Тема 2. Система информирования журналистов в процессе осуществления социокультурной деятельности
Проводится в виде тренинга: пресс-конференции с последующим созданием текстов (пресс-релизов, информационных материалов), позволяющим студентам продемонстрировать владение журналистскими навыками в проведении пресс-конференции и написании текста, на практике понять отличия текста журналистского произведения и РR – текста.
1.7 Список литературы
Основная литература:
- Ким М.Н. От замысла к воплощению. Учебное пособие. СПб., 1999.
- Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.
- Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000, 2004.
- Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.
- Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2003.
- Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2009.
- Основы творческой деятельности журналиста/Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
Дополнительная литература:
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1998.
2. Бакина О.В. Современная православная журналистика России. Киров, 2003.
3. Бакина О.В. Двадцать лет в эфире. Киров, 2007.
4. Бакина О.В. Родина моих детей. Киров, 1997.
5. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. СПб., 2006.
6. Кривоносов А. PR - текст в системе публичных коммуникаций. СПб., 2001.
7. Лозовский Б.Н. Журналистика: техника безопасности. Екатеринбург, 2001.
8. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005.
9. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М.,2001.
10. Олешко В.Ф. Социожурналистика. Екатеринбург, 1996.
11. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество, Или что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог. Екатеринбург, 2002.
12. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.
13. Система средств массовой информации России/Под ред. Я.Н.Засурского. М., 2001.
14. Тимофеев М.И. Связи с общественностью (паблик рилейшнз). М., 2006.
15. Типология печати: проблемы теории и практики/Отв.ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 1999.
16. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. М., 2001.
Занятия для самостоятельной работы студентов
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
1. Типология современных СМИ в социокультурном контексте. Массовые коммуникации. Массовые информационные потоки. Общее понятие о способе журналистского творчества. Журналистика как род творческой практической деятельности. | Общий обзор |
2. Творческий акт журналиста: ход работы. Ход познавательной деятельности. Стадии создания журналистского произведения. | Практическое осуществление операций (стадий) творческого акта: сбор, обработка и предъявление информации в тексте с последующей публикацикацией материала в одном из местных печатных изданий |
3. Методы познавательной деятельности журналиста. Методы сбора и предъявления информации. Текст журналистского произведения. РR – текст. | Подготовка к практическому занятию |
4. Система информирования журналистов в процессе осуществления социокультурной деятельности. | Подготовка текстов пресс-релизов |
Итого: |
Требования к выполнению контрольной работы
по курсу «Журналистика»
Контрольная работа по курсу «Журналистика» выполняется и защищается студентами специализации «Менеджер социально-культурной деятельности» в 7/9 семестре. Объём - 18-20 листов формата А4
Содержание работы:
1. Введение (2-3с.).
2. Теоретическая часть (6-7с.).
3. Практическая часть (6-7с.).
4. Заключение (2-3с.).
5. Библиографический список.
6. Приложение.
Во введении следует рассказать об основных проблемах темы, раскрыть её значение и актуальность.
В основной части работы раскрывается сущность рассматриваемой проблемы. Каждый раздел основной части целесообразно разделить на несколько пунктов (параграфов), в которых излагаются положения, освещающие проблему.
В практической части приводится опыт работы конкретных учреждений, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой теме.
В тексте необходимо оперировать конкретными фактами, ссылками на адресат, названиями культурно-досуговых центров, организаций, именами новаторов, должностных лиц.
В заключении подводятся итоги, содержатся основные выводы студента по теме в целом.
При формировании библиографического списка необходимо соблюдать правила библиографического описания, указать автора, полные данные использованного источника: заглавие, место издания, год издания, объём (для книг); название статьи, журнала, газеты, год издания, номер, страницы (для журналов и газет).
В качестве приложения может использоваться иллюстративный материал: фотографии, планы работы, программы, сценарии, буклеты, методическая литература, абонементы и т.п.
Студент должен быть готов защитить контрольную работу устно: уметь доказать правомерность основных положений и выводов по теме работы, дать характеристику библиографическим источникам.
Темы контрольных работ
по курсу «Журналистика»
- Функции и назначение журналистики
- Этические нормы как регуляторы журналистской деятельности
- Культуроформирующие функции СМИ
- Социальная позиция журналиста
- Независимость журналиста и журналистики
- Социальная позиция как система принципов деятельности
- Творческая индивидуальность журналиста (на примере творчества известных мастеров журналистики: Г. Бочарова, Л. Жуховицкого, А. Ваксберга и др.)
- Журналистское произведение – форма выражения творческой индивидуальности (на примере творчества журналистов общероссийских или региональных СМИ).
- Журналист и аудитория: факторы взаимодействия
- Профессиональный долг журналиста
- Культурно-просветительная функция православных СМИ
- Радиовещание в структуре СМИ
- Сфера духовной деятельности в журналистике
- Личность журналиста (или проблема авторского «Я» в журналистике).
- Морально-этические качества журналиста
- Тема нравственности современного общества в СМИ.
- Ценностная ориентация современной радиопублицистики.
- Профессиональная этика журналиста: проблемы теории и практики.
- Моральный выбор журналиста в процессе журналистского исследования действительности.
- Социальная ответственность журналиста
- Этичность журналиста в контексте его правовой и этической защищенности.
- Коллизии между профессиональным и служебным долгом журналиста.
- Журналист и его герои: этические аспекты взаимодействия.
- Личность журналиста в контексте общей нравственности общества
- Проблема авторского «Я» в журналистике.
- Культура в отражении телевидения России: достижения и просчеты
- Паблик рилейшнз как элемент маркетингового комплекса и средство маркетинговой коммуникации.
- Менеджмент и паблик рилейшнз: стратегия управления.
- Менеджмент и проблемы журнализма.
- Позиционирование СМИ: проблемы теории и практики.
- Место и роль журналистской профессии в обществе.
- Журналист в системе социальных взаимодействий.
- Профессиональные, социально-гражданские качества журналиста.
- Журналистика как род творческой практической деятельности.
- Факт как основа журналистского произведения.
- Методы журналистского творчества.
- Документализм как творческий метод журналистики.
- Профессиональная культура журналиста.
- Взаимосвязь журналистики и культуры.
- Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения.
Вопросы к экзамену по курсу «Журналистика»
- Журналистика как род творческой практической деятельности.
- Массовые информационные потоки и журналистика.
- Общее понятие способа журналистской деятельности.
- Журналистское познание как особый вид профессиональной деятельности.
- Методы познавательной деятельности журналиста (теоретические и эмпирические методы сбора информации).
- Методы предъявления информации в тексте.
- Традиционные методы журналистского познания.
- Методы конкретных социологических исследований в журналистике.
- Общение как метод получения первичной информации. Специфика журналистского общения.
- Методы наблюдения и изучения документов в журналистике.
- Интервью как основной метод получения информации.
- Социально-психологические особенности журналистского творчества.
- Творческий акт журналиста.
- Стадия получения информации (ход познавательной деятельности).
- Стадия образования текста (технология создания журналистского произведения).
- Методы научного и художественного познания действительности.
- Методы предъявления фактов в тексте.
- Методы предъявления образов и нормативов в тексте.
- Типы источников информации.
- Система информирования журналистов.
- Методы постижения сути.
- Правовые и этические аспекты журналистской деятельности.
- Журналистика и менеджмент в социокультурной деятельности: проблемы взаимодействия.
- Актуальные проблемы современной журналистики в культурологическом, историческом контексте.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СКП