Статистика государственных финансов
В силу того, что построение системы статистики государственных финансов является «зеркальным» отражением бюджетной системы, данная глава содержит ряд повторений, необходимых для раскрытия данной темы.
Понятие «статистика» происходит от латинского слова status — состояние, положение вещей. По сути, статистика государственных финансов аккумулирует в себе количественные данные, характеризующие состояние и основные тенденции в развитии системы государственных финансов.
Государственные финансы – это важная составляющая финансовой системы страны. Система государственных финансов представляет собой систему отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанной с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных финансовых средств на нужды национальной обороны и государственного управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы.
Согласно отечественной практике к системе государственных финансов принято относить бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит и финансы государственных предприятий.
Структуры государственного управления осуществляют большое количество финансовых операций, способных в своей совокупности оказать серьезное влияние на ход и качество экономического развития и роста общественного благосостояния. Сбор, агрегация и анализ данных об этих операциях позволяют оценить эффективность функционирования, оценить и измерить воздействие государственных органов на различные сферы экономики. Большую роль в системе статистики государственных финансов выполняет бюджетная классификация, позволяющая классифицировать все доходы и расходы государственного сектора по определенным видам, что значительно облегчает дальнейший анализ этих данных и контроль за деятельностью органов государственного управления.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Как уже отмечалось, действующая в настоящее время бюджетная классификация включает следующие группы:
• классификацию доходов бюджетов;
• классификацию расходов бюджетов;
• классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
• классификацию операций публично-правовых образований.
При необходимости в процессе составления статистической отчетности в системе государственных финансов бюджетная классификация может подвергаться определенной трансформации и детализации. Например, операции могут быть классифицированы по типам конкретных участников, с которыми имеют дело государственные органы, по видам и формам госзакупок и т.д.
Система статистики государственных финансов должна быть построена таким образом, чтобы содержащиеся в ней данные отражали всеобъемлющую и комплексную картину деятельности органов государственного управления и их финансовые потребности, а также их воздействие на уровень доходов экономики, состояние финансов и платежного баланса. При этом важно иметь в виду тот факт, что невозможно досконально точно определить воздействие каждого конкретного фактора в соответствии с действующей классификацией операций органов управления. Как правило, изменения, происходящие в экономике, являются результатом воздействия множества факторов. Кроме эффекта конечного воздействия необходимо разобрать и другие критерии, позволяющие группировать операции органов управления в основные группы или так называемые готовые блоки данных, которые впоследствии могут быть организованы и перестроены так, чтобы определять влияние деятельности государственных органов в конкретных условиях.
Важным условием выбора конкретного критерия при определении основных групп является природа самих операций, проводимых в системе государственных финансов, которая выявляется в процессе осуществления этих операций. Принципиальным отличием таких операций является то, что они представляют собой платежи, в обмен на которые не поступает каких-либо потоков в обратном направлении, в то время как большинство остальных операций предполагает два потока: один – к участнику сделки, другой – от него. Это значительно отличает статистику государственных финансов от бухгалтерской отчетности, которая подразумевает существование двух потоков.
Для классификации операций органов государственного управления, связанных с денежными потоками, можно определить пять основных различий в возможной природе таких операций:
• поступления или платежи;
• невозвратные или возвратные;
• возмездные или безвозмездные;
• текущие или капитальные;
• финансовые активы или обязательства;
• производимые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.
Первые две характеристики касаются всех операций, две следующие – только невозвратных. Пятая категория имеет отношение ко всем возвратным операциям, наконец, шестая касается только операций с государственными финансовыми активами.
Основными категориями статистики государственных финансов в отечественной практике являются доходы, расходы, дефицит и профицит бюджетов разных уровней бюджетной системы и внебюджетных фондов и все финансовые операции, связанные с ними.
Доходы бюджетов — денежные средства, поступающие в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Обособленно учитываются в составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов.
Отечественное бюджетное законодательство выделяет следующие виды доходов бюджета:
• налоговые;
• неналоговые;
• безвозмездные поступления.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком «минус».
Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами. Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами. В случае принятия бюджета с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета могут быть:
• внутренние источники
– государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации,
– бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации,
– поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности,
– сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам,
– изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
• внешние источники
– государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации,
– кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, предоставленные бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
кредиты, предоставленные кредитными организациями;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Как правило, статистика государственных финансов представляется в табличной форме, которая может содержать абсолютные и относительные величины. Статистика государственных финансов играет не меньшую роль, чем, например, учет активов собственного капитала либо обязательств в системе бухгалтерского учета предприятия.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте роль статистики государственных финансов в системе государственного управления.
2. Поясните значения бюджетной классификации для системы статистики государственных финансов.
3. Какие виды доходов бюджета выделяются отечественным законодательством?
