Расширение собственных мощностей
Если предприятие только предполагает расширить свои производственные мощности, принять решение о собственном производстве или поставках со стороны сложно. Сначала требуется рассчитать оптимальную производственную мощность. Кроме того, необходимо определить показатели сбыта.
Затраты исчисляются относительно легко. Трудно определить спрос Для этого путем исследования рынка выясняют, каков его потенциал. Собственный отдел сбыта может относительно точно определить объем сбыта, если компетентные руководители интенсивно занимаются этими вопросами
Если спрос велик и предполагается его рост в будущем, целесообразно развивать собственные мощности. При ограниченном спросе и неясных перспективах нужно использовать имею-
щиеся мощности. Дополнительно возникающий в этом случае спрос можно покрывать, закупив соответствующую продукцию у других предприятий.
Предприниматель, возможно, хотел бы знать, при какой величине спроса следует создавать или расширять собственные мощности. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вычислить объемы сбыта, выручку от реализации продукции и затраты, связанные с созданием дополнительных мощностей. На основе ожидаемых объемов сбыта в натуральном выражении и цен продажи рассчитывают оптимальную мощность с учетом других факторов, предопределяющих выбор правильного решения. К таким факторам относятся нагрузка на окружающую среду, наличие земельных участков, инфраструктура, минимальные мощности оборудования, а также технический прогресс в области производственных процессов и методов.
Рис. 35. График безубыточности при собственном производстве и поставках со стороны |
Посредством анализа величин в точке безубыточности можно определить, при каком объеме продукции собственного производства или поставляемой со стороны достигается безубыточность предприятия (рис. 35). Сплошные линии показывают изменение затрат при поставках со стороны, а пунктирные -при собственном производстве.
Точка безубыточности при поставках со стороны (Б,) достигается раньше (при меньших объемах выпуска), чем при собственном производстве (Б2). После достижения точки безубыточности предприятие начинает получать прибыль. Чтобы сделать рентабельным собственное производство, необходимо увеличить объем выпуска и продаж. В точке пересечения линий затрат собственного производства и поставок со стороны (Б, _2) совокупные затраты для обеих альтернатив равны.
До достижения точки безубыточности собственного производства поставки со стороны более выгодны. После этого целесообразно расширять собственные мощности. При увеличивающихся объемах сбыта решение должно быть в пользу развития собственного производства. Однако следует помнить, что при падении сбыта изменяются и соответствующие переменные и постоянные затраты. Тогда поставки со стороны - лучшее решение.
Наряду с объемами сбыта следует тщательно анализировать выручку от реализации продукции. Изменение цен продаж оказывает непосредственное влияние на выручку от реализации. В этом случае точка безубыточности может сдвигаться в ту или иную сторону.
Из графика безубыточности следует, что недостаточно сравнить переменные затраты собственного производства с переменными затратами при поставках со стороны. Для обеих альтернатив необходимо рассчитать и добавить соответствующие постоянные затраты. Постоянные затраты при собственном производстве возникают как затраты на поддержание мощностей в состоянии готовности к использованию. Но и при поставках со стороны также возникают постоянные затраты, к которым относятся, в частности, дополнительные складские и административно-управленческие расходы.
В табл. 67 приведены данные для сравнения затрат собственного производства и поставок со стороны. Тщательный расчет переменных и постоянных затрат облегчает принятие решения в пользу одной из альтернатив.
Переменные затраты составляют при собственном производстве 75 ДМ за одно изделие в сравнении с 160 ДМ при поставке со стороны. Таким образом, переменные затраты собственного производства на 85 ДМ меньше. Постоянные затраты собственного производства значительно выше, что связано с большими расходами на подготовку квалифицированных рабочих и приобретение оборудования. Постоянные затраты собственного производства составляют 645 000 ДМ в год, а при поставках со стороны -только 140 000 ДМ в год.
Затраты на единицу продукции необходимо рассчитать и при различном уровне загрузки мощностей (табл. 68).
Таблица 67 Собственное производство и поставки со стороны
Собственное производство | Поставки со стороны | |||
Переменные затраты, ДМ/ шт. | Постоянные затраты, тыс ДМ/год | Переменные затраты, ДМ/ шт. | Постоянные затраты, тыс ДМ/ год | |
Основные материалы | ||||
Заработная плата основных производственных рабочих | ||||
Энергия | ||||
Затраты на персонал | ||||
Затраты на ремонт | ||||
Калькуляционная амортизация | ||||
Калькуляционные проценты | ||||
Отдел закупок | ||||
Склад | ||||
Управление | ||||
Прочие затраты | ||||
Всего |
Если бы можно было продать 10 000 изделий, совокупные затраты на одно изделие при собственном производстве составили бы 140 ДМ, а при поставке со стороны - 174 ДМ. При продаже 5000 изделий совокупные затраты на одно изделие составят 204 ДМ при собственном производстве и 188 ДМ при поставке со стороны.
Теперь встает вопрос о критическом объеме продаж, при котором совокупные затраты на одно изделие при собственном производстве и поставке со стороны равны. Такой критический объем лежит в пределах между 10 000 и 5000 шт.
Следующая формула позволяет рассчитать критический объем продаж:
При таком объеме продаж (5941 шт.) совокупные затраты на одно изделие при собственном производстве и поставке со стороны равны. Если объем продаж превысит критический, то собственное производство изделий становится предпочтительнее. Если объем продаж снижается ниже критического, то поставки со стороны являются лучшим решением.
Проверка подтверждает полученный результат. При собственном производстве или поставке со стороны 5941 изделия совокупные затраты составят 1 090 575 ДМ (табл. 69).
Таблица 68