IV. Правоспособность юридического лица
С момента своего возникновения юридическое лицо становится способным иметь права и обязанности, т.е. получает правоспособность. Однако правоспособность юридического лица в общем уже правоспособности физического лица. Юридическое лицо – не человек; поэтому оно не может иметь всех тех прав и обязанностей, которые связаны с естественными качествами человека, как, напр., семейных прав. Но вместе с тем было бы неправильно думать, что юридическое лицо способно обладать только имущественными правами, так как юридическое лицо может иметь и личные права, напр., право на имя, право на честь и т.п. Более того, юридическое лицо может властвовать над членами союза. С особой силой власть союза проявляется в праве союза исключать своих членов окончательно и даже без какой-либо проверки правильности такого действия другими учреждениями, если только по самому уставу это право предоставлено союзу. Идея власти союза обнаруживается также и в праве большинства изменять устав союза, хотя бы этим изменением могли быть нарушены права меньшинства (спорно). Итак, неправильно то мнение, которое ограничивает правоспособность юридического лица одними только имущественными правами, хотя нельзя отрицать того факта, что имущественная правоспособность юридического лица, в общем, уже правоспособности физического лица.
1. Именно, это есть правоспособность специальная.
Это значит, что юридическое лицо правоспособно лишь в пределах той цели, для достижения которой оно установлено (специальная правоспособность). Явление это объясняется идеей юридического лица (I). Человек, или физическое лицо, осуществляет свои цели временно и обыкновенно он ограничен в своих средствах. Наоборот, юридическое лицо может осуществлять свою правоспособность вечно и располагать громадными средствами. Отсюда видно, что юридическое лицо должно иметь специальную правоспособность, дабы оно не могло господствовать над человеком. Это особенно опасно там, где мы имеем дело с учреждениями, так как если в союзах люди могут господствовать над целью, изменять ее и даже прекращать самое существование юридического лица, то в учреждениях цель господствует над людьми, и они не могут ее изменять. В этом своеобразном положении юридического лица заключается ответ на вопрос, почему юридическое лицо имеет специальную правоспособность. В нашей сенатской практике вопрос о правоспособности юридического лица находит свое разрешение также в том смысле, что за юридическим лицом признается специальная правоспособность (реш. от 29 октября 1908 г., 06/3, 82/42 и др.). Поэтому, хотя юридическое лицо имеет право оказывать услуги (74/597) и делать пожертвования, однако, эти права его ограничиваются той целью, ради которой существует юридическое лицо.
2. Специальную правоспособность юридического лица не следует, однако, смешивать с ограничениями его правоспособности.
Именно правоспособность юридического лица хотя и есть специальная правоспособность, очерченная определенной целью, но эта специальная правоспособность может быть также ограничена. Так, напр., 1) общества, образованные на основании иностранных законов, хотя бы они действовали в пределах России, получив на то разрешения, ограничены в правах приобретения недвижимостей наравне с иностранцами (прил. к ст. 830, т. IX, ст. 6, прил. 1-го и ст. 4 прил. 2-го). Далее, 2) акционерные компании и товарищества могут приобретать земельную собственность в девяти западных губерниях в размере не более 200 десятин (прил. к ст. 698 т. X ч. 1, ст. 4). 3). Казна и различного рода заведения (ст. 981) могут приобретать имущества по дарению и завещанию с разрешения правительственной власти в установленном для того порядке (ст. 981). Церковным же учреждениям (ст. 985) для приобретения в дар и по завещанию недвижимых имуществ необходимо даже высочайшее соизволение (ст. 985).