Заключение
Реформирование бюджетной системы в 2004–2008 гг. позволило создать прочную основу для сохранения макроэкономической стабильности в стране в условиях финансового кризиса. Накопленные в результате долгосрочно ориентированной бюджетной политики резервы позволяют проводить активную антикризисную политику, защищать экономику и граждан от внешних воздействий.
В результате существенного снижения доходов федерального бюджета и необходимости реализации крупномасштабных антикризисных мер было признано целесообразным пересмотреть федеральный закон о федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг., признав утратившими силу параметры планового периода.
Вместе с тем уже в текущем бюджетном цикле Минфином России принято решение сформировать проект федерального бюджета на три года. Формирование закона о бюджете будет происходить в условиях приостановления отдельных положений Бюджетного кодекса, регулирующих уровень дефицита федерального бюджета и использования нефтегазовых доходов, а также оказания дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации.
В условиях финансовой неопределенности бюджетная система страны проходит испытание на прочность. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010–2012 годах» говорилось о необходимости «обеспечить адаптацию бюджетной системы к новым условиям, создать предпосылки для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период». В данной ситуации важно обеспечить качественное прогнозирование параметров федерального бюджета и возможность оперативно использовать все имеющиеся бюджетные инструменты.
В настоящее время одной из главных проблем для федерального бюджета является обеспечение исполнения всех взятых на себя государством социальных обязательств. В связи с этим необходимо мобилизовать дополнительные источники доходов бюджета, в первую очередь за счет совершенствования налогового администрирования.
Не менее важной проблемой является повышение качества государственных услуг и связанная с этим модернизация сети бюджетных учреждений. В 2009г. началось внедрение в бюджетный процесс нового инструмента бюджетирования – государственных заданий, формируемых на основе перечней государственных услуг.
Кроме того, комплексного реформирования требует система государственного и муниципального финансового контроля. В рамках бюджетирования, ориентированного на результат, необходимо обеспечить переориентацию государственного финансового контроля на достижение запланированных результатов использования бюджетных средств и целей государственной политики.
Несмотря на достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений положительные изменения в организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, все еще остается нерешенным ряд вопросов.
Сохраняются существенные различия в доходных поступлениях и расходах бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований, что приводит к ситуации, в которой объем принятых расходных обязательств значительно превышает объем доходов бюджета субъекта Федерации или муниципального образования.
В связи с ростом количества субсидий и субвенций из федерального бюджета возникает необходимость корректировки механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений должно быть также направлено на развитие стимулов повышения качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях и увеличения доходной базы бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований.
Эти факты свидетельствуют, что без пересмотра ряда принципов построения отечественной бюджетной системы нельзя достичь ощутимых успехов в экономической и социальной стабилизации, что в свою очередь представляется невозможным без тщательного изучения основ функционирования российской бюджетной системы в настоящее время.
Глоссарий
АДМИНИСТРАТОР ДОХОДОВ БЮДЖЕТА – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
АДМИНИСТРАТОР ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.
БЛОКИРОВКА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА – сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект Российской Федерации, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.
БЮДЖЕТ – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
БЮДЖЕТНАЯ РОСПИСЬ – документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
БЮДЖЕТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ – установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ – денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
ВЕДОМСТВЕННАЯ СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА – распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА – документ, устанавливающий цели, результаты и организацию деятельности (выполнение функций, оказание государственных услуг, реализацию мероприятий) главного распорядителя средств федерального бюджета, направленную на достижение целей (решение задач), предусмотренных докладом о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, одобренного Правительственной комиссией по результативности деятельности федеральных и региональных органов власти.
ВНЕШНИЕ ДОЛГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором.
ВНЕШНИЙ ДОЛГ – обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ – обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
ГЛАВНЫЙ АДМИНИСТРАТОР ДОХОДОВ БЮДЖЕТА – определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.
ГЛАВНЫЙ АДМИНИСТРАТОР ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) – определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и(или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
ГЛАВНЫЙ РАСПОРЯДИТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ – обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ) ЗАДАНИЕ – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) УСЛУГИ (РАБОТЫ) – услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами.
ДЕНЕЖНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА – превышение расходов бюджета над его доходами.
ДОТАЦИИ – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета.
ЕДИНЫЙ СЧЕТ БЮДЖЕТА – счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
ИММУНИТЕТ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА – проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
КАССОВЫЙ ПЛАН – прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
ЛИМИТ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ – объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и(или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЙ ДЕФИЦИТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА – разница между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА – доходы федерального бюджета, которые используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
НЕФТЕГАЗОВЫЙ ТРАНСФЕРТ – часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.
ОБОСНОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ – документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ДОЛГА – операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
ОТЧЕТНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД – год, предшествующий текущему финансовому году.
ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД – год, следующий за текущим финансовым годом.
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.
ПОЛУЧАТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ (получатель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА – превышение доходов бюджета над его расходами.
ПУБЛИЧНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.
ПУБЛИЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
РАСПОРЯДИТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ (распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ – бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда, предназначенные для исполнения расходных обязательств субъекта Федерации.
РЕЕСТР РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ – используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГА – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
СВОДНАЯ БЮДЖЕТНАЯ РОСПИСЬ – документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
СВОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.
СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – документ, содержащий основные параметры местного бюджета.
СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – документ, содержащий основные параметры бюджета субъекта Российской Федерации.
ТЕКУЩИЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ – Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Источники
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993г.
Бюджетный кодекс Российской Федерации: утв. 31 июля 1998г. № 145-ФЗ.
Бюджетное послание Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010–2012 годах» от 25 мая 2009г.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: утв. 31 июля 1998г. № 146-ФЗ. Часть вторая: утв. 5 августа 2000г. № 117-ФЗ.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р.
О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 годах: постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. № 862.
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.
О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года: постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001г. № 584 (с изменениями от 6 февраля 2004г.).
О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004г. № 249.
Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (включая План мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах).
О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007г. № 1010.
О концепции функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета: распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2000г. № 107-р.
О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 годах: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005г. № 1789-р.
О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 годах: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006г. № 467-р.
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (с изменениями от 8 ноября 2007 г.).
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ (с изменениями от 8 ноября 2007 г.).
О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3.
Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ.
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). Утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.
Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России): постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.
О Федеральном казначействе: постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703.
О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ.
Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования: Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г. № 729.
О Фонде социального страхования Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда».
Монографии
Алексашенко С.В. Битва за рубль. М.: Альма Матер, 1999.
Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект-Пресс, 1995.
Афанасьев М. Бюджетная политика и бюджетный процесс: Материалы к лекциям. Ч. 1, 2. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2000.
Афанасьев М. Государственный финансовый контроль: Материалы к лекциям. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2001.
Афанасьев М.П. Логика дефицитной экономики. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РАГС, 2004.
Афанасьев М.П. Очерки истории экономической мысли. М.: БДЦ, 2005.
Афанасьев М.П. Основные направления становления и развития классической бюджетной мысли. Учебно-методическое пособие. М.: АБиК, 2009.
Афанасьев М.П., Кривогов И.В. Модернизация государственных финансов. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008.
Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система. Учебник. М.: Юрайт, 2009.
Боди 3., Мертон Р.К. Финансы. М.: ИД «Вильямс», 2005.
Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов / пер. с нем. Владикавказ.: Пионер-пресс, 2002.
Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика: Учебник/ пер. с англ. СПб.: Судостроение, 1998.
Де Брюйн Х. Управление по результатам в государственном секторе / пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005.
Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: МГУ, 1997.
Кейнс Дж. М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.
Кудрин A.Л. Эффективная финансовая политика. М.: Академии бюджета и казначейства, 2006.
Кудрин A.Л. Новые направления финансовой политики: Материалы к лекциям. М.: Академии бюджета и казначейства, 2006.
МВФ. Руководство по статистике государственных финансов. 2001.
Озеров И.Х. Основы финансовой науки. М., 1914.
Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект-Пресс, 1997.
Руководство по управлению общественными финансами на региональном и муниципальном уровне / под ред. А.М. Лаврова. В 7 т. М.: ООО «ИД ДиПЛиТ», 2007.
Ротбард М. Власть и рынок: Государство и экономика / пер. с англ. Челябинск: Социум, 2003.
Сакс Д.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996.
Уотшем Т., Паррамоу К. Количественные методы в финансах. М.: Финансы, 1999.
Фишер С. и др. Экономика. М.: Дело, 1993.
Фридмен М. Если бы деньги заговорили. М.: Дело, 1998.
Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория. СПб.: ИД Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2005.
Харрис Л. Денежная теория. М.: Прогресс, 1990.
Хиллман А.Л. Государство и экономическая политика: возможности и ограничения управления / пер. с англ.; под ред. М.И. Левина. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2009.
Эдельгауз Г.E. Достоверность статистических показателей. М.: Статистика, 1977.
Юнгман Й. Бюджетный процесс как инструмент эффективного управления. Стокгольм: Regierungskanzlier, 2005.
Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. Учебник для вузов. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2000.
Ясин Е. Г. Конкурентоспособность и модернизация экономики. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2004.
Adam F., Ferrand О., Rioux R. Finances publiques. Paris: Presses de Sciences: Dalloz, 2003.
Basle M. Le budget de l’Etat. 6 ed. Paris: la Decouverte, 2004.
Blanchard O. Macroeconomics, L., Prentice-Hall, 1997. P. 620.
