положение о голосовании по открепительным удостоверениям[216].