Анализ деловой активности организации
Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Количественная оценка делается по двум направлениям:
· степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;
· уровень эффективности использования ресурсов предприятия.
Для реализации первого направления анализа целесообразно также учитывать сравнительную динамику основных показателей. В частности, оптимально следующее их соотношение: Тпб>Тр>Так>100%, где Тпб, Тр, Так — соответственно темп изменения прибыли, реализации, авансированного капитала.Эта зависимость означает, что:
а) экономический потенциал предприятия возрастает;
б) по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т. е. ресурсы предприятия используются более эффективно;
в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения.
Приведенное соотношение можно условно назвать «золотым правилом экономики предприятия». Втор напр. Оценка эф-ти использования ресурсов предпр:1. Коэффициент оборачиваемости авансированного капитала - характеризует ресурсоотдачу, т.е. объем реализованной продукции, приходящейся на каждый рубль вложенных в производство средств (активов предприятия): Оак = В / АК, где В – выручка от продаж, АК – средняя общая стоимость имущества (авансированного капитала) = средний итог баланса-нетто. 2. Оборачиваемость текущих активов — характеризует средний период (в днях) оборачиваемости средств, вложенных в текущие (оборотные) активы:
Ота = (ОАср. * Д) / В, ОА ср - средние остатки оборотных средств по балансу, Д – число дней в периоде (30, 90, 180, 360 и т.п.). 3. Оборачиваемость товарных запасов и готовой продукции характеризует среднюю продолжительность пребывания товарных запасов и готовой продукции на складе до момента их реализации (в днях). Оз = ТЗср. * Д / С , ТЗ ср - средние товарные запасы и готовая продукция по данным бухгалтерского баланса, С - себестоимость реализованной продукции (т.к. и товары, и готовая продукция в балансе отражаются по себестоимости). 4. Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях характеризует время, в течение которого дебиторы возвращают свои долги: Одз = ДЗср. * Д / В, ДЗср. – средний размер дебиторской задолженности по балансу. 5. Оборачиваемость кредиторской задолженности в днях – средний период, в течение которого предприятие погашает свою кредиторскую задолженность:Окз = КЗср. * Д / С, КЗср. – средние остатки кредиторской задолженности по балансу.
Важнейшими показателями, характеризующими деловую активность и эффективность производства, считаются показатели рентабельности.
6. Рентабельность активов (авансированного капитала) показывает доходность использования всего имущества орг: Ра = Пн / А, или Ра = Пп / А
Пн – прибыль до налогообложения, А – средние активы = средний итог баланса-нетто, Пп – прибыль от продаж.
7. Рентабельность деятельности – отражает доходность всех операций предприятия: Рд = Пн / В, Пн – прибыль до налогообложения, В – выручка от продаж.
8. Рентабельность продаж (основной деятельности) – отражает прибыль на 1 рубль выручки: Рп = Пп / В
9. Рентабельность собственного капитала характеризует прибыльность использования собственных средств предприятия и показывает степень его привлекательности для инвесторов и кредиторов:
Рск = Пч / КР,Пч – чистая прибыль, КР – средние остатки собственных средств предприятия.
35. Виды хозяйственной стратегии организации.Хозяйственная стратегия предприятия - это основной принцип осуществления им финансово-хозяйственной деятельности; это путь, который привел к тому финансовому положению, которое предприятие имеет на момент оценки его финансового состояния. В рыночных условиях у предприятий могут быть различные варианты стратегических целей, определяющих основную направленность их хозяйственной и финансовой деятельности. Рассмотрим некоторые из них:
1. Стратегия роста,когда происходит наращивание темпов и объемов деятельности, расширение сферы коммерческого влияния, повышение делового имиджа. Стратегия роста ориентирует предприятие не столько на получение быстрых прибылей, сколько на реализацию своей главной цели расширения производства. Следовательно, наблюдается процесс расширенного воспроизводства капитала. Основными признаками такой стратегии являются:
· значительный рост производственного потенциала (основных фондов, оборотных средств);
· рост деловой активности (объемов производства и реализации продукции, оборачиваемости средств, финансовых результатов);
· рост доли заемного капитала в источниках финансирования при обязательном возрастании размера собственного капитала, причем темпы роста собственного капитала значительны и происходят в основном за счет накопления прибыли (формирования фондов и резервов).
При таком состоянии организации финансовая стратегия может оцениваться как активная и накопительная. При ее оценке основной упор в финансовом анализе должен делаться на изучение источников финансовых ресурсов, эффективности их использования и возможностей дальнейшего осуществления выбранной стратегической линии организации.
2. Для стратегии выживания характерны:
· незначительные сдвиги в сторону роста активов и объемов деятельности (в пределах инфляции или даже ниже);
· возрастание доли заемных средств в источниках финансирования, причем преимущественно за счет кредиторской задолженности (без кредитов банка);
· простой тип воспроизводства капитала, т.е. незначительный рост или полное отсутствие роста собственного капитала;
· незначительный (ниже отраслевого) уровень рентабельности;
· использование значительной части прибыли на потребление;
· наличие признаков некоторой финансовой активности, желания получить дополнительные финансовые ресурсы (краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения, аренда, лизинг).
Если обнаружены указанные признаки, основной упор в дальнейшем анализе должен быть сделан на изучение возможностей выжить, сохранив выбранную стратегию. Поскольку для такого типа стратегии очень характерна тактика хронических неплатежей, именно расчетной дисциплине должно быть уделено особое внимание.
3. Достаточно часто встречающаяся стратегия - инерции. Для предприятий с такой стратегией характерны низкая деловая активность, сокращение производственного потенциала, хронические неплатежи кредиторам, в бюджет и внебюджетные фонды, постепенное размывание собственного капитала убытками, частичная или полная несостоятельность. При этом предприятия продолжают функционировать “по инерции”. Такой хозяйственной стратегии соответствует финансовая стратегия спада и банкротства.
36.Анализ риска банкротства организации.Предпосылки банкротства многообразны - это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Их можно классифицировать следующим образом.
Оценка вероятности банкротства орг. Может осуществляться с помощью расчета коэф-в:
1. Коэффициент текущей ликвидности. Он характеризует степень общего покрытия всеми оборотными средствами предприятия суммы срочных обязательств.
2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.
3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
Основанием для отнесения структуры баланса предприятия к неудовлетворительной, а самого предприятия - к неплатежеспособным является наличие одного из следующих признаков:
• коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
• коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.
В этом случае предлагается рассчитывать коэффициент воостановления платежеспособности по формуле:
Величина коэффициента восстановления платежеспособности меньше 1 свидетельствует о том, что предприятие не имеет реальной возможности восстановить платежеспособность в течение ближайших 6 месяцев (и наоборот).
В случае, если структура бухгалтерского баланса предприятия признается удовлетворительной, а само предприятие – платежеспособным, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности по формуле:
Величина коэффициента утраты платежеспособности меньше 1 свидетельствует о том, что существует риск утраты предприятием платежеспособности в течение ближайших 3 месяцев (и наоборот).
Однако следует отметить, что данная система критериев диагностики банкротства субъектов хозяйствования является несовершенной. По этой методике можно объявить банкротом даже высокорентабельное предприятие, если оно использует в обороте много заемных средств. Кроме того, нормативное значение принятых критериев не может быть одинаковым для разных отраслей экономики в виду различной структуры капитала. Они должны быть разработаны для каждой отрасли и подотрасли.