Blanchard О., Fisher S. Lectures on Macroeconomics. Cambridge, MIT, 1989.
Barilari A., Bouvier M. La nouvelle gouvernance fmanciere de l’Etat. Paris: LGDJ, 2004.
Bouvier V., Esclassan М.-Ch., LassaleJ-P. Finances publiques. Paris, 1996.
Brown C.V., Jackson P.M. Public Sector Economics. Cambridge, Massachusetts, 1996.
Buchanan J.M., Musgrave R.A. Public Finance and Public Choice. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1999.
Budgeting and Budgetary Institutions / Ed. A. Shah. Washington: D.C., WB, 2007.
Camby J.-P. La reforme du budget de l’Etat. La loi organique relative aux lois de finances. Paris: LGDJ, 2002.
Chouvel F. Finances publiques. Paris, 1999.
Communier J-M., Lamotte H. Finances publiques: le budget de l’Etat. Paris, 1997.
Connolly S., Munro A. Economics of the Public Sector. Harlow, England: Prentice Hall, 1999.
Cullis J., Jones P. Public Finance and Public Choice. N.Y.: Oxford University Press, 1998.
Davis J.M., Ossowsky R., Fedelino A. Fiscal Policy Formulation and Implementation in Oil-Producing Countries. Washington: D.C., IMF, 2003.
Deruel F. Finances publiques. Dalloz, 1996.
Development Assistance Committee, Glossary of Key Terms in Evaluation and Results Based Management, 2002.
Fiscal Management / Ed. A. Shah. Washington, D.C., WB, 2005.
Fiscal Sustainability in Theory and Practice / Ed. C. Burnside. Washington: D.C., WB, 2005.
Financial Soundness Indicators: Analytical Aspects and Country Practices. IMF Occasional Paper No. 212. Washington, D.C., IMF, 2002.
Financial Soundness Indicators. Compilation Guide. Washington: D.C., IMF, 2006.
Friedman L. The Microeconomics of Public Policy Analysis. Princeton University Press, 2002.
Government Auditing Standarts. GAO, 2003.
Gordon G.J. Public Administration in America. N.Y., 1986.
Hillman A.L. Public Finance and Public Policy. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
James S., Nobes Ch. The Economics of Taxation. L.: Prentice Hall Europe, 1998.
Kusek J.Z., RistR.C. Ten Steps to a Results-Based Monitoring and Evaluation System. Washington: D.C., WB, 2004.
Llau P. Equilibre budgetaire et deficits publics en Europe. Paris: Economica, 2000.
Manual on Fiscal Transparency. Washington: D.C., IMF, Fiscal Affairs Department, 2001.
Measuring Results to Improve Technical Assistance, IFC Monitoring and Evaluation Meeting. 2005, May 10.
Miller G.J., Hildreth W.B., Rabin J. Performance-Based Budgeting. Colorado, U.S.A.: Westview Press, 2001.
Musgrave R.A., Musgrave P.B. Public Finance in Theory and Practice. Singapore, 1989.
Musgrave RA. The Theory of Public Finance. N.Y., McGraw-Hill, 1959. MuzellecR. Finances Publiques. Dalloz, 1997.
Niven P.R. Balanced Scorecard Step-by-step for Government and Not-forprofit Agencies. New Jersey, U: John Wiley and Sons Inc., 2003.
Organizational Assessment. A Framework for Improving Performance. Washington: D.C., Inter-American Development Bank, 2002.
Orsoni G. L’execution de la loi de finances. Paris: Economica, 1998.
Performance Budgeting in OECD Countries. OECD, 2007.
Performance Budgeting: Linking Funding and Results / Ed. M. Robinson. Hampshire, England: Palgrave Macmillan, 2007.
Philip L. Les fondements constitutionnels des finances publiques. Paris: Economica, 1995.
Public Services Delivery / Ed. A. Shah. Washington: D.C., WB, 2005.
Public Expenditure Analysis / Ed. A. Shah. Washington: D.C., WB, 2005. Rosen H.S. Public Finance. Boston: Irvin, 1995.
Rules-Based Fiscal Policy in France, Italy and Spain. IMF Occasional Paper No. 225. Washington, D.C., IMF, 2003.
Sachs J., Larrain F. Macroeconomics in the Global Economy. N.Y., 1993.
Salanie B. Theorie economique de la fiscalite. Paris: Economica, 2002.
State Audit in the European Union. NAO Information Centre, 2005.
Stiglitz J. Economics of the Public Sector. W.W. Norton & Company, 1986.
Walsh C.E. Monetary Theory and Policy. Cambridge: MIT Press, 1998.
Wholey J.S., Hatry H.P., Newcomer K.E. Handbook of Practical Program Evaluation. New Jersey: John Wiley and Sons Inc., 2004.